Фрагмент для ознакомления
2
Перед учителями-практиками встает вопрос: как учить детей? Этот дидактический вопрос выводит нас на категорию методов обучения. Методы обучения помогают достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод является связующим звеном между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей. Под методами следует понимать способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, направленные на достижение его целей [12].
Хотелось бы подчеркнуть, что в педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором – о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.
Метод обучения – это сложное, многомерное, многокачественное образование. В нем находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы и формы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики – взаимообратная. В структуре методов обучения выделяются объективная и субъективная части. Объективная часть метода обусловлена теми постоянными положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования раз-личными педагогами. Речь идет об общих для всех дидактических положениях, принципах и правилах. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Со-отношение объективного и субъективного в педагогике трактуется достаточно широко. Естественно, что через метод больше всего проявляется индивидуальное мастерство учителя истории.
В педагогической науке существуют различные точки зрения по вопросу о классификации методов обучения. Критерием здесь выступают логические пути усвоения знаний учащимися, источники приобретения этих знаний, степень активности учащихся в их усвоении, форма реализации объема знаний. Ни один метод обучения не является универсальным. В советской школе наиболее распространены были методы словесные, наглядные и практические.
В методике обучения истории нет единого мнения о методах обучения. Имеющийся разброс хорошо показан А.А. Вагиным. Свидетельством нерешенности проблемы является отсутствие глав о методах обучения в двухтомной методике обучения [1]. Систематизировать методы обучения истории попытался И.Я. Лернер. Он исходит из того, что метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой совместную деятельность учителя и ученика. Поэтому каждый метод должен определять преподавательскую и учебную деятельность одновременно. Учение – прежде всего познавательная деятельность, в процессе которой происходит усвоение знаний. Методы призваны характеризовать специфический для них способ усвоения и организации этого усвоения (познания)[9].
На начальной стадии формирования знаний способу усвоения информации соответствует объяснительно-иллюстративный метод. Его сущность заключается в организации осознанного восприятия готовой информации учащимися разными средствами и приемами. Он состоит в привлечении наглядной изобразительности, в устном изложении информации и
предъявлении документальных и художественных текстов. При этом учитель пользуется устным словом, письменным текстом, видео, памятниками материальной и духовной культуры или их воспроизведением в макетах, копиях и символической наглядностью.
Вторым методом обучения является репродуктивный метод. Его смысл – в конструировании заданий на воспроизведение, выборе необходимого количества упражнений в педагогически оправданной системе, а затем репродуцировании, т.е. воспроизведении действия учеником в соответствии с заданием. Это может быть пересказ объяснения учителя, описание содержания картины после ее характеристики, составление простого и сложного плана, упражнение на знакомое сравнение, на рассказ об исторической личности по схеме, ответ на вопрос, не требующий поиска, размещение мест событий на контурной карте, составление хронологической таблицы, упражнение на счет лет до и после н.э. и т.п. Здесь слово, наглядность, текст и практическая деятельность служат средствами репродуктивного метода.
И.Я. Лернер подчеркивает, что можно знать, уметь, но не быть готовым к творческой деятельности, если не усвоен ее опыт. Усвоить его можно только в процессе решения проблем и проблемных задач. В этом случае используется исследовательский метод. Сущность его – в конструировании или выборе проблемы и проблемных задач и предъявлении их в определенной системе для самостоятельного решения учеником [9].
При исследовательском методе ученик на доступном ему уровне попадает в положение, требующее не усвоения готового знания, а научного познания. Формы этих доступных учебных исследований могут быть различны: маленькая текстовая задача, более длительное исследование по истории школы, улицы, микрорайона, где живет ученик. Во всех случаях сущность метода одна – организованное усвоение опыта творческой деятельности и благодаря этому творческое применение и усвоение знаний.
Проблема и проблемные задачи могут конструироваться словесно, по кино- и видеофильму, картине, на основе документов, художественной литературы и объектов, показанных во время экскурсии. Это не вносит никаких принципиальных изменений в сущность метода. Исследовательский метод при его применении предполагает, что ученик уже владеет необходимыми умениями и навыками.
Важное место в преподавании истории занимает частично-поисковый, или эвристический, метод. Смысл его заключается в том, что учитель, поставив проблему, малодоступную для самостоятельного решения, делит ее на под проблемы и серией взаимосвязанных вопросов или аналогичных облегченных задач, включает учащихся в процесс выполнения отдельных шагов хода решения. Происходит поэтапное обучение решению исследовательской задачи. Свое выражение этот метод находит в эвристической беседе. Суть ее в том, что для поиска учениками решения какой-либо проблемы учитель выстраивает серию взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов. Все или большинство этих вопросов представляют собой небольшие проблемы, решение которых ведет к решению основной проблемы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вагин А.А. Методика обучения истории / А.А. Вагин. − М., 1972. − С. 3-16.
2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высших учеб. Заведений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: ВЛАДОС, 2003
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. –М., 2001.
4. Дайри Н. Г. Как подготовить урок истории [Текст] / Н. Г. Дайри. - Москва : Просвещение, 1969. - 128 с.
5. Зиновьев М.А. Очерки методики преподавания истории / Под ред. действ. чл. АПН РСФСР С.Д. Сказкина; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т методов обучения. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1955.
6. Ежова С. А., Лебедева И. М., Дружкова А. В. Методика преподавания истории в средней школе: учеб пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986.
7. Купцов А.И. Школьная лекция в обучении истории // ПИШ. – 1979. - №3
8. Линдберг К. Обучение истории / К. Линдберг. – М.: Дрофа, 1997.
9. Лернер И.Я. Историческое сознание и условия его формирования // Преподавание истории в школе. - 1988.- №4.
10. Лейбенгруб П.С. О повторениях на урока истории СССР в 7-10 классах. М., 1987.
11. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А.Т. Степанищев. – М.: ВЛАДОС, 2002. –ч.1.
12. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. Для студ. высших учеб. заведений / М.Т. Студеникин. – М.: ВЛАДОС, 2004.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования. Сайт: Федеральный портал Российского образования: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/
14. Хораськина Р.И., Шувалова Е.М. Теория и методика обучения истории: учебно-методическое пособие / Р. И. Хораськина, Е.М. Шувалова. – Казань: Казан. ун-т, 2016. – 78 с.