Фрагмент для ознакомления
2
трудового права, правовые механизмы регулирования данной отрасли отношений. Специальные нормы детализируют общие правовые установки.
Так, например, наряду с правами и обязанностями, регулирование которых обеспечивает Трудовой Кодекс, существуют разновидности категорий лиц, правовой статус которых предоставляет им специальные дополнительные права и обязанности, основанные на специальном законодательстве. Например, прием на работу и прекращение трудовых отношений с отдельными категориями, а именно: с государственными служащими, прокурорами, военнослужащими, органами местного самоуправления, судьями, работниками МВД и другими работниками. В основе правового регулирования трудовых прав и обязанностей указанной категории лиц находятся нормы права, содержащие предписания гарантии прав и обязанностей сторон взаимоотношений и деятельность уполномоченных органов, направленная на регулирование и защиту прав в процессе трудовой деятельности.
Источники трудовых прав характеризуется наличием большого массива законов и подзаконных предписаний, закрепляющих многочисленные права и обязанности ответственных субъектов. К государственным источникам права можно отнести Конституцию, международные договоры, трудовой кодекс, законы, нормативные правовые акты Президента, подзаконные акты, ведомственные нормативные акты, а также нормативные правовые акты законодательной и исполнительной государственной власти, принятые по вопросам, отнесенным к их компетенции и компетенции органов местного самоуправления.
Дадим собственное определение государственных источников трудового права: это правила поведения, устанавливаемые актами законодательной и исполнительной государственной власти, принятые по вопросам, отнесенным к их компетенции и компетенции органов местного самоуправления, рассчитанные на многократное применение, адресованные неопределенному кругу лиц и санкционированные государством.
Государственные источники трудового права имеют следующие признаки: 1. нормативно установленные виды, свойства правовых актов; 2. имеют подчиненность, иерархичность в отношениях между нормами; 3. содержательная характеристика: фиксируют правила, определяющие поведение любых субъектов права (людей, коллективов, организаций); 4.согласованность актов, что обусловлено единством или комплексностью регулирования общественных отношений; 5. общеобязательность - имеют сферу действия на всех субъектов трудовых отношений; 6. могут иметь декларативные нормы, которые конкретизируются и модифицируются другими источниками; 7. являются нормами широкого действия, которые рассчитаны на неопределенное множество ситуаций; 8. устанавливаются, контролируются, санкционируются государством и им охраняются.
2.2 Локальные источники трудового права и их формы
Современный этап развития России в направлении рыночной экономики обусловливает закрепление принципиально новых подходов в отрасли трудового права. Локальные нормы трудового права в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ включены законодателем в систему трудового права России и занимают важное место в системе источников трудового права. Определяя пределы и особенности локального регулирования, государство создает целостную систему норм, расширяет управленческие возможности, что дает возможность хозяйствующим субъектам наиболее эффективным способом урегулировать внутренние трудовые отношения, и, в свою очередь, усовершенствовать механизм влияния на эти отношения через систему локального нормотворчества., т.е. локальные правовые акты в системе источников права предназначены для регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в организации. Управленческие функции работодателя, его руководство трудовым процессом, в котором принимают участие работники, с которыми заключен трудовой договор, требуют принятия локальных нормативно-правовых актов (правил внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями, коллективных договоров, положений о премировании и др..), действие которых распространяется только на работников данного предприятия (учреждения, организации). Очевидность регулятивных возможностей локального нормотворчества, эффективность его правового воздействия на общественные отношения, множественность функций локальных правовых актов в каждой конкретной организации, подтверждают актуальность темы.
Локальным правовым актам о труде как источникам трудового права уделяли внимание как отечественные так и зарубежные авторы: М. Ф. Владимирский - Буданов, С.В.Вишневецкая , Л.Я. Гинцбург, С. В. Гончарова, К.Н. Гусов, П.И. Жигалкин, В.В.Жернаков, С.А. Иванов, Л.И. Лазор, Р.З.Лившиц, Д. И. Мейер, М.И. Матузов, А.Р. Мацюк, А.В. Малько, Ю.П. Орловский, К. П.Победоносцев, А.И. Процевский, А.В. Прудивус, П.М. Рабинович, О.В. Смирнова, З.К. Симорот, Б.С. Стичинский, Л. С. Таль, В.Н. Толкунова, Н.Н. Хуторян, Г.И. Чанышева, Г. Ф. Шершеневич и другие. Однако теоретические основы локальных правовых актов о труде как источников трудового права исследованы фрагментарно без детального комплексного анализа.
В науке трудового права нет единого мнения относительно предмета локальных источников трудового права. Л. С. Таль указывал: «Правильное решение проблемы о природе нормативных актов, исходящих от главы промышленного предприятия, на наш взгляд, возможно только на почве того эмпирического положения, что в предприятии, как соединении людей для определенной цели, должен существовать соответствующий его целям обязательный порядок. Издавая «правила» и другие односторонние нормативные акты, в отведенных предприятию границах и в установленных формах, осуществляется автономия предприятия как социального образования. Таким образом, локальные правовые акты признаются объективной, изначально присущей юридическому лицу в силу его относительной самостоятельности деятельностью, не зависящей от государства и иных, внешних по отношению к данному юридическому лицу, организаций.
