Фрагмент для ознакомления
2
За последнее время журналистика во всем мире изменилась радикально: средства массовой информации стали значительной и объемистой отраслью — медиаиндустрией.
Изменился облик массовой коммуникации в целом: кроме привычных каналов распространения информации — печати, радио, телевидения — активно используются новые информационные технологии. Создана информационно — коммуникационная промышленность, в которой появились и работают совершенно новые отрасли, такие как реклама, паблик рилейшнз, маркетинг.
Возник новый вид распространения журналистской продукции — электронные версии СМИ, которыми обзаводятся телевизионные каналы, радиостанции, газеты и журналы. Появились электронные информационные агентства, расширяющие свою аудиторию, а иногда даже пытающиеся конкурировать по оперативности и быстроте сообщения новостей с телевидением.
Активно развивается инфраструктура журналистики, создаются объединения распространителей печати, исследовательские центры, определяющие отношение аудитории к различным средствам массовой информации.
В результате этих значительных изменений круг профессиональных обязанностей журналиста становится намного шире, чем это было раньше. Какие требования предъявляются к журналисту для получения востребованности у СМИ и наличие каких качеств послужит успехом в профессиональном росте я выясняла в своей курсовой работе.
Для большинства молодых журналистов, только получивших образование и начинающих делать первые шаги на пути к вершине карьеры, порой оказываются совсем неожиданными задания редактора при приеме на работу. Еще более неожиданны они для студентов. Сталкиваясь с первыми трудностями динамичной и непредсказуемой практики, многие разочаровываются и бросают, не начав. Ведь в журналистике, как ни в какой другой профессии, теория радикально отличается от практики.
Исследованию специфики деятельности регионального журналиста посвящено предлагаемое исследование. Все вышесказанное подчеркивает актуальность предлагаемой работы, поскольку она направлена на решение "горячих" проблем, стоящих перед региональными СМИ на современном этапе его развития.
Объектом исследования является деятельность журналиста как организатора общественного дискурса.
Предметом исследования служат факторы, оказывающие влияние на деятельность журналиста, специфика деятельности журналиста как организатора общественного дискурса.
Целью исследования является выявление особенностей деятельности журналиста как организатора общественного дискурса
В рамках реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
– изучить понятие и сущность общественного дискурса,
– определить роль журналиста в общественном дискурсе,
– выявить коммуникативные роли журналиста на телевидении и их реализация на примере ведущих новой программы "Вести: Приморье",
– рассмотреть организацию общественного дискурса в отношении пандемии COVID-19.
Методологической основой исследования являются: сравнительно-исторический, диалектико-логический, социально-ситуативный методы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ ЖУРНАЛИСТА В ОБЩЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ
1.1.Понятие и сущность общественного дискурса
Дискурс – это многозначный термин гуманитарных наук, в которых предмет исследования прямо или косвенно предполагает изучение функционирования языка – семиотики, литературоведения, лингвистики, этнологии, социологии, антропологии, философии.
Однозначного, общепризнанного определения понятия «дискурс», которое охватывало бы все случаи его использования, не существует, и возможно, это обусловливает широкую популярность этого термина в последние несколько десятилетий: различные понимания, связанные нетривиальными отношениями, достаточно успешно удовлетворяют разного рода понятийные потребности, модифицируя традиционные представления о диалоге, речи, стиле, тексте и даже языке.
В 1999 году вышел сборник работ, посвященный французской школе анализа дискурса. Во вступительной статье к этой работе П. Серио приводит список из восьми различных пониманий. Также до сих пор не устоялось ударение в этом термине – чаще всего встречается ударение на втором слоге, однако ударение на первом слоге тоже не является редкостью.
С позиции современных подходов, дискурс –сложное коммуникативное явление, которое кроме текста включает и экстралингвистические факторы (мнения, знания о мире, цели адресата, установки), необходимые для понимания текста.
