Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Экономический рынок в определенной области может быть представлен определенным количеством фирм, некоторые из которых занимают лидирующие позиции. Для описания такой ситуации используется термин "олигополия". Обратите внимание, что олигополия - это рыночная структура, в которой очень немногие продавцы доминируют в продаже товара, а появление новых затруднено или вообще невозможно. Эта структура является наиболее распространенной на рынке в современной экономике.
К таким структурам относятся рынки, на которых несколько крупнейших фирм производят более пятидесяти процентов всей продукции. К таким сферам деятельности относятся, например, машиностроение, авиастроение, электроника и т.д. Если концентрация производства ниже пятидесяти процентов, то это монополистическая рыночная структура. Олигополистические фирмы могут производить дифференцированную или однородную продукцию.
Первый в основном преобладает на рынке потребительских товаров, например, автомобилей, бытовой техники. Второй - в основном на рынке сырья (металлургия, полезные ископаемые).
С переходом государств к рыночным отношениям, когда организации приобрели реальную экономическую независимость, возникла задача демонополизации экономики.
Освободившись от зависимости от вышестоящих органов власти, организации получили полное право устанавливать размеры производства и стоимость реализуемой продукции и, в результате этого явления, стали функционировать как классические рыночные монополии. Тем не менее монополия как часть рынка в чистом виде сохранилась лишь в нескольких сферах экономики.
Кроме того, лидирующее положение в структуре текущего рынка занимает олигополия.
В условиях отечественной экономики олигополия существенно влияет на развитие государства. Это особенно актуально в нынешнее кризисное время, когда происходит передел собственности, сокращение игроков на рынке, различные интеграции и поглощения. Задача Федеральной антимонопольной службы - не допустить появления новых монополистических и олигополистических структур, тайных сговоров, увеличения издержек и т.д.
Олигополия считается одной из наиболее популярных рыночных структур в современной экономике. Практически все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судостроение и авиастроение и т.д. имеют именно такую структуру.
Наиболее заметной особенностью олигополии является небольшое количество предприятий, существующих на рынке.
Но все же в олигополистической отрасли, как и в монополистической конкуренции, многие мелкие компании часто функционируют совместно с крупными (и здесь, как и в монополистической конкуренции, может проявиться патентная стратегия конкуренции).
Целью работы является особенности поведения современных фирм в условиях олигополии на примере автомобильной промышленности.
Для раскрытия этой цели мною были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятие, признаки и виды олигополии;
-изучить модели поведения фирм в условиях олигополии;
-изучить алгоритм разработки принятия стратегических решений на олигополистическом рынке;
-выявить тенденции олигополистического поведения предприятий автомобильного машиностроения;
-проанализировать стратегию олигополистическое поведение на примере ПАО «АвтоВАЗ»;
-разработать направление совершенствования олигополистического поведения автомобильного машиностроения.
Объект исследования - предприятие автомобильного машиностроения ПАО «АвтоВАЗ».
Предмет исследования – особенности функционирования современных олигополистических рынков и олигополистов реального сектора экономики России.
В процессе исследования проблем стратегического взаимодействия фирм применялись следующие основные методы экономических исследований: системный подход, метод обобщений, экономическое моделирование, метод абстракций и дополнений, сравнительный анализ.
Степень разработанности проблемы. Анализу олигополии посвящена обширная литература. Термин «олигополия» был введен в экономическую науку Т. Мором, который рассматривал олигополию как частный случай монополии.
Наиболее интересными, с точки зрения поведения фирм в условиях олигополии, представляются работы Э. де Сото, А.К. Морриса, Э. Файга, Я. Корнай, Ф. Шнайдера, А.Д. Кассела, Т.И. Корягиной, Т.Г. Долгопятовой, А.Н. Олейника, Г.А. Агаркова, А.А. Куклина, А.Н. Шохина, Б.Т. Рябушкина, О.А. Романовой.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и списка использованной литературы.
1.Теоретические аспекты поведения фирм в условиях олигополии
1.1 Понятие, признаки и виды олигополии
Олигополия - это рыночная структура, в которой функционирует несколько продавцов. Проникновению инновационных предприятий в эту сферу препятствуют весьма существенные барьеры. На рынке представлены как стандартизированные, так и дифференцированные продукты. Отношения между компаниями квалифицируются как взаимозависимость. Организации, которые знают, что их действия повлияют на конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как выяснят направление реакции конкурентов.
Рынок олигополии формируется из небольшого числа продавцов, которые очень чувствительны к ценовой политике и маркетинговым стратегиям друг друга. Изделия могут быть похожими (сталь, алюминий), а могут и отличаться. Небольшое количество продавцов продиктовано тем фактом, что новым заявителям трудно проникнуть на этот рынок. Любой продавец чувствителен к стратегии и действиям конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои издержки на 10%, потребители быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется отреагировать либо снижением цен, либо предложением дополнительных услуг.
Олигополист никогда не испытывает уверенности в том, что он может достичь какого-либо долгосрочного результата за счет снижения издержек. С другой стороны, если олигополист увеличивает издержки, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо вернуться к прежним значениям, либо рисковать потерять клиентуру в пользу конкурентов.
