Фрагмент для ознакомления
2
Современный Китай – это националистическое государство.
Национализм – это идея или движение, что основывается на интересах собственной нации. Национализм продвигает идеи равенства и национального освобождения, являющихся основой современного международного права... К националистическим относят те идеологии и действия, что нацелены на защите интересов и достоинства нации.
Это длинное определение можно сократить, взяв первое и самое важное предложение в нем: «Национализм – это идея или движение, что основывается на интересах собственной нации».
Для понимания того, что из себя представляет китайский национализм, для начала стоит упомянуть важную деталь – ханьский национализм не является китайским национализмом, а прямо ему противоположен.
Этническая группа хань составляет 92% населения современного Китая, поэтому под «китайцами» зачастую подразумевают ханьцев, а все другие 55 этносов Китая относят к национальным меньшинствам. Если для простого обывателя китайцы – это только ханьцы, а про существования других народов этот простой обыватель не догадывается, то для людей, которые получше знакомы с Китаем, известно, что все коренные народы Китая считаются китайцами, включая маньчжуров, тибетцев, уйгуров, монголов и прочих.
Однако, Китай не был единым государством на протяжении почти всей своей истории .
Китай всегда был лишь географической областью, что объединяла различные государства ханьцев и национальных меньшинств. Когда весь Китай объединила монгольская династия Юань в 13 веке, это государственное образование являлось монгольским этностейтом, где ханьцы просто не участвовали в управлении. Свергнув монголов, в Китае установилось уже ханьское государство Мин, на смену которого пришла маньчжурская империя Цин. Под властью маньчжуров, что снова раскинулась на территорию всего географического Китая, все народы заставляли ассимилироваться в маньчжурскую культуру, вплоть до того, что ханьцев заставляли заплетать волосы в маньчжурские косы.
Китай как страна на карте мира появился в 1911 году, после Синьханской революции, проведенной доктором Сунь Ятсеном. Именно Сунь Ятсен создал конпецию китайского национализма, довольно простую: «Все народы, исконно проживавшие на географической территории Китая, являются единой китайской нацией».
Флаг Китая после Синьхайской революции, отражающий конпецию китайского национализма: «Союз пяти рас: ханьцы, маньчжуры, монголы, тибетцы, хуэй»
Идея китайского национализма Сунь Ятсена легла в основу «Трех Народных Принципов», ставших партийной программов Гоминьдана и Коммунистической партии Китая.
Три Народных Принципа – это китайский национализм, народовластие и народное благосостояние. Если по последним двум пунктам у КПК и Гоминьдана было разное видение (КПК рассматривала народовластие как социалистическую демократию, а Гоминьдан – как буржуазную демократию западного типа; КПК рассматривала народное благосостояние как социалистический путь развития, а Гоминьдан – как социальное обеспечение со стороны государства), то в понимании сути принципа китайского национализма обе партии соглашались, ведь для обеих партий национализм означал свержение маньчжуров, объединение всех народов Китая в единую китайскую нацию и проведение политики в пользу этой нации, то есть всех народов Китая.
Уже на этом моменте вам стало очевидно, что ханьский национализм – это политика опоры на интересы исключительно ханьского этноса, когда как китайский национализм – это политика опоры на интересы всех этносов Китая. Ханьский национализм подразумевает либо отделение ханьцев в отдельный этностейт, либо ведение политики в Китае без учета интересов национальных меньшинств, а посему считается враждебным явлением даже в конституции страны.
Марксизм считает прогрессивным национализм на стадии становления нации, когда абсолютистские монархии объединяют в одно историческое общество разрозненные мелкофеодальные общности, а затем уже буржуазия, прежде всего создавая единый рынок и общественное производство, создает из этого единую нацию. В Китае в виду неразвитости даже феодализма (при правлении династии Цин) и зачатков буржуазного производства, созданием китайской нации пришлось заниматься китайским коммунистам (период с 1911 по 1949 мы в этом утверждении не берем, потому что он сопровождался непрекращающимися гражданскими войнами, в ходе которых даже предпринимались попытке реставрации монархии) .
Президент Си Цзиньпин: «Необходимо решительно выступать против национализма малых народов и ханьского шовинизма, поддерживать единство китайской нации».
