Фрагмент для ознакомления
2
Последние десять лет в сфере медиа говорят о том, что сейчас информационно-коммуникационная среда проходит период глобальных трансформаций, как итог – преимущественно одноканальная система распространения информации становится многомерной структурой, где каждый участник может в любой момент пообщаться с любым другим участником системы или со всеми одновременно.
Происходит глобальное распространение социальных сетей, блогов, индивидуальных масс-медиа и пр. [13, с. 51]
Эта проблема становится важной для развития мировой экономики и социальной, политической структуры общества. Масс-медиа определяют особенности устройства социума, методы создания в нем сообществ, их коммуникации с институтами государства. Масс-медиа определяют типы организации экономики, особенности занятости населения, образ жизни и социальные установки большей части населения в стране. Но все таки основные формы существования социума, основы управления им, коммуникации, характер современного социума сохранятся.
Растущий масштаб влияния масс медиа на разнообразные сферы общества и страны требует выверенной стратегии управления ситуацией в развитии сферы медиа. Это подчеркивается также тем, что уровень и размах вложений в развитие быстро трансформирующихся технологий становится все более приоритетным, а уровни влияния новых масс медиа все меньше и меньше прогнозируемы.
Даже учитывая то, что в настоящее время увеличиваются показатели потребления информации в сети, концентрация производства информации будет сохраняться за профессиональными СМИ. Но события интерпретируются и доступны практически каждому. То, насколько авторитетен источник информации, определяет уровень доверия к ней. Основной способ передачи первичного новостного контента – беспроводные и проводные интернет и другие сетевые технологии, которые могут передавать огромные объемы информации в режиме реального времени.
Интерактивность становится нормой. Уже привычно, что автор статьи напрямую коммуницирует с аудиторией, обсуждает сложные и важные вопросы [14, с. 40].
Актуален вопрос того, какая информация может находиться в доступе общественности (библиотеки, масштабные архивы).
Если же говорить про профессиональный контент, то практически нет отличий в его аудитории. Но есть принципиальное отличие между типами такого контента и способами его доставки читателю. Происходит усиление важности индивидуализации в потреблении контента.
Также есть тенденция дробности потребления. Например, пользователю удобнее прочесть статью вместо газеты, увидеть один сюжет вместо целого выпуска новостей и пр. Следовательно, сама аудитория становится более сегментированной и дробной.
Также важно подчеркнуть, что сейчас читателю в Интернет-СМИ важны звук и визуальная картинка.
Трудности в определении сущности и функций Интернет-СМИ
Поскольку онлайн-СМИ влияют непосредственно на общество, он изменяется. Не только в сфере информации, но и в экономике, политике формируются сетевые структуры. Средства массовой информации запускают процессы изменений социума и, соответственно, развиваются сами.
Новые прогрессивные Интернет-СМИ могут существовать только в постоянно меняющихся условиях. Поэтому консервативные методы оценки системы СМИ уже важно пересматривать.
Сложность состоит в том, что часто нет критериев, по которым конкретный сетевой ресурс информации может быть назван областью средств массовой информации. Время от времени в сети мы можем увидеть различные интерпретации и характеристики, что нужно и можно считать за онлайновые СМИ. Онлайн СМИ есть уже более десяти лет, но пока нет общепринятого мнения к и определению. Кто-то утверждает, что Интернет – это просто канал распространения информации, кто-то – что это новая среда для общения, где есть и средства массовой информации в том числе. Последние могут быть самостоятельными.
Нет также и методов исследования Интернет-изданий. Поэтому сложно произвести классификацию онлайн-СМИ.
Но, так или иначе, в информационном пространстве Интернет-СМИ существуют и это не нуждается в аргументах.
И с каждым годом роль Интернет-СМИ все более и более увеличивается. Интернет-СМИ – это целая индустрия, куда, например, перетекают финансовые вложения в рекламу от традиционных СМИ. Интернет-СМИ сливаются с телевизионными, радио СМИ.
Интернет – это способ общения. При помощи СМИ каждый сайт – это средство общения. У многих руководителей и менеджеров, если брать нашу страну, есть Интернет-блог. Каждый день в блогах публикуется более 1,5 млн сообщений.
Интересный факт. Мы можем не знать имена соседей по лестничной площадке, но узнать больше информации из форумов и от блоггеров.
