Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Тема планирования бизнеса является одной и той же важной для того, кто лишь собирается создать новое дело, а также для того, кто не новичок бизнеса, но желает расширить объемы, изменить или дополнять направления деятельности.
Все предприятия компании требуют бизнес-плана. Однако многим, особенно для нашей страны, необходимость в разработке бизнес-плана - это неоспоримая истина.
Каждый начинающий предприниматель, а также опытный предприниматель, не только должны ясно представить себе потребность в финансах, материалах, труде и интеллекте и их источниках, а также уметь чётко оценивать эффективность их использования в процессе производства и хозяйственной деятельности компании.
Невозможно достичь стабильных успехов в бизнесе, не имея четкого плана своей деятельности и постоянной сборки и анализирования информации, касающихся состояния целевого рынка, позиций конкурентов на рынке, а также собственных перспектив и возможностей. При всем разнообразии существующих форм предпринимательства существуют ключевые принципы, которые применяются практически в любой сфере коммерческого бизнеса и необходимы для своевременного подготовки и устранения потенциальных трудностей, а следовательно, снижения риска банкротства.
Актуальность темы курсовой работы определила объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объектом исследования выступает методика разработки бизнес-плана.
Предмет исследования – организация бизнес-планирования на предприятии по оказанию информационных услуг.
Целью курсовой работы является изучить механизмы бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия.
Реализация данной цели исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
изучить роль бизнес-планирования в стратегическом планировании экономической деятельности предприятия;
рассмотреть понятие бизнес-плана, цель, задачи и особенности его составления;
изучить структуру и содержание бизнес-плана;
разработать бизнес-план деятельности электронно-информационной системы;
сделать тезисные выводы и предложения по результатам проведенного исследования.
Степень разработанности проблемы. Эффективность финансового планирования изучали ученые и государственные служащие в ХХ веке (A.M. Бирман, Д.С. Львов, Н.А. Тихонов) и в современное время (Л.А. Дробозина, А.В. Улюкаев, и др.). Во второй половине ХХ века рациональность и эффективность финансового планирования изучали также следующие авторы: S.L. Brue, E.G. Dolan. H.T. Shapiro.
Комплексного исследования проблем финансового планирования в научной литературе нет, так как ученые опирались только на одноплановое развитие рассматриваемых проблем.
При исследовании использовались общенаучные методы: системный, логический и сравнительный анализ, классификация, индукция и дедукция, синтез и обобщение, экономико-математические методы.
Информационной базой исследования послужили действующие законодательные акты и нормативные документы, бизнес-план, научные публикации отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в выводах и предложениях по результатам исследования поставленной в курсовой работе проблемы, сделанных на основе исследования учебных пособий, монографий и статей современных отечественных авторов, статистических и аналитических материалов.
Курсовая работа на тему: «Планирование экономической деятельности организаций на основе бизнес плана» состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Роль бизнес-планирования в стратегическом планировании экономической деятельности предприятия
Успех любого бизнеса в первую очередь зависит от того, насколько правильно выбрано направление бизнеса, правильно оценена ситуация на рынке, выбрана стратегия и разработана тактика ее реализации. При этом следует учитывать, что современные проекты обычно требуют больших капитальных вложений (инвестиций), которые не всегда доступны предприятию.
Принятие инвестиционного решения (как внутреннего, так и прежде всего внешнего) является стратегической задачей, одной из важнейших и сложных задач управления компанией. При этом следует учитывать, что в сферу интересов потенциального инвестора попадают практически все аспекты хозяйственной деятельности фирмы, начиная от окружающего макроэкономического социально-экономического контекста, показателей инфляции, фискальных условий, состояние и перспективы развития целевых рынков, наличие производственных мощностей, материальных ресурсов и заключение с проектом стратегии финансирования.
При привлечении внешних инвестиций предпринимателю необходимо учитывать, что потенциальных кредиторов (инвесторов) фирмы в первую очередь интересуют ответы на два самых главных для них вопроса: «Что они получат при успешной реализации проекта?» и «Каков риск потери ими вложенных денег?» Поэтому предприниматель должен показать инвестору или партнеру суть своего бизнеса, подготовив ряд вариантов, демонстрирующих им преимущества предлагаемого партнерства и, самое главное, отдачу (минимальную, наиболее вероятную и максимальную), которую он получит.
Сложность этой задачи предъявляет особые требования к создаваемому менеджментом компании хозяйственному механизму, который должен обеспечивать максимально быструю адаптацию деятельности компании к изменениям внешних условий макро- и микросреды, за счет современных методов стратегического планирования.
Стратегическое планирование – это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями компании, ее материальным и технологическим потенциалом и маркетинговыми возможностями и достижением стратегического преимущества перед конкурентами.
Таким образом, смысл стратегического планирования заключается в следующем:
1) создать условия для сдерживания воли менеджеров к максимизации только текущей прибыли в ущерб достижению долгосрочных целей компании;
2) ориентация менеджеров больше на предвидение будущих изменений в макро- и микросреде компании, чем на реагирование на уже произошедшие изменения;
3) определить условия для установления разумных приоритетов распределения обычно ограниченных средств производства с целью их мобилизации для достижения конкретных поставленных целей;
4) снижение рисков в хозяйственной деятельности и обеспечение концентрации имеющихся ресурсов на избранных приоритетных направлениях.
Одним из ключевых элементов стратегического планирования является бизнес-план.
Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам обосновать не только необходимость разработки инновационного проекта, но и возможность его реализации в текущих рыночных условиях. .
Бизнес-план – это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо предпринять для реализации бизнес-проекта или создания нового бизнеса. Бизнес-планы – новый для наших промышленников вид внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, который наиболее широко применяется на малых и средних предприятиях.
