Фрагмент для ознакомления
2
что в 2021 году объём производства нефтепродуктов в России достигнет 599,6 млн. тонн, в 2022 году – 605,2 млн. тонн, в 2023 году – 609,8 млн. тонн, в 2024 году – 613,7 млн. тонн, в 2025 году – 619 млн. тонн. Таким образом потребление нефтепродуктов в России в данном временном промежутке будет стабильно расти. Как показывает прогноз, Россия в ближайшем будущем не намерена отказываться от эффективных стратегий сырьевой экономики.
2.2 Анализ состояния естественных монополий в РФ
Экономика Российской Федерации и ее место в мировой системе хозяйствования во многом зависит от состояния и результатов функционирования естественных монополий. Ими называют те рынки, на которых в силу технологических особенностей производства наиболее оптимальным считается наличие только одного производителя, взявшего на себя обязательства по удовлетворению всего имеющегося спроса .
Сферами хозяйствования, которые признаются действующим российским законодательством естественными монополиями, являются: организация перевозок железнодорожным транспортом (например, ОАО «Российские железные дороги»); оказание услуг аэропортами, портами, транспортными терминалами (например, АО «Международный аэропорт Внуково», АО «Международный аэропорт Шереметьево» и др.); транспортировка по трубопроводам нефти, нефтепродуктов и газа (например, ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»«); оказание услуг по передаче электрической и тепловой энергии (например, ОАО «ТГК-2» и другие региональные компании); оказание услуг по предоставлению доступа к электрической и почтовой связи (например, ФГУП «Почта России» и ОАО «Ростелеком»); оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (например, ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»); оказание услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (например, региональные и местные водоканалы).
В связи с резким ростом цен на металлопрокат (арматура, листовой и фасонный металл, трубы) в IV квартале 2020 года — первой половине 2021 года, а также заявлениями граждан и организаций ФАС России направлены запросы электронным торговым площадкам, Федеральной службе по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службе, провайдерам интернет - услуг и удостоверяющим центрам, а также проведены внеплановые выездные проверки в отношении АО «СПК», АО «МК-М», АО »Металлоторг», АО «Металлсервис», ООО «А Групп», ООО «ПКФ Дипос», ООО «Стальэкс», НО «РСПМ» на предмет контроля за соблюдением требований статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
По результатам анализа полученной информации и проведенных проверок по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № 22/01/11-31/2021 в отношении ряда хозяйствующих субъектов: ООО «Сервисный центр металлопроката», ООО »Управление комплектации и снабжения», ООО «Предприятие Стройтехцентр», АО «Сталепромышленная компания», ООО «А Групп», ООО «Уралметаллстрой», ООО «Металлоторговая компания «КРАСО».
В сфере лекарственных средств.
Впервые в истории антимонопольного ведомства и российской правовой системы в целом созданы условия для применения механизма ограничения патентных прав правообладателя в целях защиты прав граждан на медицинскую помощь и обеспечения безопасности государства, предусмотренных положениями Всемирной торговой организации и статьей 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации. Обеспечены условия для развития конкуренции между производителями оригинального и воспроизведенного лекарственных препаратов.
Меры, предусмотренные Распоряжением № 3718-р, поддержаны Верховным Судом Российской Федерации.
27.05.2021 принято решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления компаний «Гилеад Фармассет ЛЛС» и «Гилеад Сайэнсиз, ИНК» об оспаривании Распоряжения № 3718-р, которым АО »Фармасинтез» разрешено использование изобретений, охраняемых евразийскими патентами, без согласия патентообладателей в целях обеспечения населения Российской Федерации лекарственными препаратами с МНН «Ремдесивир». По поручению Правительства Российской Федерации ФАС России выступила в качестве представителя интересов Правительства Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации .
В сфере продовольствия.
ФАС России обеспечивает исполнение поручений Правительства Российской Федерации, направленных на сдерживание роста цен на социально значимые продовольственные товары.
В I полугодии 2021 года ФАС России проведены следующие мероприятия:
организован мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары, а также поступающих жалоб и обращений, связанных с ростом цен на продукты. Методическое сопровождение и координация работы территориальных органов по указанному направлению. Разработан и направлен в территориальные органы алгоритм действий при осуществлении контроля. Осуществляется еженедельное обобщение информации, поступившей от территориальных органов и подготовка аналитических материалов к заседаниям Межведомственной рабочей группы по мониторингу и оперативному реагированию на изменение потребительских цен на социально значимые товары, оперативным совещаниям в Правительстве Российской Федерации, Минсельхозе России и Минпромторге России;
принято участие в разработке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации по организации мониторинга цен на потребительские товары;
организована работа по проведению территориальными органами внеплановых проверок производителей продукции птицеводства: 23 крупнейших производителей яйца куриного в 20 регионах Российской Федерации и 17 крупнейших производителей мяса птицы в 12 регионах Российской Федерации;
проведена проверка крупнейших производителей сахара в части формирования цены товара с учетом выплаченных дивидендов;
рассмотрено более 450 обращения граждан и организаций по вопросу цен на продукты.
