Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 5
1.1. Чтение как вид речевой деятельности 5
1.2. Понятие и история развития методов скорочтения 8
Глава 2. Методы и приемы обучения скорочтению учащихся начальных классов 10
2.1. Анализ существующих программ для развития навыков скорочтения 10
2.2. Разработка программы по скорочтению для учащихся 2-х классов 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Ребенок учится работать с книгой на всех уроках с первого дня обучения в школе. Овладение полноценным навыком чтения для обучающихся является важным условием успешного обучения в школе по всем предметам; к тому же чтение - один из основных способов приобретения информации и во внеурочное время. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования.
С помощью книги ребенок познает мир и развивает кругозор. Умение читать бегло и осознанно является одним из главных навыков любого человека, ведь это важно для каждого специалиста. Для того чтобы сформировать эти навыки, нужно начинать эту работу с начальной школы.
Немаловажную роль в обучении смысловому чтению играет скорость чтения. Если у школьников низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии, то в большинстве случаев все затрудняют детям понимание прочитанного.
От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, правильно, выразительно.
Исходя из актуальности можно сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития навыков скорочтения у учащихся начальной школы.
Цель исследования: изучить возможности развития навыков скорочтения у учащихся начальной школы.
Объект исследования: процесс развития навыков скорочтения.
Предмет исследования: условия развития навыков скорочтения у учащихся начальной школы.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
рассмотреть чтение как вид речевой деятельности;
изучить понятие и историю развития методов скорочтения;
проанализировать существующие программы для развития навыков скорочтения;
предложить программу и упражнения для развития навыков скорочтения у учащихся 2-х классов.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и синтез), эмпирические (наблюдение).
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов, завучами начальной школы, слушателями курсов повышения квалификации, родителями и учащимися.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беденко М.В. Смысловое чтение. Тетрадь – тренажер. 2 класс-4-е издание – М: ВАКО, 2018 - 96 с.
2. Воронина Т.П. Читаем быстро и внимательно. Качество чтения младших школьников: техника чтения, интонация, ударения, пересказ/ Т.П. Воронина, Т.В. Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 96 с.
3. Дмитриева С.А. Образовательная программа внеурочной деятельности «Читаем и играем»/ С.А.Дмитриева // Начальная школа. – 2016. – № 4. – С. 70-72.
4. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 296 с.
5. Ерофеева Е. И. Воспитание интереса к чтению у младших школьников /Е. И. Ерофеева// Читательская компетентность для XXI века. - Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. – С. 48 – 52.
6. Журавлева Э. А. Совершенствование навыка чтения младших школьников: из опыта работы учителя начальных классов/ Э.А. Журавлева. – Санкт-Петербург: Р-Копи, 2015. – 71 с.
7. Зиганов М.А. Скорочтение – М: Эскмо, 2011
8. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя [Текст] / М.Г. Качурин. – М.: Просвещение, 1998
9. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1997
10. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г.Горецкий, О.В. Сосновская – М.: Академия, 2000. – 378 c.
11. Морозова В. Скорочтение. Лучшие упражнения тренинг / В. Морозова – Х.: Виват, 2016. – 224 с.
12. Проверяем технику чтения: для начальной школы О.В. Александрова,- 2-е изд.испр. и переработанное – Москва: Эксмо, 2017 - 48 с.
13. Разуваева, Т. А. Формирование читательской компетенции студентов факультета иностранных языков [Текст] / Т. А. Разуваева. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Тула, 2006.
14. Светловская Н.Н., .Пиче-Оол Т.С. «Обучение детей чтению. Практическая методика. «Академия», 2001
15. Светловская, Н. Н. Методика обучения чтению: что это такое [Текст] / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2005. – № 2. – С. 9-14.
16. Тренировочные упражнения. Проверяем скорость чтения 2 кл. Крутецкая В.А. –ООО Изд. Дом «Литера», Санкт Петербург, 2017.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922
18. Шкабура, И. А. Педагогическая поддержка младшего школьника в процессе читательской деятельности [Текст] / И. А. Шкабура // Начальная школа плюс до и после. – № 11-08 – С. 90-94
19. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2007