Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время во многих странах наступил финансовый кризис. Россия не является исключением. В период финансового кризиса многие предприятия имеют неопределенность, нестабильность. Одним из важнейших методов функционирования предприятия является финансовое планирование.
В современной экономической литературе достаточно широко представлены мнения различных авторов о целях финансовой стратегии. Большинство из них сходятся во мнении, что главной ее целью является повышение (максимизация) благосостояния (доходов) собственников организации. Способы достижения целей определяются через постановку задач финансовой стратегии. Задачи представляют собой количественную конкретизацию целей предприятия с указанием способов и сроков их достижения для каждого уровня: корпоративного, делового, функционального. Задачи традиционно принято формулировать одновременно с определением миссии и целей. Они имеют конкретное измерение и временную привязку. Сущность финансовой стратегии реализуется в ее функциях. По отношению к общей стратегии предприятия рассматриваются две группы функций — организационные и, экономические.
Ряд экономистов выделяет экономическую стратегию, которая предполагает выработку экономически эффективных путей достижения таких целей предприятия, как завоевание определенной доли рынка, и удержание ее на протяжении длительного периода времени; поддержание конкурентоспособности выпускаемой продукции; предотвращение банкротства и других целей. Финансовая стратегия относится к группе функциональных стратегий предприятия. При этом большинством экономистов отмечается ее ключевое значение в системе функциональных стратегий предприятия.
Качество составленных планов становится возможным оценить, применив контрольные процедуры в момент планирования. Целью курсовой работы является исследование методов стратегического планирования и разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы стратегического планирования.
Задачи курсовой работы включают:
1 раскрытие сущности планирования;
2 анализ системы планирования на исследуемом предприятии;
3 выявление недостатков планирования на предприятии и предложение путей его совершенствования;
4 разработка рекомендаций по совершенствованию планирования на исследуемом предприятии.
Предметом исследования является система планирования деятельности организации как элемент механизма управления деятельностью.
Объектом исследования является Акционерное общество «Башкирская содовая компания», расположенное в городе Стерлитамак.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: монографический, логический, сравнения, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, корреляционно-регрессионный анализ, индексный анализ, коэффициентный анализ, графический.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования и контроля на исследуемом предприятии. Разработанные рекомендации руководство организации может, при желании, применить при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
Третья глава является практической. В этой главе представлены предложения по улучшению системы стратегического контроля на предприятии. Все предложения и рекомендации носят конкретный характер, позволяющий осуществить их практическое применение.
В заключении излагаются теоретические и практические выводы и предложения.
1 Теоретическое обоснование планирование как функции управления и организационной системы
1.1 Сущность и понятия планирования на предприятии
Сегодняшнее состояние российской экономики требует эффективной работы бизнеса по развитию страны и снижению сырьевой зависимости. Одним из важнейших условий эффективной работы бизнес-структур выступает наличие информации, которая надежна, достоверна и своевременна. Наличие таких данных позволяют руководству бизнеса принимать обоснованные управленческие решения и тем самым повысить эффективность деятельности предприятия. Только принятие обоснованных управленческих решений способствует успешному развитию предприятия. После принятия управленческого решения следует процесс его реализации. Он становится невозможным без установления контрольных точек на разных стадиях реализации управленческого решения. На установленных контрольных точках проводится оценка достигнутых результатов, рассчитываются отклонения, и происходит либо корректировка управленческого решения, либо изменения условий функционирования предприятия. Конечной целью реализации управленческого решения является получение результатов, определенных в Стратегии развития предприятия путем выполнения задач, поставленных руководством экономического субъекта перед менеджерами разных уровней.
Планирование – это функция менеджмента, которую менеджер реализует ежедневно. Нельзя считать нормальным трудовой процесс, осуществляемый только время от времени, хаотично, без четко определенных производственных ежедневных заданий. Планируя, менеджер реально сопоставляет будущие проблемы, возможности и решает, на каком направлении стоит предпринять наиболее значимые усилия.
Система управления предприятием направлена на достижение целей, поставленных руководством исходя из разработанной стратегии развития предприятия. Однако планируемое состояние не всегда удается достигнуть в необходимые сроки, в результате чего возникают отклонения. Анализ отклонений проводится на основе данных, полученных в результате работы специалистов предприятия по внутреннему контролю.