В своих работах Мао Цзэдун писал о необходимости всем существующим классам в Китае, включая крупную буржуазию, сплотиться под властью рабочего класса перед общей угрозой в виде иностранных захватчиков, иностранных капиталистов, а также эксплуататорского класса помещиков. Если же китайская буржуазия соглашалась жертвовать своими интересами и бороться вместе с пролетариатом в условиях диктатуры этого самого пролетариата против эксплуататоров и захватчиков, то такая буржуазия становилась национальной.
В этом отрывке из работы «О демократической диктатуре народа», Мао говорит о том, что китайский народ делится на 4 класса: рабочие, крестьяне, малая буржуазия и национальная буржуазия. Примечательно, что Мао Цзэдун говорит о том, что буржуазный класс может существовать и осуществлять свою деятельность при условии, что во власти находятся только рабочие, то есть осуществляется диктатура пролетариата.
Национализм можно использовать совершенно по-разному, ведь национализм в любом случае – это инструмент. Буржуазный национализм используется для правящего буржуазного класса как инструмент подмены классовой борьбы национальной, а значит как инструмент подавления классовой борьбы для закрепления своего господственного положения. Левый национализм используется для ведения национально-освободительной борьбы, а затем используется рабочим классом при социализме как инструментом объединения нации против реакционных элементов и против иностранных захватчиков.
1.2. Национализм и внешняя политика КНР
На отношения Китая с внешним миром немалое влияние оказывает его тысячелетняя история. Символом этого влияния служит само название страны – Чжунго (Срединное государство). В нем зафиксировано ее местоположение в центре Вселенной в окружении племен варваров. В новое и новейшее время Поднебесная стала восприниматься уже не как доминанта Вселенной, но как жертва чужеземных захватчиков, жаждавшая освобождения и возрождения своего величия.
Проекции национального будущего у китайских коммунистов менялись в зависимости от политической обстановки в стране и за ее пределами. В первые годы существования Компартии Китая (КПК) оно мыслилось исключительно в интернационалистском ключе. С началом японской агрессии в 1930-х годах на первый план выдвинулась идея сплочения всех патриотических сил нации для борьбы с агрессорами.
После создания КНР курс на союз и дружбу с СССР и другими соцстранами просуществовал недолго. Разрыв с ними привел Китай к почти такой же изоляции, в какой он находился до опиумных войн. Изоляцию еще более усугубила «культурная революция».
Возврат от деструктивного национализма к национализму конструктивному, созидательному произошел с уходом из жизни первого поколения коммунистических лидеров во главе с Мао Цзэдуном. Принятие провозглашенного Дэн Сяопином курса на рыночные реформы и открытость способствовало включению Китая в процессы глобализации, повышению его авторитета и влияния на международной арене, достижению колоссальных экономических и социальных успехов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барсов Н. П. Очерки русской исторической географии. География начальной летописи. М.: Юрайт, 2019. 218 с.
2. Барыгин И. Н. Регионоведение. М.: Юрайт, 2019. 392 с.
3. Воскресенский А. Д. Мировое комплексное регионоведение в педагогической практике. В 2 томах. Том 1. Учебно-методический комплекс. М.: Издательство МГИМО, 2018. 598 с.
4. Воскресенский А. Д. Мировое комплексное регионоведение в педагогической практике. В 2 томах. Том 2. М.: МГИМО-Университет, 2018. 478 с.
5. Гладкий Ю. Н. Регионоведение: учебник для академического бакалавриат. М.: Юрайт, 2017. 360 с.
6. Гладкий Ю. Н. Регионоведение. М.: Юрайт, 2020. 361 с.
7. Гладкий Ю. Н. Регионоведение: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2022. 360 с.
8. Гладкий Ю. Н. Регионоведение: учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 360 с.
9. Гладкий Ю. Н. Регионоведение: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2021. 360 с.
10. Игнатов В. Г. Регионоведение. М.: Издательский центр «МарТ», ИКЦ «МарТ», 2004. 528 с.
11. Регионоведение: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 391 с.
12. Регионоведение. Зарубежная Европа. М.: Издательский Дом Литера, 2018. 480 с.
13. Регионоведение: учебник для вузов / В. А. Ачкасова [и др.]; под редакцией И. Н. Барыгина. М.: Издательство Юрайт, 2022. 391 с.
14. Регионы в современном мире. Глобализация и Азия. Зарубежное регионоведение. М.: Алетейя, 2020. 406 с.
15. Симагин Ю. А. Экономическая география и прикладное регионоведение России: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 411 с.