Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования военно-патриотического воспитания у старшеклассников на уроках ОБЖ 5
1.1. Сущность основных понятий военно-патриотического воспитания учащихся 5
1.2. Методы, способы и формы военно-патриотического воспитания 12
Глава 2. Деятельность учителя ОБЖ в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения 20
2.1. Возможности предмета ОБЖ в решении проблемы военно-патриотического воспитания обучающихся 20
2.2. Разработка урока ОБЖ 27
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность и своевременность нашей работы связана с тем, что здоровые силы общества и государственные структуры проявляют все больший интерес к проблеме возрождения системы патриотического воспитания молодежи в России.
Воспитание патриотических чувств — важнейшая составляющая процесса воспитания в школе.
Сегодня военно-патриотическое воспитание является одним из главных направлений политики государства, что отражено в ряде документов. Так в Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Для совершенствования системы военно-патриотического воспитания, формирования у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания разработаны и реализуются государственные программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг., 2010-2015 гг., 2015-2025 гг.», которые нацелены на совершенствование системы патриотического воспитания, прежде всего в общеобразовательных организациях.
В современных условиях не ослабевает, а еще более возрастает значение подготовки молодежи к защите Родины-России. Это требует заблаговременной подготовки юношей к действительной военной службе.
Только в том случае, если юноша, призванный в Вооруженные силы, будет обладать необходимыми военными знаниями и навыками, он сможет в более короткие сроки овладеть сложными современными вооружениями и боевой техникой, выработать у себя в соответствии с требованиями военной присяги высокие моральные и боевые качества.
Можно с уверенность сказать, что система начальных военных знаний, включающая в себя и сведения о военной службе, составляющая часть курса ОБЖ, в который включено военно-патриотическое воспитание. Основы безопасности жизнедеятельности и основы военной службы, ныне положительно помогают решать задачи, как личной, так и общественной безопасности человека.
Вопросы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в различных пособиях, научных трудах педагогов, в методических разработках. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С. Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В своих работах они отображают проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжении всего исторического периода России. Они также отмечают, что традиция российского патриотизма имеет глубокие корни.
Цель исследования – теоретически обосновать проблему организации военно-патриотического воспитания школьников и определить пути ее решения.
Объект исследования – процесс военно-патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования – мтеоды военно-патриотического воспитания в деятельности учителя ОБЖ.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Выявить сущность основных понятий военно-патриотического воспитания учащихся;
• Изучить методы и способы формы военно-патриотического воспитания;
• Проанализировать методику проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию на уроках ОБЖ.
Методы исследования: работа с документацией, анализ документов и статистической отчетности образовательного учреждения, теоретический анализ литературных источников по методике военно-патриотического воспитания школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева Н.В., Абрамова В.Ю. К вопросу о военном образовании и воспитании на уроках ОБЖ / Молодой ученый, 2014. № 12 (71). С. 245-248.
2. Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материриалам Международной научно-практической конференции 30 мая 2015 г.: в 10 томах .Том 7. Тамбов:ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С.245-248
3. Алиева С. А. Научно-педагогические основы военно-патриотического воспитания старшеклассников.М., 2012
4. Бороненкова Л.С. Формирование патриотической компетентности учащихся [Текст] / Л.С. Бороненкова // Среднее профессиональное образование, 2013. N 2. С. 31-35.
5. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков // Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 37–42.
6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009
7. Дащенко С.Н. Ценностно-смысловые ориентиры как фактор мотивации в дополнительном образовании // Проблемы современной науки и образования. № 9 (91), 2017
8. Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т.А. Касимова / Внешкольник, 2013. № 4. С. 43-47
9. Кононенко Б.И. Большой Толковый словарь по культурологи. М., 2003. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/2096
10. Модельный закон о патриотическом воспитании. Принят в г. Санкт-Петербурге 16.04.2015 на 42-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
11. Новицкая, М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая – М.: Лика-Пресс, 2003
12. Педагогика. Учебник для бакалавров / под ред. Л. П. Крившенко. М.,2013. С. 330-331.
13. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М. : Большая рос.энцикл., 2002. – с. 125
14. Политика. Толковый словарь. Д. Андерхилл, С. Барнетт, П. Бернепп, П. Бернем. М., 2001. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/2099
15. Пономарев А.В. Воспитательная деятельность вуза: междисциплинарный подход : монография. Екатеринбург: УГТУ – УПИ,2009. С. 10
16. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 30.03.2020) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»
17. Постановление Правительства РФ от 31.12.1999 № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/
18. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для академического бакалавриата / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – с. 13
19. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М. : Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2003. – с. 110
20. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / В.А. Сухомлинский: сост. О.В. Сухомлинская. – М. : Педагогика, 1989.
21. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949–1992. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/152426. Д
22. Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова [Текст] / сост. Г. О. Винокур [и др.]. М.: Астрель, 2000. С. 83-92
23. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения [Текст] : в двух томах / С. Т. Шацкий ; под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой – Москва : Педагогика, 1980. – с. 65
24. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания : учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб. : Питер, 2005. – с. 11