Фрагмент для ознакомления
2
Кронштадта в сторону Ломоносова и Бронки. Комплекс защитных сооружений включает в себя 2 судопропускных сооружения, 6 водопропускных сооружений с 64 гидротехническими затворами и мостами и 11 защитными дамбами.
Кронштадтский муниципальный район является муниципальным образованием Санкт-Петербурга и имеет статус муниципального района, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Кронштадт – город сам по себе уникальный в том, что представляет собой один административный район и одно муниципальное образование. .
Рассмотрим демографическую ситуацию в Кронштадтском районе.
Проблема обеспечения прироста численности населения Российской Федерации имеет первостепенное значение.
Своеобразие российской депопуляции заключается в том, что на фоне постоянно снижающейся рождаемости в стране в последние годы растет смертность населения.
Для динамики естественного движения населения Кронштадтского района Санкт-Петербурга за 10 лет так же характерно превышение смертности над рождаемостью. За этот период численность населения сократилась практически на 2000 человек .
На 01.01.2017 года численность населения составила 44074 человек. Уменьшение численности происходит вследствие превышения смертности населения и уменьшения механического прироста. Численность населения в возрасте до 17 лет – 5700 человек, трудоспособного возраста – 28000 человек. Остальные – старше трудоспособного возраста.
В 2014 году Кронштадтский район занял последнее место среди других районов Санкт-Петербурга по детской смертности в возрасте от 1 года до 4 лет. Показатель составил 193,17 на 100 тыс. человек, что превышает гарантируемое значение (49,8 человек) в 4 раза.
За 2015 год удалось сократить показатель смертности в результате дорожно-транспортных происшествий. Произошло уменьшение более чем в 4 раза по сравнению с 2014 годом.
Коэффициент естественного движения увеличился на 5,3 единицы за счет уменьшения численности умерших и увеличения численности родившихся за период с 2014 по 2015 год. Динамика отражена на рисунке 1.
Рис. 1 - Коэффициенты естественного движения населения (на 100 чел. населения)
За 2016 год незначительно (0,3%) увеличился процент населения младше трудоспособного возраста и составил 5,7 тыс. человек по сравнению с 5,6 тыс. человек в 2015 году. Население трудоспособного возраста в 2016 году составило 65,7 тыс. человек. Данный показатель ниже на 0,1% по сравнению с 2014 годом. Большие изменения произошли в группе населения старше трудоспособного возраста. Их численность сократилась на 0,2 % и составило на конец 2016 года 8,9 тыс. человек .
Процентное соотношение половозрастной структуры населения Кронштадтского района Санкт-Петербурга в целом остается неизменной (таблица 3).
Таблица 3
Возрастная структура населения Кронштадтского района Санкт-Петербурга
2015 год 2016 год
человек процентов, % человек процентов, %
Младше трудоспособного возраста 5,6 13,1 5,7 13,4
Трудоспособного возраста 28,1 65,8 28,0 65,7
Старше трудоспособного возраста 9,0 21,1 8,9 20,9
Динамику возрастной структуры приведем на рисунке 2.
Рис.2 – Динамика возрастной структуры населения за 2015-2016 годы
Кронштадт один из моногородов России, на экономике которого мировой финансовый кризис отразился, как ни на одном из районов Санкт-Петербурга.
Основной проблемой района является отсутствие рабочих мест.
В период с 2005 по 2015 год за счет сокращения количества воинских частей, ликвидации автотранспортного предприятия ГАТП-24, швейной фабрики «Балтика», массового сокращения работников с градообразующего предприятия ОАО «Кронштадтский Морской завод» лишились работы более трех тысяч человек, ситуация продолжает ухудшаться в связи с продолжающимися ликвидациями воинских частей, закрытием ФГУП «18 Арсенал» и процедурой банкротства «Кронштадтского мясоперерабатывающего завода».
На конец декабря 2014 года на средних и крупных предприятиях Кронштадта работало 7312 человек, в том числе штатных работников – 6702 человека (91,6%). На условиях совместительства работало 313 человек (4,2%), по договорам гражданско-правового характера 297 человек (4,0%).
В таблице 4 приведен профессиональная структура населения за 2015 и 2016 годы.
Таблица 4
Профессиональная структура населения за 2016 год
Наименование показателей 2014 год 2016 год
Работающие на крупных и средних предприятиях, чел. 6181 6075
Занятые в промышленном производстве (включая строительство, транспорт, энергетику и т.п.) 1829 1725
Занятые в бюджетных учреждениях, в том числе 3513 3643
в образовании 1371 1331
в здравоохранении 1202 1250
в учреждениях культуры 330 330
в учреждениях социальной защиты 246 227
в учреждениях физической культуры и спорта 107 124
В прочих бюджетных учреждениях 157 163
Занятые в прочих отраслях 663 707
Занятые в организациях министерства внутренних дел 176 181
К концу 2016 года численность работающих на предприятиях Кронштадтского района сократилась на 692 человека или 9,5% и составила 6620 человек.
Решение этой проблемы является основной задачей для социально-экономического развития города.
Дефицит земельных ресурсов и объектов нежилого фонда не позволяет в полностью решать вопрос трудоустройства граждан за счет создания новых предприятий малого бизнеса, даже несмотря на то, что за последние 3 года создано более 1000 рабочих мест. Однако все эти рабочие места созданы на объектах потребительского рынка.
Средняя заработная плата, начисленная в декабре 2016 года по крупным и средним предприятиям Кронштадта, составляла 24359 руб. Рост по сравнению с декабрем 2015 года составил 11,4 %, за период с начала 2016 года эта цифра составила – 20296 руб.
За первые два квартала 2016 года средняя заработная плата равнялась 22740 руб. В июне этот показатель был равен 25601 руб. Не смотря на значительную разницу, показатели 2016 года составляют всего 81,6 % от общероссийского уровня средней заработной платы.
