Фрагмент для ознакомления
2
Распад Союза ССР привел к коренным изменениям в нашем обществе. В правовой сфере вновь были признаны принципы верховенства права, разделения властей, независимого суда и приоритета прав и свобод человека и гражданина. В научном плане резко оживился интерес к частному праву, и Гражданский кодекс стали даже именовать экономической конституцией. Критике подвергались многие отрасли публичного права и в целом роль государственных институтов и управления. В этих условиях автор настоящей статьи счел необходимым подготовить и опубликовать свою концепцию публичного права, в которой была предпринята попытка преодолеть его сугубо структурно-отраслевой аспект и дать характеристику основных принципов, институтов и методов публично-правового регулирования. Книга получила признание научной общественности.
В последние годы в стране широко развернулось исследование проблем публичного права. Правда, его концептуальная трактовка не выходит за пределы структуры, состава отраслей (иногда оно даже считается отраслью права) и дело по-прежнему сводится только к анализу и оценке методов публичного регулирования и традиционному противоборству их с методами частного права - кто сильнее.
Новые подходы к верховенству права дали мощный толчок комплексной разработке проблем публичного права. Появились интересные книги о федерализме, власти и государственном управлении, финансовом регулировании, судебной власти, государстве. Системным «венцом» школы публичного права стало масштабное исследование механизмов публично-правового регулирования.
Во всех изданиях научных концепций российского законодательства отчетливо выделяются сферы и методы публично-правового и частноправового регулирования, анализируется динамика их соотношения. И такой подход получил широкую поддержку научной общественности и парламентских правительственных органов. Усилилось внимание и к проблемам совершенствования взаимоотношений власти и бизнеса, преодолению административных барьеров и коррупции.
Следует обратить внимание на новые тенденции общественных процессов. Во-первых, наблюдается расширение правового пространства общения, согласованной и совместной деятельности людей, их объединений, государств. Для этого нужны общепризнанные цели, ориентиры и регуляторы.
Во-вторых, в жизни общества и мирового сообщества возникают новые общие интересы - в масштабе региона, национальных государств, всеобщие интересы - в глобальном плане. Это потребности использования энергетических ресурсов, сохранения природной среды, применения новых научных и технических решений, предотвращения и устранения опасностей техногенных и природных катастроф, болезней, терроризма и угроз безопасности любого масштаба.
В-третьих, все более отчетливо проявляются технико-экономические связи и зависимости отдельных ячеек как национального общества, так и мирового сообщества. Это выражается в новых производственных, технологических, финансовых и иных отношениях, обусловливающих интегративность институтов, норм и деятельности.
В-четвертых, происходит укрепление общественных, государственных гарантий прав и законных интересов граждан, которые именно с их помощью получают наиболее полное выражение. Тут нет противоречия, поскольку коллективные способы обеспечения имеют не меньшее значение (как, например, в сфере экологии).
В-пятых, налицо всемерное расширение «информационной картины мира» и доступности сведений, данных и информации.
В определенном смысле публичное право есть функционально-структурная подсистема права, выражающая публичные интересы и регулирующая преимущественно базовые, властные, управленческие, экономические, социальные и межгосударственные отношения.
Отсюда такие функции публичного права, как правовое обеспечение системного устройства общества, установление легитимности власти, гуманитарность публичного регулирования, обеспечение управления публичным сектором. Они являются целевыми и «сквозными» для всех разноотраслевых правовых регуляторов.
Публичное право можно условно разделить на общую и особенную части. В первую входят те правовые и организационные элементы, из которых формируется его ядро (концентрат). Начнем с того, что публичное право характеризуется специфическим правопониманием, которому присущи признание и обеспечение приоритета публичных интересов. Оно формирует в итоге тип юридического мышления и общественного сознания, выражающегося в социально активном правомерном поведении. Тут общечеловеческие и общесоциальные ценности призваны отражать высокоразвитое индивидуальное и групповое сознание и поведение и служат ему высокими гарантиями.
Публичное право, выполняющее общесистемную, интегративную роль, состоит из системы собственных и общих институтов, которые проникают в любой правовой массив и служат его опорной конструкцией. К таковым можно отнести:
а) правовое обеспечение публичного интереса;
б) интегративные функции публичного права;
в) публично-правовое поведение;
г) структурно оформленные властные институты;
д) императивные методы публично-правового регулирования;
е) правоустанавливающие институты;
ж) процессуальные и регламентные институты.
Разумеется, названные институты публичного права представляют собой своеобразные системные образования, которые распадаются на ряд последовательно взаимосвязанных институтов.
В особенную часть системы публичного права входят, естественно, отрасли и комплексы права. Во-первых, правовые отрасли исключительно или преимущественно публичной направленности и содержания. Это конституционное право, административное право, финансовое право, включая подсистемы бюджетного и налогового права, информационное право, уголовное право, процессуальное право, уголовный, гражданский, арбитражный и административный процессы, международное публичное право.
Во-вторых, можно выделять смешанные комплексные отрасли, в которых публичные институты находятся в паритетном или преобладающем соотношении с нормами частного права. К таковым можно отнести экологическое право, трудовое право, аграрное право, формирующиеся отрасли образовательного, медицинского, промышленного, энергетического права, а также сходные отрасли международного права. Причем названные отрасли не теряют своей самостоятельности и не лишаются каких-либо норм и институтов. Напротив, они «прирастают» более разветвленными связями и средствами регулирования, получают мощную поддержку «союзников» и прочный фундамент для общественного восприятия.
