Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день в российских библиотеках ведется активная работа по созданию и совершенствованию библиотечных сайтов, направленных на удаленную работу с пользователями. Однако, несмотря на стремление соответствовать эталонам привлекательного сайта с современным дизайном, многие библиотеки отстают в том, что касается утилитарности своих сайтов.
Наблюдение и практика показали, что в большинстве своем сайты библиотек уступают не только в эстетическом плане, но и в эргономичном.
Среднестатистическому пользователю сложно сориентироваться в пространстве главной страницы, нахождение нужной рубрики требует много времени и лишних движений. Даже поиск на сайте, услуги онлайн-консультации на разных сайтах может занять минуты, поскольку,
- во-первых, отсутствует унификация названия данной услуги,
- во-вторых, далеко не каждая библиотека размещает ссылку на эту услугу на главной странице – она может находиться в рубрике «читателям» в подрубрике «услуги», а может и не находиться. Баннер с ссылкой может располагаться также в такой области страницы, что ее можно и не заметить даже при тщательном поиске.
Библиотекари, как специалисты, призванные систематизировать информацию и предоставлять к ней доступ наилучшим образом, казалось бы, должны преуспеть в этом деле.
Очевидно, что большая часть интерфейсов создавалась и создается интуитивно и с учетом минимальных требований к содержанию официального сайта представителя конкретной библиотечной организации. Такой подход к делу сокращает количество участников межкультурной коммуникации, желающих обратиться к такой библиотеке для удовлетворения своих информационных потребностей.
Сайт муниципальной библиотеки выступает в роли ее визитной карточки, и она должна быть привлекательной, простой и понятной для широкого круга пользователей. Большой интерес к созданию сайтов библиотек обусловлен необходимостью формирования эффективных каналов межкультурной коммуникации, объединяющих библиотеки различных регионов и стран мира.
Иными словами, «создание библиотечных сайтов является одним из обязательных условий объективного глобального процесса ускорения обмена информацией между людьми», считает В.К. Степанов. Поэтому актуальным является «всестороннее изучение, установление системы понятий, определение тенденций и принципов формирования библиотечной интернет-среды в целом и библиотечного сайта, в частности, как основного элемента информационной среды и инструмента взаимодействия в ней» .
Однако посетители библиотечных сайтов муниципальных библиотек могут столкнуться с целым рядом проблем: от специфичного “библиотечного жаргона” до некорректной навигации по сайту. Для выявления недостатков необходим аудит сайта, который в особенности может понадобиться в следующих случаях:
- сайт находится на этапе разработки, и нужно адекватно оценить его удобство для пользователей перед запуском;
- сайт уже работает, но его ключевые показатели эффективности (KPI) не растут или падают;
- на сайт добавляется новые функциональные возможности, и необходимо понять, каким образом их лучше реализовать.
Для выявления проблем можно использовать как данные веб-аналитики (ключевые показатели эффективности, поведенческие показатели: отказы, доля новых посетителей, глубина просмотра, время на сайте, вебвизор, карты кликов, ссылок, скроллинга, аналитика форм и т.д.), так и отзывы посетителей, результаты опросов и интервью.
Если говорить о мировой библиотечной практике, то вопросы, связанные с юзабилити-эффективностью сайтов начали изучаться ещё с середины 90-х.
По большей части, ранние исследования, отраженные в библиотечных публикациях, были сосредоточены на том, как должен выглядеть сайт библиотеки и его интерфейс. Примерно в это же время специалисты, занимавшиеся веб-разработкой, начали учитывать концепцию информационной архитектуры на всех этапах создания сайта.
К концу 90-х библиотеки начали обращать внимание на то, что навигация и организация контента так же важны для удобства использования, как и внешний вид. С начала 2000-х уже тщательно прорабатывались вопросы и проводились исследования, связанные с оценкой юзабилити библиотечных сайтов, появлялись публикации, отражающие возможности и перспективы развития этой области применительно к библиотекам .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ президента Российской Федерации №203 от 9 мая 2017 года «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/#ixzz5
2. Гендина Н.И. Создание официальных сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика : сборник научных трудов// под общ. ред. Н. И. Гендиной и Н. И. Колковой. -Санкт-Петербург: Профессия, 2015. -383 с.
3. [Информационно-справочный портал Library.ru [http://www.library.ru/].
4. Потехина, Ю. В. Управление интернет-представительством библиотеки вуза: термины, этапе жизненного цикла, технология выполнения работ, модель организационно-функциональной структуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vestnik.ael.ru/LinkClick.aspx?fileticket= Ksnp25Lw_c%3D&tabid =892&mid=2625&forcedownload=true. –(дата обращения 13.05.2022 ).
5. Сенько, М.В. Как сделать сайт удобным для пользователей [Электронный ресурс] / М.В.Сенько. – Режим доступа: https://library.bsu.by/images/sampledata/asimages/featured/LNSS/How_make_UI.pdf. – Дата доступа: 13.05.2022
6. Степанов, В. К. Применение Интернета в библиотечных процессах // В. К. Степанов. – М. : Литера, 2013. – 320 с
7. Шутова А.В. ХVIII Международная научно-практическая конференция "Менеджмент вузовских библиотек». «Университетская библиотека в условиях цифровой трансформации», 28-29.11.2018, г. Минск ТЕСТИРОВАНИЕ ЮЗАБИЛИТИ БИБЛИОТЕЧНОГО САЙТА: ДОСТУПНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ с.1-7.
http://book.uraic.ru/files/prezident/metodicheskoe-posobie-podklyuchenie-prezidentskoy.pdf
8. ISO 9241-11:2018(en): Ergonomics of human-system interaction - Part 11: Usability: Definitions and concepts [Electronic resource] // ISO Online Browsing Platform (OBP). – Mode of access: https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:9241:-11:ed-2:v1:en . – Date of access: 13.05.2022
9. Jasek, Ch. How to Design Library Web Sites to Maximize Usability / Ch. Jasek. - San Diego: Elsevier, 2004. – 16 p. – Mode of access: http://digital.csic.es/bitstream/10261/2926/1/howtodesign%5B1%5D.pdf. – Date of access: 13.05.2022
10. Nielsen, J. Usability 101: Introduction to Usability [Electronic resource] / J. Nielsen// Nielsen Norman Group. – Mode of access: https://www.nngroup.com/articles/usability101-introduction-to-usability/. - Date of access: 13.05.2022