Фрагмент для ознакомления
2
или же законные представители должны давать согласие на совершение каждой сделки в отдельности. Одни ученые считают, что из п. 1 ст. 26 ГК РФ следует, что попечители должны давать согласие на совершение каждой сделки несовершеннолетнего индивидуального предпринимателя. Вместе с тем А.В. Илюхин полагает, что в целях нормального функционирования предпринимательской деятельности несовершеннолетнего достаточно получения согласия на совершение не каждой сделки, а только той, исполнение по которой может повлечь значительные имущественные потери для несовершеннолетнего. При определении критерия значительности следует исходить из устойчивости финансового положения, а также оценочной стоимости принадлежащего несовершеннолетнему имущества и цены совершаемой сделки подобно тому, как это предусмотрено ст. 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Некоторыми авторами предлагается законодательно закрепить субсидиарную ответственность законных представителей (подобно субсидиарной ответственности за причинение вреда) за нарушение договорных обязательств их подопечными-предпринимателями.
Представляется правильной позиция, согласно которой предпринимательскую деятельность должны осуществлять только те несовершеннолетние граждане, которые уже обладают полной дееспособностью. Это позволило бы разрешить все вышеуказанные проблемы. В связи с этим считаем необходимым более подробно остановиться на вопросе, связанном с приобретением несовершеннолетними полной дееспособности, и сделать некоторые предложения по дополнению законодательства.
Согласно действующему законодательству возможность приобретения несовершеннолетним гражданином статуса полностью дееспособного лица ставится в зависимость от его гражданско-правового состояния и характера осуществляемой им деятельности. В настоящий момент гражданское законодательство устанавливает два основных способа приобретения несовершеннолетним гражданином полной дееспособности: вступление в брак и эмансипация.
В действующем законодательстве РФ уравнен возраст приобретения полной дееспособности и брачный возраст, составляющий 18 лет.
Приобретение несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет, статуса полностью дееспособного лица допускается также в рамках института эмансипации (ст. 27 ГК РФ).
Более сложной процедурой эмансипации выступает признание несовершеннолетнего полностью дееспособным по основанию осуществления им предпринимательской деятельности с согласия его законных представителей.
Несовершеннолетний, приобретший статус индивидуального предпринимателя, по своему гражданско-правовому положению остается частично дееспособным лицом. Однако в этом случае в отношении сделок, совершаемых несовершеннолетним в его предпринимательской деятельности, вплоть до признания его полностью дееспособным или до достижения им совершеннолетия будут применяться все те ограничения, которые, согласно ГК РФ, касаются несовершеннолетних от 14 до 18 лет. В частности, все сделки, не подпадающие под ч. 2 ст. 26 ГК РФ, он должен будет совершать при предварительном письменном согласии или при последующем письменном одобрении своих законных представителей. Такая ситуация не только значительно осложняет ведение коммерческой деятельности, но и несет дополнительные риски для потенциальных контрагентов несовершеннолетнего. Ведь при отсутствии письменного одобрения со стороны законных представителей заключенной несовершеннолетним сделки она, согласно ст. 175 ГК РФ, может быть признана судом недействительной.
Кроме того, п. 4 ст. 26 ГК РФ, предусматривает возможность ограничения или лишения несовершеннолетних граждан от четырнадцати до восемнадцати лет, не приобретших полную дееспособность в силу п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК РФ, права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, в том числе от предпринимательской деятельности. Данное положение вещей явно не согласуется с самим смыслом предпринимательской деятельности, которая, согласно норме того же закона (ст. 2 ГК РФ), носит инициативный и самостоятельный характер.
В литературе некоторыми авторами, в частности С.В. Букшиной, уже высказывалась точка зрения о том, что эмансипация должна предшествовать предпринимательской деятельности несовершеннолетнего. По ее мнению, самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью вправе несовершеннолетний, объявленный полностью дееспособным и достигший 16 лет. При этом участие 16-летнего лица в производственном кооперативе, наряду с работой по трудовому договору, должно быть основанием для его эмансипации. Этот возраст согласуется с положениями других законов. В частности, с 16 лет несовершеннолетний может вступить в брак (п. 2 ст. 13 СК РФ ); проживать раздельно от попечителя (п. 2 ст. 36 ГК РФ); заключить трудовой договор (ст. 63 ТК РФ ).
Согласно другой точке зрения следует сохранить осуществление предпринимательской деятельности в качестве основания эмансипации, однако в ст. 27 ГК РФ установить определенный срок, на протяжении которого несовершеннолетний должен заниматься предпринимательской деятельностью, прежде чем просить о наделении его полной дееспособностью.
