Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Идея патриотизма всегда занимала особое место не только в духовной
жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - идеологии,
политике, культуре, экономике. Содержание и направленность патриотизма
определяются прежде всего духовно-нравственным климатом общества, его
историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и
значение патриотизма возрастает в переломные моменты истории, когда
объективные тенденции общества сопровождаются ростом напряжения сил его
граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные
восстания, кризисы, обострение борьбы). на электроэнергию, стихийные
бедствия и др.). Проявление патриотизма в такие периоды отмечено высокими
благородными порывами, особой жертвенностью во имя Отечества, своего
народа, что позволяет отнести это явление к числу наиболее сложных и
неординарных.
Тема моей работы актуальна и востребована, ведь военно-патриотическое
воспитание подрастающего поколения в современной парадигме российского
образования выходит на новый этап развития.
В то же время каждой стране необходима эффективная система
патриотического воспитания, так как это формирует устойчивую гражданскую
позицию личности и является необходимым условием успешного
функционирования государственных институтов в интересах укрепления
экономической и военной мощи страны. Исторический опыт показывает, что
основой формирования высоких моральных качеств у людей всегда было
чувство патриотизма, любовь к Родине и готовность бороться за нее до полной
победы.
Вопросы духовно-нравственного становления личности как патриота
исследовались А. А. Ароновым, В. В. Артамчуком, В. Г. Бирковским, Д. М.
Водзинским, A. M. Ветоховым, О. И. Волжиной, А. Н. Вырщиковым, Н. П.
5
Дунаевым и другими учёными. Социальный аспект военно-патриотического
воспитания изучался И. М. Андромоновой, Т. С. Базаровой, А. Л. Барчуком, И.
А. Бутенко, В. В. Гонеевой, Р. Г. Гуровой, И. М. Дурновым, П. П. Коваленко, B.
C. Комладзе, Н. И. Копысовой, Н. К. Крупской, В. И. Лутовиновым, А. Е.
Макаренко, В. И. Петрищевым, B. C. Соловьёвым, С. С. Толкачёвой. Проблемы
гуманизации личности с разных сторон рассматривались О. В. Лишиным, Н. В.
Дьяченко, В. А. Сухомлинским, Г. К. Королевич, В. Д. Серых, О. С.
Гребенюком, Т. Б. Гребенюк, Р. Ш. Ганелиным, Э. Д. Днепровым, Ю. А.
Ивановым. Рядом учёных анализируются и другие содержательные стороны
военно-патриотического воспитания.
Объектом исследования является военно-патриотическое воспитание.
Предметом исследования является система военно-патриотического
воспитания в деятельности учителя ОБЖ.
Цель работы: изучение методики организации военно-патриотического
воспитания в деятельности учителя ОБЖ.
Задачи: изучить содержание понятий патриотизм и военно-
патриотическое воспитание, определить их цель, задачи и содержание;
раскрыть сущность военно-патриотического воспитания; выявить формы
реализации военно-патриотического воспитания.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка и приложения.
6
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы военно-
патриотического воспитания
В интересах государственной безопасности и подготовки подрастающего
поколения к военной службе с 1994 года руководством страны были
предприняты меры по формализации и совершенствованию эффективного
руководства: «Военно-патриотическое воспитание».
Президент Российской Федерации издал указ «О мерах государственной
поддержки общественных объединений, осуществляющих военно-
патриотическое воспитание молодежи». Сегодня патриотическое воспитание
российской молодежи является одним из приоритетных направлений
государственной молодежной политики в рамках реформы общества и его
воинской организации, а также в сфере образования.
При этом патриотическое воспитание включает комплекс духовных,
идеологических, общественно-политических, психолого-педагогических,
военно-технических и других мероприятий, реализация которых призвана
способствовать формированию функций защитника Отечества, особенно в
контексте военной деятельности [8].
Специфика задач патриотического воспитания предполагает
существенную дифференциацию его содержания. Соотношение общего и
особенного, специфического проявления в нем, в двух основных моментах:
1. общее содержание патриотического воспитания является
доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность
гражданина и патриота России с присущими ему ценностями,
взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами
деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение
более конкретных задач, при подготовке к реализации функции
защиты Отечества, на военную или альтернативную службу;
7
2. в современных условиях, когда решается проблема
профессионализации личного состава Вооруженных Сил, значительно
возрастает роль и значение специфического компонента содержания
патриотического воспитания. Это предполагает более глубокую и
последовательную дифференциацию, более глубокую и всестороннюю
разработку по тем конкретным задачам и, прежде всего,
патриотического характера, которые возлагаются на защитников
Отечества в условиях воинской деятельности, на службе. процесс.
В настоящее время военно-патриотическое воспитание является одним из
специфических направлений подготовки молодежи и подрастающего
поколения. Это направление включает в себя всю совокупность ценностей,
созданных и используемых обществом для оптимизации военно-
патриотического воспитания. Военно-патриотическое воспитание в союзе с
нравственным, эстетическим и интеллектуальным воспитанием приобретает
значение одного из главных факторов целостного развития личности.
Военно-патриотическое воспитание не может существовать без здорового
образа жизни. Здоровый образ жизни – это индивидуальная система привычек,
обеспечивающая человеку необходимый уровень жизнедеятельности для
решения задач, связанных с выполнением должностных обязанностей, решения
просьб и личных проблем.
При оказании помощи подросткам в формировании индивидуальной
системы здорового образа жизни необходимо учитывать все особенности этого
возраста. Военно-патриотическое воспитание является важным этапом в
формировании личности.