В-третьих, отрасли частного права, где присутствуют элементы публичного права. И здесь возникает ряд актуальных проблем, ждущих пытливых исследователей. Общественная практика уже давно дает импульсы для решения такой проблемы, как критерии сочетания публичных и частных начал в разных сферах в условиях изменчивости ситуаций, требующих правового воздействия (регистрация и уведомление, уровни регулирования цен, заказы и экономическая самостоятельность и др.). В повестке дня вопросы юридического лица в публичном праве, природы и видов соглашений в публичных сферах (бюджетной и др.), статусов организаций типа госкорпораций и государственных компаний, государственно-общественных структур, «совмещенных» режимов деятельности в условиях государственно-частного партнерства.
Весьма важен поведенческий механизм публичного права, который позволяет анализировать не только статусы граждан, депутатов, служащих и др., но и реальные роли и допускаемые ими отклонения от правовых норм. Тогда удастся придать механизмам публично-правового регулирования высокую эффективность не только в ближайшей, но и в отдаленной перспективе. Активное использование методов прогнозирования реальных публично-правовых процессов с учетом динамики общества и мирового сообщества позволит предвидеть устойчивость основных принципов и институтов публичного права.
В современных условиях еще более отчетливо проявляется творческая роль государственно-правовых регуляторов в разных сферах жизни общества. Достаточно упомянуть о новом Федеральном законе от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».
В сфере публично-правовых исследований особую актуальность приобретают механизмы прогнозирования и устранения рисков. Это позволит готовить правовые модели и решения на прочной основе научных расчетов и избегать ошибок, а значит, более эффективно регулировать общественные и иные процессы.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Алексеев С.С., Аюшеева И.З., Васильев А.С. [и др.] Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т. 1 / Под общ. ред. С.А. Степанова. М.: «Проспект»; «Институт частного права», 2011. С. 18.
4. Андреев В.К. О сочетании частных и публичных начал в правовом регулировании предпринимательской деятельности // Журнал российского права. 2013. N 1.
5. Брагинский М.И. О месте гражданского права в системе «право публичное - право частное» // Проблемы современного гражданского права / Отв. ред. В.Н. Литовкин, В.А. Рахмилович. М., 2000. С. 69.
6. Гражданское право: Учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1. С. 68.
7. Гражданское законодательство Российской Федерации: Учебник. Т. I / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2009. С. 2.
8. Гражданское право: учебник: в 3 т. / С.С. Алексеев, И.З. Аюшеева, А.С. Васильев [и др.]; под ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2010. Т. 1.
9. Гутерман А.Е. О соотношении права частного и права публичного // Юрист. 2014. N 8. С. 34.
10. Дозорцев В.А. Один кодекс или два? (Нужен ли Хозяйственный кодекс наряду с Гражданским?) // Вестник гражданского права. 2008. N 4.
11. Егоров Н.Д. Понятие гражданского права // Вестник гражданского права. 2012. N 4. С. 38.
12. Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. М.: РАНХиГС при Президенте РФ: Статут, 2013.
13. Иванова С.А. К вопросу о классификации права на частное и публичное: перспективы развития // Административное и муниципальное право. 2013. N 6.
14. Ильин И.А. Теория права и государства. М., 2003. С. 118 - 123, 153 - 156.
15. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». М.: Статут, 2000. (Классика российской цивилистики.)
16. Концепции развития российского законодательства / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. М., 2014.
17. Коршунов Н.М. Противостояние «хозяйственников» и «цивилистов» в контексте конвергенции частного и публичного права // Предпринимательское право. 2011. N 1.
18. Крохина Ю.А. Принцип сочетания частных и публичных интересов в финансовом праве // Финансовое право. 2012. N 5.
19. Маковский А.Л. О кодификации гражданского права (1922 - 2006). М.: Статут, 2010. С. 118.
20. Платонов С.В. К вопросу о концепции Торгового кодекса // Таможенное дело. 2008. N 2.
21. Российское гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 1. С. 57.
22. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002. С. 45 - 92.
23. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы / И.С. Власов, В.И. Лафитский, О.А. Макаренко [и др.]; под ред. В.И. Лафитского. М.: ИЗиСП: Контракт, 2012. Т. 1: Правовые системы Восточной Европы.
24. Тихомиров Ю.А. Научная школа публичного права // Журнал российского права. 2015. N 9. С. 22.
25. Филиппова С.Ю. Инструментальный подход в науке частного права. М.: Статут, 2013. С. 3.
26. Частное право: проблемы теории и практики / А.Ю. Беспалов, Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк и др.; отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М.: Проспект, 2016.
27. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве // СПС «КонсультантПлюс».
28. Яковлев В.Ф., Талапина Э.В. Роль публичного и частного права в регулировании экономики // Журнал российского права. 2012. N 2.
29. Яковлев В.Ф. Избранные труды. Т. 2: Гражданское право: история и современность. Кн. 1. М.: Статут, 2012. С. 153.