Наиболее отчетливо можно выделить три главных класса использования термина «дискурс», которые соотносятся с различными национальными традициями и вкладом конкретных авторов. К первому классу относятся непосредственно лингвистические употребления термина дискурса.
Исторически первым использование этого термина было в названии статьи американского лингвиста З. Харриса «Дискурс анализ», которая была опубликована в 1952 году. но в полной мере термин «дискурс» стал востребованным в лингвистике приблизительно через два десятилетия.
Сами по себе собственно лингвистические употребления термина разнообразны, однако в целом прослеживаются попытки развития и уточнения традиционных понятий текста, речи и диалога.
Переход от понятия речи к термину «дискурс» связан со стремлением ввести в принадлежащее де Соссюру классическое противопоставление речи и языка третье понятие, являющееся парадоксальным образом и «более речевым», чем сама речь, и в то же время, в больше мере поддающееся изучению при помощи традиционных методов лингвистики. С одной стороны, дискурс понимается как речь, которая вписана в коммуникативную ситуацию и потому являющаяся категорией с более выраженным, по сравнению с речевой деятельностью индивида, социальным содержанием.
По словам Н. Д. Арутюновой, дискурс – это речь, погруженная в жизнь. С другой стороны, практика современного дискурсивного анализа связана с изучением закономерностей движения информации в рамках коммуникативной ситуации, которая осуществляется, в первую очередь, через обмен репликами. То есть описывается некоторая структура взаимодействия в диалоге, что продолжает структуралистскую линию, начало которой положил Харрис.
Первый класс понимания понятия «дискурс» в основном представлен в англоязычной научной традиции. Второй класс употребления этого термина восходит к французским последователям структурализма и постструктурализма, в частности, к М. Фуко. Позже это понимание частично было модифицировано М. Пешё. В последние годы этот термин вышел за границы науки и стал популярным в публицистике.
За этим использованием термина просматривается стремление уточнить традиционные понятия стиля в наиболее широком значении и индивидуального языка (например, политический дискурс).
Термин дискурс, понимаемый таким образом, описывает способ говорения и имеет определение чей или какой дискурс. Такое определение можно рассматривать как указание на коммуникативную особенность субъекта социального действия. Следует заметить, что этот субъект может быть индивидуальным, абстрактным, групповым.
Третье употребление термина прежде всего связано с именем немецкого социолога и философа Ю. Хабермаса. В данном употреблении дискурс – это особый идеальный вид коммуникации, который осуществляется в максимально возможном отстранении от традиций, социальной реальности, коммуникативной рутины, авторитета и т.д. и имеет своей целью критическое обсуждение и обоснование действий и взглядов участников процесса коммуникации.
Кроме того, термин «дискурс» может использоваться не только как родовой, но и относительно к конкретным образцам взаимодействия (например, «длительность данного дискурса составляет две минуты»).
Учитывая разнообразие общества, классификация дискурсов затруднительна. Поэтому единой классификации нет.
Выделяют два вида дискурсов: персональный и институциональный.
Персональный дискурс связан с обыденной жизнью человека, с его социальным положением, индивидуальным опытом, воспитанием, образованием, статусом. Мой текст или ответ на какой-то комментарий отражает не только мой профессиональный опыт, но и персональный, жизненный, черты характера, эмоциональное состояние. Всё это составляет персональный дискурс, который проявляется в тексте. Ещё в большей степени персональный дискурс влияет на непосредственную коммуникацию. Часто мы не понимаем друг друга, так как живём в пространстве разных дискурсов.
Институциональный дискурс связан со сферой общества, в рамках которой создаётся текст/сообщение. Сфер много, поэтому много и жанров институционального дискурса:
– политический;
– юридический;
– военный;
– педагогический;
– научный;
– литературный;
– этнический;
– религиозный;
– спортивный и т. д.
