Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время мировая экономика развивается в благоприятном направлении для многих стран мира. В странах Европы прослеживается тенденция к ускорению роста, в развивающихся странах происходит восстановление роста, а Китай и США демонстрируют признаки стабилизации. Подобная ситуация благоприятно влияет на компании розничной торговли.
С другой стороны, некоторые факторы экономической среды оказывают значительное воздействие на деятельность компаний отрасли. Речь идет о низких темпах роста в ряде развитых стран, увеличении государственного долга развивающихся стран, дефляции, применении протекционистских мер, ужесточении кредитно – денежной политики, ухудшении демографической ситуации во многих странах и др. В мировой экономике отмечается тенденция к огосударствлению, что подразумевает растущее влияние государства на экономику в разных направлениях, среди которых рост государственной собственности в результате процесса национализации, активная денежно – кредитная политика и т.д.
Протекционистские меры в международной торговле негативно отражаются на деятельности компаний розничной торговли, более того, замедляют темпы экономического роста. Несмотря на жесткую денежно-кредитную политику в ряде развитых стран, происходит существенное замедление темпов инфляции, что связано с наличием избыточных мощностей в мире, снижением цен на сырьевые товары и слабым спросом. Только в США есть вероятность повышения темпов инфляции. Для отрасли розничной торговли, это подразумевает серьезную ценовую конкуренцию и снижение ценообразовательной способности компаний.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ РИТЕЙЛА
1.1.Рынок ритейла: понятие и основные характеристики
Торговля - одна из самых древних форм деятельности человека, и хотя ее форма постоянно претерпевает изменения, три основных компонента остаются неизменными: наличие продавца, покупателя и товара.
Несмотря на то, что на коротком отрезке времени сложнее проследить трансформацию взаимоотношений между этими компонентами, сами магазины, товары, а главное покупатели не прекращали меняться, ни в 2020, ни в 2021 году, как и тысячи лет до этого. Можно выделить шесть ключевых тенденций, которые продолжат серьезно влиять на рынок FMCG-ритейла в предстоящие месяцы.
Онлайн-торговля - единственный канал, который характеризуется высоким ростом вне зависимости от страны, региона или континента. И если офлайн-рынок зачастую развивается за счет инфляции, то сегмент электронной коммерции - за счет реального потребления.
Причины, по которым покупатели предпочитают совершать покупки FMCG в интернет-магазинах, сильно отличаются от страны к стране. Во Франции они больше всего ценят ассортимент свежих продуктов, в Италии - доступность большого количества новинок, в Финляндии - удобство навигации по сайтам онлайн-рителейров, в России - быструю доставку1. Но если убрать из списка преимуществ названия конкретных стран, то можно заметить важную вещь: онлайн-торговля сегодня закрывает все ключевые потребности покупателей.
Онлайн стал полной репликой офлайна, и современный покупатель идет туда даже за небольшими покупками. Если год назад основной миссией в онлайн-магазинах была закупка впрок, то сейчас популярность разных типов корзин выровнялась: 24% заказов приходится на корзины, с товарами для ухода за собой, 15% - покупку свежих продуктов и товаров с коротким сроком годности, 10% - покупку бакалеи, 10% - покупку зоотоваров и только 9% на закупку впрок.
За последний год количество онлайн-заказов FMCG выросло в четыре раза, и те изменения, которые мы наблюдаем, говорят о том, что стена между онлайн и офлайн-рынком окончательно рухнула, а канал продолжит опережающее развитие: более половины опрошенных NielsenIQ ритейлеров и производителей ожидают, что до конца 2022 года доля онлайн-продаж FMCG в России достигнет 5-10%3.
Сегодня доля продаж FMCG в российских дискаунтерах составляет 32%, а количество посещений канала в месяц остается выше, чем в любом другом формате - более 7 раз в месяц4. Однако у этих значений все еще есть большой потенциал роста, во многом из-за развивающегося формата «жестких» дискаунтеров. Покупатели ценят их за низкие цены, но уже не воспринимают, как магазины с дешевыми товарами. Они мыслят другими категориями: например, основная характеристика посещения Fix Price - ассортимент, включающий множество полезных мелочей, сети «Да!» - чистота и гигиена в магазине, «Хлеб и соль» - близкое расположение к дому, «Чижик» - удобство для мелких покупок и пополнения запасов.
К счастью, у российских ритейлеров есть возможность использовать уже накопленный мировой опыт для развития собственного бизнеса. В Восточной Европе, где дискаунтеры давно заняли прочную нишу и отвечают примерно за 40% продаж FMCG, фокус развития «жестких» дискаунтеров сместился в сторону дальнейшего улучшения покупательского опыта: атмосферы в магазине, фокуса на ультрасвежую продукцию и выпечку, запуска ограниченного ассортимента товаров других стран и локальных производителей, активной коммуникации с аудиторией. Все эти шаги позволили превратить дискаунтеры из «дешевых» в «модные» магазины, и вывести канал на новый уровень.
Один из самых ярких трендов на FMCG-рынке в данный момент - формирование новой модели импульсного потребления, которую вызвало развитие сервисов экспресс-доставки. Только за первое полугодие 2021 количество дарксторов двух наиболее известных игроков в этом сегменте, Яндекс.Лавки и Самоката, выросло на 60%, а количество заказов последнего - более чем в три раза, превысив 5 миллионов5. Влияние экспресс-доставки на онлайн-рынок FMCG настолько велико, что за год привело к снижению среднего чека на рынке онлайн-торговли FMCG на 39%.