Олигополия как структура отличается небольшим представительством. Стоит отметить, что появление новых игроков на рынке олигополистической структуры происходит очень сложно. В первую очередь это связано с необходимостью больших инвестиций. В связи с этим олигополистический рынок представлен не в большом количестве. Однако следует иметь в виду, что помимо лидеров, на долю которых приходится большая часть оборота продукции в конкретной отрасли, на рынке работают и малые предприятия.
Помимо крупных инвестиций, появлению новых фирм на олигополистическом рынке препятствуют и другие причины.
К ним относятся:
- государственная политика, проводимая на момент регистрации компании;
-затраты на проведение маркетинговой кампании;
- трудности, связанные с продажей и последующим обслуживанием товара.На фоне сложившейся ситуации "игроки" рынка прибегают как к ценовой, так и к неценовой конкуренции. Ценовая конкуренция не всегда эффективна, так как снижение цены на продукцию одной компании приведет к тому, что конкуренты сделают то же самое, в результате производители придут к снижению доходов.
На олигополистическом рынке наиболее эффективна неценовая конкуренция, что можно отнести к:
- показатель высокого качества выпускаемой продукции;
-надежность и долговечность использования;
- внедрение результатов технического прогресса;
-использование маркетинговых инструментов. Количество фирм, участвующих в олигополистическом рынке, диктует его структуру.
Таким образом, олигополистический рынок может быть разреженным (представлен от двух до восьми участников) или плотным (включает более восьми объектов). Такое разделение позволяет нам более детально изучить поведение фирм в различных условиях олигополистического рынка. Кроме того, изучив количество представленных производителей, можно проанализировать уровень предложения конкретного продукта. Количество фирм в отрасли также влияет на их политику: действуют ли участники рынка независимо друг от друга или вступают в сговор, который может быть явным, открытым или скрытым. В случае независимой деятельности обычно используется понятие некооперативной олигополии, в случае сговора – кооперативной.
Каждая рыночная структура имеет свои положительные и отрицательные черты. Недостатки олигополии определяются:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бережнов Г.В. Стратегия развития предприятия в многопрофильной конкурентной среде. - М.: МЕЛАП, 2018. - 336 с.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах - М.: ЮРИСТ, 2018. – 431 с.
3. Гальперин В. М. и др. Микроэкономика: Экономическая школа – М.: Крокус, 2018.– 462 с.
4.Гераськин М.И. Моделирование структур рынка олигополии // Проблемы управления. - 2019. - N 6. - С.10-22.
5. Голубева, Е. С. Особенности олигополии в российской экономике // Проблемы новой политической экономии. – 2020. – № 3. – С. 82-86.
6.Дергунов Г.А. Экономические риски олигополистического взаимодействия // В сборнике: Парадигма экономического процесса и его правовое обеспечение материалы Международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 47-48.
7.Долан Э., Линдсей Д. Микроэкономика – СПб.: Питер, 2018. – 612 с.
8. Елецкий Н. О., Корниенко О. В. Экономическая теория: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Март, 2019. – 322 с.
9. Иохин В. Я. Экономическая теория - М.: ЮРИСТ, 2019. – 498 с.
10.Казанцева Е.Г. Олигополистические рынки в современной экономике автореферат дис. - Томск, 2019 – 112 с.
11. Казанцева Е.Г. Развитие олигополистических рынков в России в условиях трансформации экономической системы // Современная экономика: проблемы и решения. – 2019. – № 12. – С. 23-35.
12. Камаев В. Д. Экономическая теория: Учебник – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 640 с.
13. Климова А. С. Олигополия в Российской экономике // Новое слово в науке: перспективы развития. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 359–360.
14.Леонтьева, А. В. Трансакционные издержки в олигополиях // Молодой ученый. - 2020. - № 17 (76). - С. 293-295.
15.Матовников М. Олигополия как драйвер конкуренции // Эксперт. - 2018. - N 3. - С.32-37.
16.Махмудова М.М. Современные олигополии на мировом рынке // Экономика и предпринимательство. - 2021. - N 3-2. - С.184-187.
17.Огрызько К. Растущая реальность глобальных олигополий // Общество и экономика. - 2019. - N 11-12. - С.212-237.
18.Плещинский А.С. Анализ результатов модернизации производства в условиях олигопольной конкуренции инноватора и его преследователя // Экономика и математические методы. - 2019. - N 1. - С.88-105.
19.Попова А.Е. Модели олигополистического поведения на рынке: сговор и лидерство // В сборнике: Актуальные проблемы социально-экономического развития СКФО 80-я научно-практическая конференция. - 2020. - С. 257-259.
20. Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции - М.: Наука, 2018. – 643 с.
21.Устюжанина Е. В., Бондаренко Н. Е., Сигарев А. В. Микроэкономика. Учебник. - М.: КноРус. 2020. - 218 с.
22.Филатов А.Ю. Неоднородность поведения фирм на олигопольном рынке: стратегические фирмы и ценополучатели // Известия Иркутского государственного университета. - 2020. - Т. 13. - С. 72-83.
23.Чеканский А. Н., Фролова Н. Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебник. - М.: Проспект. 2020. - 688 с.
24.Швец Ю. Ю. Менеджерские аспекты микроэкономики и бизнес стратегии. Учебное пособие. - М.: Прометей. 2020. - 160 с.