В 2016 году менее оплачиваемыми сферами стали образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг. В сфере образования средняя заработная плата в первом полугодии составила 19094 руб. или 64,7% от общероссийского уровня. В сферах здравоохранения и социальных услуг 17742 руб. или 63,8% от общероссийских показателей.
В промышленном производстве наибольший удельный вес – 75% составляют судоремонт и легкая промышленность. Два крупнейших предприятия Кронштадта: Кронштадтский морской завод и ремонтное предприятие «Арсенал». Однако, в последние годы заказы на судоремонт и услуги ремонтного предприятия снизились и большое количество рабочих было сокращено. Швейная фабрика «Балтика» является структурной единицей АОЗТ «Маяк», также постоянно проводит сокращения. АООТ «Хлебозавод»: 30% продукции вывозится за пределы города, остальное потребляется в Кронштадте. К сожалению, мощности хлебозавода используются только на 50
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
Законодательные и нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2007 № 7-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая (от 26 января 1996 г. №14-ФЗ).
3. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 28.12.2016).
4. Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ (в ред. от 30.06.2016).
5. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ (в ред. от 23.12.2003).
6. Муниципальная программа "Развитие информационно-коммуникационных технологий для повышения качества муниципального управления и создания благоприятных условий жизни и ведения бизнеса в г. Кронштадт на 2016-2020 годы" // http://kronmo.ru
7. Муниципальная программа г. Кронштадт «Муниципальное управление г. Кронштадт на 2015-2019 годы» // http://kronmo.ru
Научная и учебно-методическая литература
8. Аверин А.М. Социальная политика на предприятии. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 265 с.
9. Амирова Л.И., Пивоварова Р.А., Васильев В.Л. Факторы социально-экономического развития предприятия в современных условиях. Наука, техника и образование. - 2015. - № 11 (17). - С. 75-77.
10. Васильева Е.В. Экономическая теория: Конспект лекций / Е.В. Васильева, Т.В. Макеева. - М.: Юрайт, 2010. – 294 с.
11. Вахромов Е.Н. Территориальная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики / Е.Н. Вахромов // Вестник Иркутского государственного университета. 2014. – № 2. – С. 26-30.
12. Денисов В. И. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2014. – 407 с.
13. Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответственности в деятельности органов государственной власти//Государство и право. – 2014. –№4. – С. 88-96.
14. Дюжилова О.М. Особенности оценки экономической безопасности государства и региона // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2014. Выпуск 1. Тверь: ТвГУ. С. 234 - 246.
15. Дюжилова О.М., Вякина И.В. Методология анализа рисков и угроз экономической безопасности региона // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2015. - № 1-2. - С. 84-90.
16. Забузов О.М. СМИ как средство реализации информационной политики Российского государства / Автореф. дисс. на соискание научной степени канд. полит. наук. − М.: Издательство МГУ, 2013. – 123 c.
17. Зарубина Н.М. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства – М.: Мастер, 2014. – 119 с.
18. Иванова К.О., Зубкова С.А.Современные угрозы экономической безопасности России // Студенческая наука XXI века. - 2016. - № 3 (10). - С. 216-220.
19. Карагадян А.П. Стратегическое планирование экономического развития регионов Российской Федерации: традиционные научные концепции и современные подходы// Вестник Института экономики РАН. – 2014. –№2. – с. 13-16.
20. Козловский В.Г. В поисках социальной гармонии: социальная ответственность и социальная справедливость. – Свердловск: Изд. Уральского университета, 2015. – 209 с.
21. Лыкшин С. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности / С. Лыкшин, А. Свинаренко // Вопросы экономики. - 2012. - №12.
22. Макеев Д.Е. Управление экономическим взаимодействием местных органов власти и бизнеса.// Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. №18(40). − М.: МАРТ, 2013. – С. 12-14.
23. Макеев Д.Е. Место и роль муниципальных образований в гармонизации интересов власти и бизнеса. // Государственное строительство и право. Сборник научных трудов под общей редакцией Мальцева Г.В., выпуск 17. − М.: Изд-во РАГС, 2009. – С. 45-47.
24. Макеев Д.Е. Механизм взаимодействия власти и бизнеса в рыночной экономике // Новое в экономике и управлении. Выпуск 9. − М.: МАКС Пресс, 2015. – С. 32-40.
25. Макеев Д.Е. Институциональные предпосылки гармонизации партнерских отношений местных органов власти с бизнесом. // Новое в экономике и управлении. − М.: МАКС Пресс, 2012. – с. 65-77.
26. Молчан А.С., Саенко С.В. Экономическая безопасность государства: современное состояние, угрозы и пороговые значения // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 2. - С. 113-124.
27. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы/ Под ред. В. Глушковой, Ю. Симагина. – М.: КноРус, 2013. – 320 с.
28. Региональная экономика / Под ред. Г. Поляка. – М.: Юнити-Дана,1013. – 464 с.
29. Перегудов С.П. Корпоративный капитал и институты власти: кто в доме хозяин? // Полис, 2012, №5. – С. 12-16.
30. Петрухина Е.В. Особенности и закономерности стратегического планирования инновационного развития регионов // Фундаментальные исследования. – 2014. – №4 (Ч. 3). – С. 10-14.
31. Пикулькин А.В. Система государственного управления. − М.: Бизнес, 2015. – 422 с.
32. Региональная экономика: учебник для ВУЗов / Под ред. Г. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 344 с.
33. Розенков Д.А. Управление развитием отношений бизнеса, общества и государства в современной экономической системе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. – М.: Издательство МГУ, 2013. – 36 с.
34. Сафранов М.С. Муниципальное управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. − 421 с.