Новые модели импульсного потребления позволяют не только создавать новые ситуации совершения незапланированных онлайн-покупок с помощью привлекательных цен или лимитированных предложений, но и более эффективно управлять экономикой заказа. Например, OZON Express добивается увеличения чека в среднем до 10% благодаря точным рекомендациям как на странице категории, так и внутри самой корзины.
Более того, благодаря быстрой доставке сфера импульсного шопинга расширилась даже на те категории товаров, которые раньше покупатели приобретали исключительно запланировано, например, технику или товары для дома. Доставка за час, распродажа, возможность рассрочки, опция возврата окончательно снимают любые барьеры на пути к совершению импульсной покупки вне зависимости от ее стоимости.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский Кодекс РФ (части первая и вторая) : офиц. текст // Собр. законодательства РФ. – 1994. – №32. – 1996. – №5. – Ст. 410.
2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 10.01.2016) «О защите конкуренции»
3. Абдулина С.В. Роль и значение посредничества в современном обществе // Маркетинг в России и за рубежом. 2019, - № 1 - С. 74.
4. Айрапетов О.Р. Проблемы организации и планирования сбытовой деятельности предприятия //Современные проблемы науки и образования, 2013, - №5, - С. 377.
5. Айрапетов О.Р. Тенденции развития сбытовой деятельности на предприятии //Современные проблемы науки и образования,- 2013, №4, - С.133.
6. Каптюхин Р.В., Мхитарян С.В., Тультаев Т.А. Особенности стимулирования сбыта в сети Интернет //Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского бизнеса, - 2019, - №3 (28), - с. 144-149.
7. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Учебник. - 2-е Европ. Изд. - М.; СПб.; К.; Издательский дом «Вильямс», 2013. - 877 с.
8. Лазукова Ю.В. Методика анализа организации сбыта готовой продукции //Экономика и управление. Новые вызовы и перспективы, - 2018, - №8, - С.87-90.
9. Маркетинг: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Уткина Э.А. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство ЭКМОС, 2012.-347 с.
10. Маслова Т.Д. Роль маркетинга в развитии предприятия: Сб. науч. тр. - СПб: СПбГИЭА, 2012, - 320 с.
11. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2013. - 400 с.
12. Мескон М. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2012. - 800 с.
13. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.Н. Маркетинг: учебное пособие. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2012. - 162 с.
14. Оленева О.С., Иващенко Н.С., Папенкова К. Э., Кузьменко Т.В. Маркетинговый подход к выбору эффективного рынка сбыта готовой продукции с целью укрепления конкурентной позиции фирмы // Маркетинг в России и за рубежом, - 2013., - № 2 - 68с.
15. Панкратов Федор Григорьевич. Коммерческая деятельность Учебник Гриф МО РФ. – М.: Дашков и К°, 2013. 500 с.
16. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник для студентов, 2013. - 378 с.
17. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник Гриф МО РФ. – М.: Инфра-М, 2018. – 224 с.
18. Попова Т.Д., Петрушко А.В. Современные методы управления процессом сбыта (продаж)организации //Actualscience, - 2018. Т. 1. -№ 4 (4). - С. 19-21.
19. Ручина Е.М., Никишин А.Ф. Методы стимулирования продаж в современной торговле //Инновационная наука, 2018, - №5(5), с.249-252.
20. Сулейманова Б.М. Система продвижения товаров и услуг как один из институтов комплекса маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом, - 2012, - № 4 - 76 с.
21. Сысолятин А.В. Организационные аспекты сбытовой деятельности предприятия //Nauka-Rastudent.ru. 2018.- № 3(15), - С. 10
22. Тонких Д.В., Данилов А.Д. Организация информационного обеспечения подсистемы сбыта промышленного холдинга //Вестник Воронежского государственного технического университета, - 2018, - Т.11, - №1, - С. 35-38.
23. Торгашова А.В. Концепция управления стратегией сбыта высокотехнологичной продукции //Управление экономическими системами: электронный научный журнал, - 2013, - №30(58), - С.66.
24. Шилько И.С. Совершенствование управления системой сбыта продукции на основе взаимодействия маркетинга и логистики // Перспективы науки и образования, - 2013, №6, - С. 164-171.
25. Янаева Ю.Г. Организация оплаты труда работников службы сбыта коммерческого предприятия //Альманах современной науки и образования, - 2013, - №2 (69), - С. 215-217.
26. Баранникова М. А., Арутюнян С.А., ОпрышкоЮ.И. Роль управления сбытом в маркетинговом управлении организацией //http://elibrary.ru/download/elibrary_27705530_56488320.pdf
27. Калиева О.М., Михайлова О.П., Лихненко О.А., Алѐхина Ю.Ю. Организационные аспекты сбытовой политики предприятия http://elibrary.ru/download/elibrary_22833916_87808968.pdf
28. Попова Т.Д., Петрушко А.В. Современные методы управления процессом сбыта (продаж) организации. /http://elibrary.ru/download/elibrary_24982297_16947152.pdf