В современных условиях значение подготовки молодежи к защите
Отечества-России не ослабевает. Это требует предварительной подготовки
юношей к действительной военной службе. Только при наличии у молодого
человека, назначенного в Вооруженные Силы, необходимых военных знаний и
навыков, он сможет в более короткие сроки освоить сложное современное
8
вооружение и военную технику, развить высокие морально-боевые качества в
соответствии с требованиями воинской присяги.
Можно с уверенностью сказать, что система базовых военных знаний,
включающая в себя сведения о военной службе, является составной частью
курса безопасности жизнедеятельности, включающего в себя военно-
патриотическое воспитание. Основы безопасности жизнедеятельности и основы
воинской службы в настоящее время положительно помогают в решении
проблем, как личной, так и общественной безопасности человека.
В современных условиях формы получения базовых военных знаний,
жизнеобеспечения и военной службы весьма разнообразны. Важную роль
играют военкоматы, воинские части, штабы гражданской обороны. Процесс
ознакомления учащихся с курсом Основы Безопасности Жизнедеятельности
непосредственно связан с учебным заведением на уроке ОБЖ [15].
Итак, с введением программы «Основы Безопасности
Жизнедеятельности» стало возрождаться военно-патриотическое воспитание
молодежи. После изучения основ безопасности жизнедеятельности стало
наблюдаться существенное изменение ценностных ориентаций молодежи,
призванной на военную службу. Многие молодые люди обладают такими
нравственными качествами, как, например: готовность защищать Родину,
гордость за принадлежность к вооруженным силам, честь и воинское
достоинство. Подготовка молодежи к военной службе – это комплекс
мероприятий, осуществляемых органами государственной власти,
образовательными учреждениями и организациями независимо от
ведомственной подчиненности и форм собственности, должностными лицами
по подготовке граждан к военной службе в Вооруженных Силах Российской
Федерации.
Любовь к Отечеству и Вооруженным Силам, верность конституционному
долгу, воинская присяга, добросовестность и самоотверженность, гуманизм и
оптимизм, трудолюбие и трудолюбие, настойчивость и терпение, умение
9
преодолевать трудности - эти качества должны быть присущи каждому
гражданину Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон № 273-ФЗ
: [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федераций 26 дек.
2012 г.]. – Москва : ИНФРА-М, 2018. – 54 с.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2015г. N 1493 о государственной программе «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы: [Электронный
ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/
(дата обращения: 07.05.2022).
3. Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24
февраля 2010 г. N 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации
обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области
обороны и их подготовки по основам военной службы».
4. Адаменко С.С. Воспитываем патриотов России [Текст] // Народное
образование. Вестник. 2016. №4. С. 23- 25.
5. Айол, А. А. Совершенствование военно-патриотического воспитания
молодежи на современном этапе / А. А. Айол, В. В. Кузьменко, И. И.
Орлов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. —
2016. — № 3.1 (6.1). — С. 20-23.
6. Балтаева, С. В. Военно-патриотическое воспитание как фактор
национальной безопасности в Российской Федерации / С. В. Балтаева. —
Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5.1 (139.1).
— С. 1-3.
7. Батурина Г. И. Кузина, Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-
воспитательном процессе: пособие для воспитателей и учителей [Текст] //
Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». М.: Школьная
пресса, 2016. №6. С. 20- 25.
34
8. Ефремова Г.М. Патриотическое воспитание школьников [Текст] //
Воспитание школьников. Вестник. М.: Москва-Пресс, 2016. № 8. С. 17-
19.
9. Коробейников, Н. А. Военно-патриотическое воспитание в школе на
современном этапе: состояние, проблемы, перспективы / Н. А.
Коробейников, М. Д. Савельева, В. Л. Некишев. — Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 170-
172.
10. Кошевая, О. Г. Организация воспитательной работы по военно-
патриотическому воспитанию школьников / О. Г. Кошевая, В. И.
Куриленко, Е. И. Буденко. — Текст : непосредственный // Образование:
прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г.
Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 77-79.
11. Палтиевич Р.Л., Смирнов А.Т. Безопасность жизнедеятельности:
программы для образовательных учреждений среднего
профессионального образования. [Текст] /М., 2016. 270 с.
12. Панасюк В.П. Подходы в управлении патриотическим воспитание
молодежи, [Текст] /Панасюк В.П.// Региональное образование 21 века:
проблемы и перспективы – 2018. - С. 60-61.
13. Пензева Г.Г. Патриотический потенциал воспитательной работы с
молодежью на современном этапе [Текст] /Г.Г. Пензева// Социальная
политика и социальное партнёрство. — 2018. — № 10. - С. 60-65.
14. Петряков, П. А. Проектное обучение основам здорового образа жизни
[Текст]: учебное пособие / П. А. Петряков, М. Е. Шувалова. - М.:
Издательство Юрайт, 2018. – 197 с.
15. Пронина, Д. А. Организация военно-патриотического воспитания
допризывной молодежи на уроках ОБЖ / Д. А. Пронина, А. Р. Кабицина,
В. Л. Некишев. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. —
№ 6 (20). — С. 52-56.
35
16. Спицына, Т. А. Военно-патриотическое воспитание учащихся / Т. А.
Спицына, Д. В. Веселов. — Текст : непосредственный // Молодой
ученый. — 2016. — № 6.1 (110.1). — С. 76-78.
17. Суворова, Г. М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности
[Текст]: учебное пособие для вузов / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. - М.:
Издательство Юрайт, 2018. - 212 с.
18. Толстолуцкая, А. С. Организация воспитательной работы по военно-
патриотическому воспитанию школьников / А. С. Толстолуцкая. —
Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С.
371-373.