Фрагмент для ознакомления
2
В общей теории права формы выражения и закрепления правовых норм определяются как источники права в формально-юридическом смысле. В рамках правовой системы источники права, выстроенные по принципу их иерархической соподчиненности, образуют систему источ¬ников права .
Особенностью административного права как отрасли права является разнообразие и множество составляющих его источников. Это обуслов¬лено предметом административного права, который определяется мно-жественностью управленческих отношений, регулирующих различные сфе-ры общественной жизни. Существует значительное количество чисто адми-нистративно-правовых источников. В то же время немало источни¬ков, в ко-торых одновременно могут содержаться нормы нескольких от¬раслей права (например, административного и трудового, администра¬тивного и граждан-ского).
С. Н. Братановский относит к источникам административного права Конституцию РФ 1993 г., общепризнанные принципы и нормы междуна-родного права и международные договоры Российской Федерации, адми-нистративно-правовые нормы содержащиеся в законодательных актах, ука-зы Президента РФ, постановления правительства РФ, нормативные акты фе-деральных министерств и иных федеральных органов исполни¬тельной вла-сти, законодательные и иные нормативные акты представи¬тельных и испол-нительных органов субъектов Российской Федерации, нормативные право-вые акты исполнительных органов местного само¬управления .
Нередко систему источников административного права называют ад-министративным законодательством, что не совсем корректно, ибо ад-министративно-правовые нормы содержатся не только в законах, но и в под-законных актах. Поэтому административное законодательство следу¬ет пони-мать как систему законов, включающих нормы административно¬го права, а всю совокупность действующих источников данной отрасли можно назвать системой источников административного права .
Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, административное и ад-министративно-процессуальное законодательство находятся в совмест¬ном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что так-же увеличивает объем источников административного права. Ис¬точники права подвержены изменениям, связанным с объективными и субъективными факторами. Все это усложняет систематизацию админи¬стративно-правовых норм.
Современные наука и практика не дали однозначного ответа на вопрос о том, может ли Конституция России считаться источником административ-ного права. На сегодняшний день существует два диаметрально противопо-ложных подхода к решению обозначенной проблемы. Согласно первому из них в Конституции содержатся лишь исходные положения для других отрас-лей права, а «все ее нормы относятся к одной отрасли права - к конституци-онному праву» , в чем состоит ведущая роль этой отрасли права по отноше-нию к другим отраслям права. Действительно, нормативный правовой акт может претендовать на статус источника административного права, если он содержит административно-правовые нормы или отдельные нормативные предписания, входящие в их состав. А возможность распространения консти-туционных положений на сферу административного права не делает эти по-ложения административно-правовыми; они сохраняют конституционно-правовое содержание и свою отраслевую принадлежность. Тот факт, что не-которые конституционные положения имеют административно-правовое зна-чение, является недостаточным для признания Конституции России источни-ком административного права.
Получивший более широкое распространение второй подход основы-вается на доводе, в соответствии с которым Конституция является юридиче-ской базой всего российского права, и поэтому в ней должны содержаться нормы его различных отраслей . Аргументом, свидетельствующим в пользу признания Конституции источником административного права, является то, что данный документ содержит значительное количество административно-правовых норм, имеющих административно-правовую направленность, что обусловливает ее значение как важнейшего источника административного права. Вот примеры таких норм: 1) нормы, определяющие правовые основы организации и функционирования административно-публичных органов (п. «г» ст. 71, п. «н» ч. 1 ст. 72, ст. ст. 77, 80, 83, 84, 86, 87, 110 - 117); 2) нормы, закрепляющие административно-правовой статус граждан Российской Феде-рации, иностранцев и апатридов (ст. ст. 6, 17 - 19, 24, 27, 62, ч. 1 ст. 63); 3) нормы об участии граждан в управлении государством (ч. 4 ст. 29, ст. 32); 4) нормы, устанавливающие предметы ведения и полномочия Российской Фе-дерации и ее субъектов в различных областях административно-публичной сферы (ст. ст. 71 - 73, 76); 5) нормы, уделяющие внимание согласительным процедурам, средствам предотвращения юридических коллизий, что повы-шает роль Конституции как реальной правовой базы для обеспечения равно-правия различных социальных интересов (ч. 3 ст. 76, ст. 85, ч. 3 ст. 109, ст. 115); 6) о судебной юрисдикции в административно-публичной сфере (ч. ч. 1 и 2 ст. 46, ч. 2 ст. 118, ч. ч. 2 и 3 ст. 125). Поскольку данные административ-но-правовые положения имеют принципиальное значение для отрасли адми-нистративного права, постольку они зафиксированы на конституционном уровне. Следовательно, Конституция России является основополагающим источником административного права, содержащим административно-правовые нормы и отдельные нормативные предписания, входящие в их со-став.
Система источников административного права:
на федеральном уровне:
- Конституция РФ;
- общепризнанные принципы и нормы международного права, между-народные договоры РФ;
- постановления Конституционного Суда РФ;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- законы РФ о поправке к Конституции РФ;
- нормативные указы и распоряжения Президента РФ;
- нормативные акты палат Федерального Собрания РФ;
- нормативные постановления Правительства РФ;
- нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
- нормативные акты других публичных субъектов (например, Цен-трального банка РФ);
на региональном уровне:
- конституции (уставы) субъектов РФ;
- постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ;
- законы субъектов РФ;
- нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ;
- нормативные акты законодательных (представительных) органов гос-ударственной власти субъектов РФ;
- нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
- нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ от-раслевой и функциональной компетенции;
на муниципальном (местном) уровне:
- уставы муниципальных образований;
- нормативные акты представительных органов муниципального обра-зования;
- нормативные акты глав муниципальных образований;
- нормативные акты местной администрации.