Составление бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать свое дело, как эффективно организовать производство, когда будет получен первый доход, в какие кратчайшие сроки можно будет рассчитаться с кредиторами, как снизить возможные риски.
Некоторые специалисты по бизнес-планированию также включают в свои рекомендации другие разделы, например, инвестиционный план .
Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает в себя не всю совокупность общих целей предприятия или предприятия, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида предприятия или бизнес-проекта, оценку предполагаемая ситуация как внутри компании, так и за ее пределами.
Бизнес-план в первую очередь ориентирован на разработку новой стратегии или тактики развития бизнеса, в то время как обычное планирование может включать различные виды текущей и будущей совместной деятельности.
Бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя, основателя компании.
У отечественных специалистов пока нет научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям рыночных отношений.
Таким образом, бизнес-план представляет собой особый инструмент управления, который широко используется практически во всех сферах современной рыночной экономики, независимо от масштабов и сферы деятельности бизнеса, формы собственности.
1.2. Понятие бизнес-плана. Цель, задачи и особенности составления
Бизнес-план – это документ, в котором обосновываются действия, которые необходимо предпринять для реализации коммерческого проекта или создания нового бизнеса. Делать это рекомендуется в течение 3-5 лет. Для первого и второго года показатели должны предоставляться ежемесячно и ежеквартально, а затем ежегодно.
Требуется бизнес-план для:
- разработки концепции ведения бизнеса и общей стратегии развития предприятия;
- выполнения функции планирования;
- оценки и контроля процесса развития основной деятельности компании;
- сбора средств;
- привлечения частных инвесторов, эффективное использование инвестиций и конкурентное размещение государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.
Бизнес-план является результатом комплексного изучения различных аспектов деятельности компании (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и т.д.).
Цель разработки бизнес-плана состоит в том, чтобы дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития компании, то есть спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайшее время и перспективу, исходя из потребностей рынка и интересов компании.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамс Р. Бизнес-план на 100%.Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Р. Абрамс. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 486 c.
2. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. — М.: Форум, 2018. — 144 c.
3. Бекетова О.Н. Бизнес-планирование. — М.: Т8, 2020. — 160 c. Бизнес-планирование. 4-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». / Под ред. В.З. Черняка, Г.Г. Чараева. — М.: ЮНИТИ, 2017. — 591 c.
4. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2018. — 224 c.
5. Буров В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. — М.: Инфра-М, 2019. — 352 c.
6. Волков А.С. Бизнес-планирование: Учебное пособие / А.С. Волков. — М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2018. — 81 c.
7. Гарнов А.П. Экономика предприятия: современное бизнес-планирование: учеб. Пособие / А.П. Гарнов. — М.: ДиС, 2018. — 272 c.
8. Гладкий А.А. Бизнес-план: Делаем сами на компьютере / А.А. Гладкий. — М.: Рид Групп, 2017. — 240 c.
9. Горбунов В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. — М.: Риор, 2019. — 176 c.
10. Горемыкин В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана / В.А. Горемыкин. — М.: Ось-89, 2018. — 592 c.
11. Еремеева Н.В. Планирование и анализ бизнес-процессов на основе построения моделей управления конкурентоспособности продукции / Н.В. Еремеева. — М.: Русайнс, 2018. — 16 c.
12. Жуков В.В. Бизнес-планирование в электроэнергетике / В.В. Жуков. — М.: МЭИ, 2018. — 568 c.
13. Золотухин О.И. Бизнес-планирование: учебное пособие / О.И. Золотухин. — СПб.: ГУАП, 2018. — 84 c.
14. Куницына Н.Н. Бизнес-планирование в коммерческом банке: Учебное пособие / Н.Н. Куницына. — М.: Магистр, 2018. — 383 c.
15. Купцова Е. В. Бизнес-планирование. — М.: Юрайт, 2020. — 436 c.
16. Лопарева А. М. Бизнес-планирование. — М.: Юрайт, 2020. — 274 c.
17. Лосев В. Как составить бизнес-план. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей: Пер. с англ. / В. Лосев. — М.: Вильямс, 2018. — 208 c.
18. Морошкин В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. — М.: Инфра-М, 2018. — 176 c.
19. Немети Л. Стратегии выхода из бизнеса: планирование выхода, опционы, увеличение стоимости бизнеса, управление сделками для владельцев бизнеса / Л. Немети. — М.: Инфотропик Медиа, 2018. — 272 c.
20. Орлова П.И. Бизнес-планирование. Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2020. — 284 c.
21. Петров К.Н. Бизнес-план на одной странице / К.Н. Петров. — М.: Диалектика, 2019. — 144 c.
22. Петров К.Н. Как разработать бизнес-план. 69 готовых бизнес-планов. / К.Н. Петров. — М.: Вильямс И.Д., 2018. — 320 c.
23. Питерсон С.Д. Как разработать бизнес-план / С.Д. Питерсон. — М.: Диалектика, 2018. — 320 c.
24. Попадюк Т.Г. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Т.Г. Попадюк. — М.: Вузовский учебник, 2018. — 64 c.
25. Романова М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. — М.: Форум, 2018. — 288 c.
26. Сергеев А. А. Бизнес-планирование. — М.: Юрайт, 2020. — 484 c.
27. Станиславчик Е.Н. Бизнес-план: Управление инвестиционными проектами / Е.Н. Станиславчик. — М.: Ось-89, 2018. — 128 c.
28. Шаркова А.В., Харитонова Т.В. Бизнес-планирование в туризме. Учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 "Туризм". 3-е изд. — М.: Дашков и К, 2020. — 310 c.
29. Юхин Г.П. Бизнес-планирование в выпускных квалификационных работах. Учебное пособие. — М.: Лань, 2020. — 288 c.