Вопрос о правовой природе локальных правовых актов получил достаточное освещение в работах теоретиков путем анализа нормативных актов, в которых они получили свое закрепление. В современной научной правовой литературе, локальные нормативные акты, в том числе изданные работодателями, относятся к источникам трудового права. Так, Е.Р.Веселова пишет: «Правовое нормотворчество включает в себя: законотворческую и правотворческую деятельность государственных органов; нормотворческую деятельность муниципальных образований; и локальное нормотворчество организаций, работодателей - физических лиц». А.М.Лушников и М.В.Лушникова утверждают, что локальные нормативные акты могут быть источниками трудового права при наличии определенных следующих признаков: 1) локальные нормативные акты являются нормативными подзаконными актами; 2) локальные нормативные акты принимаются работодателем в пределах его компетенции единолично или с учетом мнения представительской органа работников; 3) локальные нормативные акты действуют в рамках организации в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы. Объясняют свою позицию ученые тем, что предприятие как социальное образование, его социальная автономия способствуют правовому
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. 1995. № 67.
2.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
3.Конвенции и рекомендации‚ принятые МОТ. Т. 1. 1919– 1956 гг. Женева‚ 1991.
4.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
5.Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» // СПС «Гарант», версия проф. по состоянию на 05.01.2010.
6.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1)
7.Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
8.Уголовный кодекс РФ: Закон РФ от 13.06.1996 № 63 ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
9.Антонова, Л. И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985. С. 79.
10.Архипов, С. И. Понятие и юридическая природа локальных норм права // Правоведение. 1987. № 1. С. 32.
11.Александров Н. Г. Трудовое правоотношение. М., 1948. С. 66
12.Александров Н. Г. Понятие источника пра¬ва // Учен. зап. ВИЮН. - М., 1946. - Вып. 8. – С.51.
13.Александров Н. Г. Теория государства и права / под ред. Н. Г. Александрова. - М. : ЮридЛит, 1974. - 664 с.,с. 103
14.Александров Н.Г. Правовые и производственные отношения в социалистическом обществе// Вопросы философии. 1957. №1.
15.Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2 т. Т. II. Москва: Юрид. лит., 1982. 360 с.
16.Алексеенко В. А. Правоведение : учебник / В. А. Алексеенко. - М. : КноРус, 2007. - 436 с., С 324
17.Васильева Т. А. Понятие и значение источника права // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2010. № 73. С. 37–44.
1.Веселова, Е. Р. Локальные нормы трудового права : дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2004. С. 90.
19.Васильев А.С. Место и роль актов государственного управления в системе организационно-правовых средств управленческой деятельности / А.С. Васильев // Актуальные проблемы государства и права. – Одесса, 1995. – С. 15–28.
20.Дралов В.В. Правовое обеспечение федеральных органов власти: понятие и сущностная характеристика / В.В. Дралов // Информ.-аналит. вестник Уральской академии государственной службы «Чиновник» 2004. № 2. – С. 8.
21.Ефремова М. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / под ред. Т.Ф. Ефремовой. М., 2000.
22.Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. – М., Моск. гос. ун-т., 1983. – 168с.
23.Кечекьян С. Ф. О понятии источника права /С. Ф.Кечекьян// Ученые записи Московского Государственного университета», вып. 116, кн. 2, 1946.
24.Кашанина Т. В. Структура права. М.: Про спект, 2013. 584 с.
25. Капустин М. Н. Теория права (юридическая догматика). Т. 1. Общая догматика. М.: Университетская типография на Страстном бульваре, 1868. 392 с.
26.Левиант Ф. М. Нормативные акты, регулиру¬ющие труд рабочих и служащих : автореф. дис. д-ра юрид. наук / Ф. М. Левиант. Л., 1954.— 165 с.
27.Лукашева Е.А.Общая теория прав человека / Е. А. Лукашева, В. А. Карташкин, Н. С. Колесова и др.: РАН, Институт государства и права. – М.: Норма, 1996. – 520с.
28.Лушников А.М.Курс трудового права: учебник: в 2т. / А.М.Лушников, М.В.Лушникова. – М.: Статут, 2009. – Т.1.– 879с. – С. 611.
Лебедев, В. М. Лекции по трудовому праву России. Томск, 2001. Вып. 2. С. 29. Левиант Ф. М. О природе локальных норм права, регулирующих трудовые отношения на промышленных предприятиях // Правоведение. 1970. № 5. С. 66.
30.Малько А. В. Краткий юридический словарь / А. В. Малько. - М. : Проспект, 2007. - 496 с., с. 75
31.Мещеряков Н.Л. Малая советская энциклопедия. В 10 т. / гл. ред Н. Л Мещеряков. — М.: Сов. энцикл, 1929. — 900 с.
32.Матузов Н. И. Теория государства и права. Курс лекций / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М. : Юристь, 2006. – С.375.
33. Марченко М. Н. Основы права: учебник/ М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. — М. : Проспект, 2008. – С. 121.
34. Новик Ю. И. Психологические проблемы правового регулирования. М., 1989. С. 14
35. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. - М.,1992. С. 286
36. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : Сов. энцикл., 1970. - 567 с.
37. Процевский А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений / А.И. Процевский. – М.: Юрид. лит., 1972. – С.126,
38.Пиголкин А. С. Общая теория права. Учебник. ¬– М., 1996. ¬– С. 132—150
39.Рудковский В. А. Источники права: проблемы теории // Вектор науки ТолГУ. Серия: Юридические науки. 2016. № 4 (27). С. 73–75. URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=27666547
40.Таль Л. С. Очерки промышленного рабочего права. 2-е изд. М., 1918. С. 49-50
41.Хвостов В. М. Общая теория права: элементарный очерк. Изд. 5-е. М.: Книжный дом «ЛИБРО- КОМ», 2011. 152 с.
42.Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М.,1974. , с .82
43.Юсупов В.А. Право и советское государственное управление : Административно-правовой аспект проблемы / Юсупов В.А. – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1976. – 263
44. Явич Л.С. Советское право– регулятор общественных отношений в СССР. Сталинабад, 1957.