Необходимо отметить в качестве источников административного права большое количество административных регламентов, принимаемых органа-ми исполнительной власти, как правило, содержащих процедуры выполне-ния определенных функций и исполнения государственных услуг. Но боль-шинство из них принято этими органами и самими же ими выполняется. По-этому в научной литературе неоднократно высказывались предложения о принятии закона об административных процедурах .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декаб-ря 2001 г. № 195–ФЗ (ред. от 27.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 32. – Ст. 1242.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Феде-рации от 08.03.2015 № 21–ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.) // Собрание законода-тельства РФ. – 2015. – № 10. – Ст. 1391.
Научная и учебная литература
4. Аблаев И.М. Организационно–экономические формы государ-ственно–частного партнерства / И.М. Аблаев // Экономические науки. – 2012. – № 97. – С. 28–31.
5. Административное право России: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. П.И. Кононова. – Москва, 2009. – 745 с.
6. Адриановская Т.Л. Административная ответственность за нару-шения трудового законодательства / Т.Л. Адриановская // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 16. – С. 118–120.
7. Архипов С. И. Проблемы правопонимания: коллективная моногра-фия по результатам III Алексеевских чтений / С.И. Архипов, Е.А. Белканов, Л.Н. Берг. – Екатеринбург, 2018. – 276 с.
8. Бехер В.В. Публичные слушания как один из механизмов реали-зации принципа прозрачности бюджетного процесса / В.В. Бехер // Ленин-градский юридический журнал. – 2013. – № 1 (31). – С. 203–209.
9. Братановский С. Н. Административное право: Общая часть: учеб-ник / С.Н. Братановский. – Москва: Директ–Медиа, 2013. – 921 с.
10. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие / А.М. Волков. – Москва: Проспект, 2018. – 144 с.
11. Габараева Н.В. Судебный контроль при реализации мер админи-стративного принуждения / Н.В. Габараева, А.Г. Эртель // Современные научные исследования. – 2012. – № 12 (9). – С. 12.
12. Денисов С.И. Становление чрезвычайного законодательства Гер-мании от падения монархии до принятия Веймарской Конституции / С.И. Денисов // Вестник Брянского государственного университета. – 2017. – № 1 (31). – С. 38–44.
13. Жеребцов А.Н. Вопросы сущности и правоприменительного зна-чения административной практики / А.Н. Жеребцов, Н.В. Павлов // Lex Rus-sica. – 2019. – № 3 (148).
14. Колиева А.Э., Мустафина С.А. О Сущности судебного контроля над исполнением административных взысканий / А.Э. Колиева, С.А. Муста-фина // Актуальные вопросы уголовного права, процесса и криминалистики Адыгейский государственный университет – филиал в городе Белореченск Научно–исследовательский институт истории, экономики и права (г. Москва). – 2014. – С. 81–84.
15. Кононов П. И. О систематизации российского административно¬го права и законодательства / П.И. Кононов // Административное право и про-цесс. – 2018. – № 6. – С. 6–11.
16. Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ / О.Е. Ку-тафин. – Москва, 2002. – 638 с.
17. Лазарев В. В. Нормативная природа судебного прецедента / В.В. Лазарев // Журнал рос¬сийского права. – 2012. – № 4 (184). – С. 92–99.
18. Ордина О. Н. Об основных направлениях систематизации источ-ни¬ков административного права / О.Н. Ордина // Административное право и процесс. – 2014. – № 8. – С. 20–24.
19. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общей ред. В. С. Нерсесянца. – Москва: Норма, 2004. – 832 с.
20. Румянцев А.А. Что такое субстрат и для чего он нужен / А.А. Ру-мянцев, А.Г. Эртель // Современная научная мысль. – 2019. – № 1. – С. 134–139.
21. Соловьев А.А. Общая характеристика французской модели ад-министративной юстиции / А.А. Соловьев // Вестник Российского универси-тета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2018. – № 3. – С. 142–151.
22. Степкин С. Зачет иных периодов работы в стаж федеральной гос-ударственной гражданской службы / С. Степкин // Государственная служба. – 2017. – № 1 (105). – С. 70–73.
23. Токарева Е.В. Защита прав и законных интересов неопределенно-го круга лиц в гражданском процессе / Е.В. Токарева // Закон и право. – 2018. – № 1. – С. 37–44.
24. Хейгетова С.Е. Обсуждение доклада совета федерации федераль-ного собрания российской федерации 2007 года в юридическом институте северо¬кавказской академии государственной службы / С.Е. Хейгетова // Се-веро–Кавказский юридический вестник. – 2008. – № 4. – С. 15–18.
25. Чернов Ю. И. Гражданско–правовые и административно–правовые аспекты создания и развития в России системы «Антиплагиат» / Ю.И. Чернов, К.О. Салова // Власть закона. – 2017. – № 4 (32). – С. 162–169.
26. Чухвичев Д. В. Некоторые теоретические проблемы процесса ко-ди¬фикации / Д.В. Чухвичев // Гражданин и право. – 2017. – № 11. – С. 27–39.
27. Чухвичев Д. В. Основные этапы кодификации / Д.В. Чухвичев // Гражданин и пра¬во. – 2019. – № 8. – С. 11–23.
28. Ширшов К.А. Динамика рассмотрения судами дел об оспарива-нии актов местного самоуправления / К.А. Ширшов // Правовые проблемы укрепления российской государственности Сборник статей. Под редакцией М. М. Журавлева, А. М. Барнашова, В. М. Зуева. – Томск, 2011. – С. 134–135.