Такие жанровые дискурсы возникают в рамках конкретной среды общения: тренер и спортсмен, учитель и ученик, врач и пациент и т. д. Но своеобразие жанров отражается и в тексте. Это может быть как устное сообщение, например, на конференции, митинге, собрании, так и письменный текст – статья, книга, новелла, обзор и др.
Выделяют ещё тональность дискурса. Он может быть доброжелательный или язвительный, обвиняющий или иронический. Тональность проявляется через средства передачи эмоций в тексте, через интонацию в устной речи, через слова с особой коннотацией.
«Общественный дискурс» – сфера коммуникативного взаимодействия субъектов общественных отношений разной степени институирования, в результате которого вырабатываются обобщенные стратегии развития общества. Очевидно, что ролевая значимость участников общественного дискурса не одинакова.
Субъекты общественного дискурса определяют его форму, содержание и общественный контекст. Например, на характер дискурса в политике в значительной степени оказывает влияние спектра оппозиционности политической власти со стороны различных социальных сил. Ее условно можно представить как лояльную, умеренную и непримиримую.
Содержание общественного дискурса формируется общественно значимыми темами, коррелирующими с проблемами, являющимися принципиально важными для тех или иных субъектов общественного дискурса.
Вопрос определения функций общественного дискурса представляется достаточно дискуссионным, прежде всего, в плане их количественного выражения. Анализ научной литературы позволяет очертить примерный круг данных функций: социально-формирующая, стабилизирующая, нормативная, комбинирующая, генерирующая, селективная, контрольная, манипулятивная.
Рассмотрим указанные функции более подробно.
Социально-формирующая функция направлена на консолидацию разнонаправленных интересов тех или иных субъектов. Данная функция направлена также на формирование общественного мнения. Концептуально социально-формирующая функция нацелена на образование гражданского общества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, К.А. Спортивная журналистика: Учебник для магистров / К.А. Алексеев, С.Н. Ильченко. - М.: Юрайт, 2015. - 427 c.
2. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 143 c.
3. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. теория и практика. учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 269 c.
4. Березин, В.М. Фотожурналистика: Учебник / В.М. Березин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 226 c.
5. Бузин, В.Н. Медиапланирование. Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Маркетинг», «Психология», «Социология», «Журналистика» / В.Н. Бузин, Т.С. Бузина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 495 c.
6.Воскресенская М. А. Общественная миссия журналистики в дискурсе российской модернизации // Общество: политика, экономика, право. 2021. №4.
7. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 176 c.
8. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950г / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016. - 504 c.
9. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950-е годы / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016. - 504 c.
10. Загидуллина, К.А. Журналистика / Загидуллина. - Челябинск: Изд.Игоря Розина, 2018. - 128 c.
11. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. Учебное поссобие / А.В. Колесниченко. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 112 c.
12. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие. 2-е изд. / А.В. Колесниченко. - М.: Изд. Моск.университета, 2016. - 192 c.
13. Конюкова, М. Журналистика для всех / М. Конюкова. - СПб.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2017. - 224 c.
14. Корконосенко, С.Г. Политическая журналистика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Корконосенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 319 c.
15. Липгарт, А.А. Функциональные стили современного английского языка: Наука и журналистика / А.А. Липгарт, В.В. Хуринов. - М.: Книжный дом Либроком, 2018. - 208 c.
16. Мирошниченко, А. Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей / А. Мирошниченко. - М.: Альпина Пабл., МедиаЛайн, 2018. - 192 c.
17. Мирошниченко, А.А. Работа в пресс-службе. Журналистика для пресс-секретарей / А.А. Мирошниченко. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 192 c.
18. Олешко, Е.В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: учеб. пособие / Е.В. Олешко. - М.: Флинта, 2016. - 128 c.
19. Кравченко, Н. К. Коммуникативная роль / Н. К. Кравченко // Режим доступа: http://discourse.com. ua/data/uploads/books/kommunikativnaja-rol.pdf.