Представляется верной позиция С.В. Букшиной. Вместе с тем в качестве основания для эмансипации следует рассматривать выраженное несовершеннолетним волеизъявление на осуществление предпринимательской деятельности. Однако в законе следует предусмотреть обязанность несовершеннолетнего в течение определенного срока (например, месяца с момента принятия решения судом или органом опеки и попечительства) представить в орган опеки и попечительства свидетельство о его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Непредставление указанного подтверждения (свидетельства) должно повлечь отмену органом опеки и попечительства своего же решения о признании гражданина полностью дееспособным. Если же несовершеннолетний был признан полностью дееспособным в судебном порядке, орган опеки и попечительства должен будет обратиться в суд с заявлением об отмене ранее вынесенного судом решения. Полагаем, что суду надо предоставить возможность в этом случае отменить свое же решение о признании гражданина полностью дееспособным - подобно тому, как он отменяет решение в случае явки гражданина, ранее признанного им безвестно отсутствующим или умершим. Представляется, что предложенный порядок никоим образом не усложнит существующую процедуру эмансипации. А главное, установит единственно соответствующее сути предпринимательской деятельности правило осуществления ее только обладающими полной дееспособностью лицами.
2.2. Защита предпринимательской деятельности
Ключевым элементом социально-экономического развития государства является конкурентная политика, цель которой заключается в создании развитой конкурентной среды, обеспечивающей сочетание конкурентоспособных, эффективных предприятий с защитой экономических интересов потребителей.
Неразвитость конкурентной среды способствует сознательному и устойчивому ограничению производства и торговли хозяйствующими субъектами, в связи с чем обнаруживается потребность использовать как меры антимонопольного регулирования (защитные меры), так и меры, стимулирующие развитие конкурентной среды.
При таких обстоятельствах защита прав субъектов в сфере предпринимательской деятельности как разновидность административно-правового регулирования в указанной области является одной из важных составляющих воздействия на общественные отношения, главным из которых выступает правовой режим обеспечения конкуренции.
Содержание правового режима (элементы) образуют носители режима (правовые образования и институты); режимные правовые средства (дозволения, запреты, обязывания, санкции, правовые акты); режимные правила (нормативные предписания, акты применения права); субъекты режима (лица, которым адресованы соответствующие нормы); организационно-юридические гарантии (должностные лица, обеспечивающие соблюдение режима; санкции за его нарушение).
Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
Соответственно, правовой режим обеспечения конкуренции - это система правовых средств и методов воздействия, создающих требуемое социально-правовое состояние объектов воздействия, направленное на обеспечение их устойчивого функционирования.
Последовательное использование государством правовых средств в рамках данного режима способствует развитию предпринимательской
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
7. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
8. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785.
9. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
10. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
11. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2016 N 308-АД16-8021 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.10.2016 по делу N А53-33213/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2016 по делу N А53-26611/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 по делу N А49-4273/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 по делу N А53-2531/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.10.2016 по делу N А53-2531/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 по делу N А53-4894/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.01.2016 по делу N А82-4007/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Белых В.С. Экономика и право: основные модели соотношения // Юрист. 2015. N 20. С. 10.
20. Букшина С.В. Правосубъектность несовершеннолетних: необходимость реформирования гражданского законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 5. С. 64 - 68.
21. Вайпан В.А. Принцип социальной справедливости в правовом регулировании предпринимательской деятельности // Гражданское право. 2016. N 2. С. 3.
22. Гвоздева Е.В., Домрачев Д.Г. Административное право: в схемах и определениях: Учебное пособие. Киров, 2014. С. 29.
23. Ермолова О.Н. Конституционные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. 2014. N 4. С. 27.
24. Ермолова О.Н. Система принципов правового регулирования предпринимательской деятельности в аспекте целей и функций права // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. N 1. С. 38.
25. Илюхин А.В. Условия и порядок объявления несовершеннолетних полностью дееспособными (эмансипации) // Журнал российского права. 2013. N 7. С. 84.
26. Мицык А.В. Индивидуальный предприниматель в нотариальной практике // Нотариус. 2015. N 6. С. 34.
27. Казиханова С.С., Галахтин М.Г. Предпринимательская деятельность несовершеннолетних // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 9. С. 81.
28. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017.
29. Сидоркин А.С. Принципы права: понятие и реализация в российском законодательстве и судебной практике: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2010. С. 3.
30. Стахов А.И., Кононов П.И. Административное право России: Учебник. М., 2014. С. 84.
31. Стахов А.И. Административно-правовой режим в России: понятие, сущность, классификация // Административное право и процесс. 2012. N 7. С. 19.
32. Ярошенко К.Б. Гражданский кодекс и права гражданина: совершенствование законодательства // Журнал российского права. 2012. N 5. С. 104 - 110.