При разработке плана развития предприятия необходимо учитывать перечень факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также с учетом создания дополнительной стоимости бизнеса.
Стратегическое планирование в части управления финансовыми ресурсами включает в себя следующие этапы [5, с.98]:
1 анализ бизнеса, предполагающий проведение финансового анализа за 3 или более отчетных периодов. Финансовый анализ проводится на основе финансовой отчетности. Первоочередное внимание имеют показатели объема реализации, затрат, уровня чистой прибыли. Результаты финансового анализа демонстрируют пользователю текущее финансовое положение компании, оценку финансовых результатов. На основе результатов финансового анализа выделяются проблемы, которые имеет предприятие по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности;
2 формирование финансовой стратегии организации заключается в определении направлений финансовой политики предприятия. При формировании финансовой стратегии происходит создание прогнозных документов, относящихся к будущим отчетным периодам. Прогнозные документы используются при написании бизнес-плана; [5]
3 формирование финансового плана на текущую перспективу. В текущем планировании происходит уточнение и конкретизация основных показателей, рассчитанных в прогнозных документах;
4 сопоставление финансовых планов с политикой предприятия о производственном, коммерческом, инвестиционном развитии. Для этих направлений развития деятельности организации формируются отдельные планы и программы. Сопоставление финансовых планов с вышеперечисленными документами предполагает корректировку, увязку и конкретизацию финансового документа;
5 проведение оперативного финансового планирования;
6 исполнение показателей, рассчитанных при финансовом планировании. Исполнение плана подразумевает процесс осуществления деятельности организации. Осуществляется производство, продажа, сбыт, прочая деятельность предприятия. По итогам осуществления деятельности организации формируются финансовые результаты деятельности в целом по организации;
7 анализ и контроль исполнения плана предусматривает определение фактических финансовых результатов деятельности, сопоставление их с плановыми значениями, выявление причин и следствий отклонений показателей, полученных в процессе осуществления деятельности организации от плановых. После этого разрабатываются меры по устранению негативных финансово-экономических явлений.
1.2 Система стратегического планирования управления финансовыми ресурсами предприятия
Этапы стратегического плана в организации взаимосвязаны. Реализация этапов происходит в определенной последовательности. Первоначальным этапом выступает формирование финансовой стратегии компании и создание прогнозных документов, относящихся к будущим отчетным периодам. На этапе текущего планирования формируются оперативные финансовые планы.
С точки зрения продолжительности периода, к которому относится разрабатываемый план, можно выделить три разных уровня планирования: перспективное, оперативное, текущее [5, с. 157].
Планирование на перспективу предполагает формирование плана на период от одного года до трех лет. Период перспективного планирования имеет условный характер, так как в современное время наблюдается нестабильная экономическая и политическая ситуация в мире.
Задачей перспективного планирования выступает разработка финансовой стратегии предприятия и прогнозирование его финансовой деятельности. Финансовая стратегия – это определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.
Элементом финансовой стратегии является оптимизация основных и оборотных средств, прибыли, налоговой, ценовой политики, внешнеэкономической деятельности и безналичных расчетов. Анализ современных источников позволяет констатировать схожесть точек зрений экономистов о неизбежности различий финансовых стратегий, разработанных в рамках разных предприятий, либо разработанных в рамках одного, но в разные временные периоды.
Процесс формирования финансовой стратегии включает в себя следующие основные этапы:
1 Определение периода реализации стратегии. Продолжительность этого периода зависит от периода формирования общей стратегии предприятия. Кроме того, на него воздействуют и другие факторы: динамика макроэкономических процессов, изменения, происходящие на финансовом рынке, отраслевая принадлежность и специфика внешней среды деятельности предприятия;
2 Анализ факторов внешней среды предприятия;
3 Формирование стратегических целей финансовой деятельности. Главная цель данного этапа – максимизация рыночной стоимости предприятия. Система стратегических целей предприятия должна быть сформулирована четко, отражая каждую из целей в конкретных показателях – нормативах. Обычно в качестве стратегических нормативов используют такие, как: среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых их внутренних источников; минимальная доля собственного капитала; соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия и прочее. На основе финансовой стратегии формируется финансовая политика по конкретным направлениям финансовой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст] / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Дело и сервис; Издание 3-е, перераб. и доп., 2016. - 272 c.
2. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы [Текст] : уч./ М.П. Афанасьев — М.: Издательский центр «Книга», 2019. — 304 с
3. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 224 c.
4. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом [Текст] - М.: Экономика 2015. - 272 c.
5. Бурцев В.В. Контроль и совершенствование управления сбытом в коммерческой организации [Электронный ресурс] / В.В. Бурцев // Экономический анализ: теория и практика. https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-i-sovershenstvovanie-upravleniya-sbytom-v-kommercheskoy-organizatsii/viewer, свободный.
6. Внутрифирменное планирование : учебник и практикум для вузов / С. Н. Кукушкин [и др.] ; под редакцией С. Н. Кукушкина, В. Я. Позднякова, Е. С. Васильевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 344 с.
7. Галлямова, Л. М. Управление каналами сбыта на предприятии [Текст] // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 597-600.
8. Голубин, Евгений Дистрибуция. Формирование и оптимизация каналов сбыта [Текст] - М.: Вершина 2015. - 135 c.
9. Дайитбегова Д.М. Основы маркетинга: Практикум [Текст] / Под ред. Дайитбегова Д.М., Синяевой И.М. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 318 c.
10. Дёшина С.В. Сущность, цели и функции сбытовой деятельности в торговых организациях [Электронный ресурс] / С.В. Дёшина, А.А. Шпиганович // Совершенствование сбытовой логистики предприятия - 2019 – Режим доступа : https://lektsii.org/1-10807.html, свободный.
11. Захарова Ю. А. Методы стимулирования сбыта [Текст] - М.: Дашков и Ко 2016. - 120 c.
12. Казаков С.П. Сбытовая политика фирмы [Электронный ресурс] // Маркетинг: учебник по направлению подготовки «Менеджмент» - Москва: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 47 с. – Режим доступа : https://www.hse.ru/data/2015/02/27/1091539363/Глава7_КазаковСП.pdf, свободный.
13. Кеннеди Д.С. Метод SWOT-анализа в стратегическом управлении [Электронный ресурс] // Жёсткий директ-маркетинг - Альпина Паблишер, 2018 - 176с. – Режим доступа : http://powerbranding.ru/BIZNES-ANALIZ/swot/, свободный.
14. Кириченко А.В. Формирование сбытовой стратегии как составляющей маркетинговой стратегии предприятия [Электронный ресурс] / А.В. Кириченко, М.Ю. Дементьев // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 23(43) – Режим доступа : https://sibac.info/journal/student/43/124569, свободный.
15. Кольган, М. В., Пристанскова, Ю. С. Управление сбытовой деятельностью производственного предприятия: понятие и основные тенденции [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 3176–3180.
16. Куликова Н.А. ABC и XYZ-анализ в бизнесе [Электронный ресурс] / Н.А. Куликова, Н.П. Иванова // Способы заработка - Москва 2017 – 150 с. – Режим доступа : https://hiterbober.ru/money-methods/abc-xyz-analiz.html#_XYZ-2, свободный.
17. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 435 с.
18. Лопарева, А. М. Бизнес-планирование : учебник для вузов / А. М. Лопарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 273 с.
19. Лябишев, К. А. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 6 (июнь). – С. 161–165.
20. Машунин, Ю. К. Прогнозирование и планирование социально-экономических систем : учебник для вузов / Ю. К. Машунин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 330 с.
21. Невская, Н. А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Н. А. Невская. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 310 с.
22. Синицына, О.Н. Основы маркетинга сферы услуг [Текст] : учеб. / О.Н. Синицына. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
23. Стегний, В. Н. Прогнозирование и планирование : учебник для вузов / В. Н. Стегний, Г. А. Тимофеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 210 с.
24. Сухарев И.П. Объекты, субъекты и функциональное обеспечение систем сбытовой логистики [Электронный ресурс] // Хэлпикс.орг: - 2019 – Режим доступа : https://helpiks.org/7-68204.html, свободный.
25. Фридман, Лоуренс Дж; Фьюри, Тимоти Р. Новые каналы сбыта - главное преимущество компаний [Текст] - М.: Эксмо 2016. - 352 c.
26. Чернозубенко П.В. Анализ сбыта [Электронный ресурс] // Записки маркетолога - 2019 – Режим доступа : https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_a/sales_analysis/, свободный.
27. Черноморченко, С. И. Планирование и проектирование организаций : учебное пособие для вузов / С. И. Черноморченко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 221 с.