Из недостатков или минусов того, что сейчас так развиты онлайн-СМИ, является то, что страдает качество материалов, которые они предоставляют. Часто федеральные журналисты, взяв информацию из онлайн-СМИ, не проверяют ее, и это может привести к курьезам.
Где больше доверия – к Интернет-СМИ или к официальным источникам? Сложный вопрос. Область Интернет-СМИ специфична, ее предпочитают издатели традиционных СМИ, ведь не просто так большинство газет и журналом имеют сайты с Интернет-версиями.
Между традиционными СМИ и Интернет-изданиями идет экономическая конкуренция: бумажные газеты получают около 70 % доходов от рекламы, но сейчас эти поступления замедляются, т. к. бурными темпами растет рекламная выручка Интернет-изданий. Проблема в естественных ограничениях, которые в Интернете не преодолеть. Например, продажи услуг в Сети эффективны, а продажи недвижимости невозможны.
По оценкам различных специалистов (журналисты, политологи, социологи и т. п.), будущее Интернет-СМИ в мире одновременно радужно и непредсказуемо. Никто не знает точно, какую роль информация в Сети будет играть через несколько лет [14, с. 41].
Наступление 2020 года ознаменовали не самые радостные новости: пандемия COVID-19, официально объявленная ВОЗ 11 марта, серьезно повлияла на всю мировую медиаповестку. Теперь новости о количестве зараженных, вылечившихся и умерших стало ежедневной и чуть ли не обязательной практикой для всех изданий. Почти во всех крупных агрегаторах на первой полосе можно было увидеть новости об отмене крупных мероприятий и переносе ряда фестивалей (Евро-2020, Каннский фестиваль, «Евровидение», летние Олимпийские игры и др.). Однако, что еще важнее с точки зрения развития СМИ, коронавирус создал не просто свое информационное поле, а несколько антитрендов внутри очевидных трендов. И в первую очередь он сместил парадигму доступности информации.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Баранова Е. А. Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков: монография. — М.: Прометей, 2019
2) Басов О.Н. Telegram-каналы как новые медиа и инструменты внутриэлитной борьбы // Научно-практические исследования. 2020, No 9-3 (32). – С. 31-39.
3) Белова Л. И., Универсальная журналистика. — Москва : Аспект Пресс, 2020. — 478, [1] с.
4) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011.
5) Быкова Е. В. Принципы анализа модульного текста (к постановке вопроса) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2006. No 1. С. 103-106.
6) Гусейнов Г.Ч. Заметки к антропологии русского интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // Новое литературное обозрение. – М., 2020, № 33. С. 290-295
7) Добросклонская Т. Г. Медиатекст как единица дискурса средств массовой информации // Актуальные процессы в различных типах дискурсов: политический, медийный, рекламный дискурсы и интернет-коммуникация: материалы междунар. конф. (19-21 июня 2009 г.). Москва, Ярославль, 2009. С. 137-143.
8) Дорохин В.Н. Феномен политических Telegram-каналов как инновационных цифровых СМИ в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. No 1. – С. 103-105
9) Евдокимов В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве. — М.: ИНФРА-М, 2019
10) Журналистика XXI века: навстречу человеку — Санкт-Петербург, 2020
11) Землянский А. В., Журналистика в 2020-2021 годах : тенденции развития и прогнозы // Наука и школа. — 2020. — № 3. — С. 11-21.
12) Каплунов Д. Копирайтинг массового поражения; Питер - М., 2019.
13) Колесниченко А. В., Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2017. — № 5. — С. 51-71
14) Конвергентная редакция: идем на сближение! // Журналист. — 2020. — № 2. — С. 40-42
15) Кондаков Б.В., Абрамова В.С. Автор и читатель в пространстве художественного текста //Филологические заметки (PhilologicalStudies). –Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018
16) Коноплев Д.Э. Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях. // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. No 3 (25). – С. 198-205
17) Кульчицкая Д. Ю., Мультимедиа как коммуникационный феномен: анализ зарубежных исследований // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2020. — № 6. — С. 94-112
18) Нигматуллина К. Р., Место социальных сетей в развитии региональной журналистики в России // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2021. — № 1. — С. 30-35
19) Пак Е.М. Сетевые платформы как инструмент продвижения СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020. No 2. – С. 128-135
20) Скрипка И. Р., Электронные СМИ и социальные сети в политике: европейский опыт // Современная Европа. — 2021. — № 4. — С. 184-190