В сфере АПК.
Осуществляется контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при реализации мер государственной поддержки в агропромышленном комплексе.
Нарушение требований антимонопольного законодательства при предоставлении субсидий может приводить к неэффективному использованию бюджетных средств; ограничивать свободу перемещения сельскохозяйственной продукции и продовольствия на территории Российской Федерации; создавать условия для монополизации рынков на региональном уровне, и, как следствие, приводить к повышению цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.
По результатам проведенных ранее проверок, а также по результатам рассмотрения обращений выявлены признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции и выданы предупреждения:
В сфере связи.
Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 23.03.2020 № ММ-П13-2214 и от 02.04.2020 № ДЧ-П10-2665кв ФАС России с марта 2020 по май 2021 проводился еженедельный анализ динамики изменения операторами мобильной связи тарифов (цен) на услуги, предоставление которых непосредственно связано с обеспечением возможности перевода населения на дистанционные (удаленные) формы работы (обучения), по результатам которого в I полугодии 2021 года возбуждено дело № 11/01/10-7/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Т2 Мобайл по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления с 01.01.2021 и поддержания монопольно высокой цены на услуги подвижной радиотелефонной связи (мобильная связь), которое привело/может привести к ущемлению интересов неопределенного круга лиц – абонентов Теле2 .
В сфере твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).
ФАС России в рамках своих полномочий участвует в становлении и развитии новой системы обращения с ТКО, в том числе с учетом необходимости стабилизации ситуации в условиях преодоления последствий
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 31 (часть I). - ст. 3434.
2. Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 34. - ст. 3426.
3. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Бюллетень нормативных актов. – 1992. – № 2.
4. Бондаренко А.Ю. Антимонопольное регулирование экономики в России, США и в странах Европы // NovaInfo. – 2021. – № 14. – С. 19–21.
5. Бутырина К. А., Краснова А. С., Естественная монополия в России: проблемы государственного регулирования, 2020.
6. Волов И. П., Некоторые проблемы нормативно-правового регулирования естественных монополий в Российской Федерации, 2020.
7. Дажунц Д. А. Цель и задачи антимонопольной политики государства // Научное сообщество студентов: материалы XII Междунар. студенч. науч.–практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. – С. 108–116.
8. Даурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство и экономика. – 2020. – № 7. –С.48–55.
9. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. Государственное регулирование деятельности естественных монополий: опыт России и зарубежных стран, 2016.
10. Комаров А.В. Ненаблюдаемая экономика в России: ее становление и состояние на данный момент // Экономика, социология и право. – 2021. – №1. – С. 79–84.
11. Насырова Г.А. Антимонопольное регулирование деятельности страховых организаций // Эффективное антикризисное управление. – 2021. – №3. – С.76–80.
12. Николаев И.Б., Естественные монополии и их роль в российской экономике, 2019.
13. 2.5 Москалевич Г. Н. Естественная монополия в Евразийском экономическом союзе: понятие, сущность, виды и сферы деятельности, 2016.
14. Портер М. Конкуренция: учебник. – М.: Вильямс, 2019. – 608 с.
15. Стародубровская Н.М. Основы антимонопольной политики // Вопросы Экономики. – 2020. – №16. – С. 5–9.
16. ФАС России: ответы на вопросы читателей / Н. Герасименко. – М.: Синергия, 2020. – 165 с.
17. Филиппова И. А. Основные характеристики антимонопольной политики в России // Молодой ученый. – 2021. – № 20 (154). – С. 287–288.
18. 2.2 Хайкин М.М., Кныш В.А., Естественные монополии в российской экономике: выбор модели регулирования, 2017.
19. Шмырова Н.В., Абросимова О.Ю. Проблемы повышения эффективности естественных монополий в современный период, 2010.
20. Экономические инструменты государственного регулирования конкуренции на рынке нефтепродуктов: учебник. – М.: Синергия, 2021. – 283 с.
21. Якунин В.И. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации // Власть. – 2021. – № 5. – С.36–44.
22. https://fas.gov.ru – Официальный сайт Федеральной Антимонопольной Службы.
23. A.E. Kahn. The Economics of Regulation. Principles and Institutions - N.Y., 1993.
24. Begg D. Economics, London, 1991.
25. Crew M., Kleindorfer P. The Economics of Public Utility Regulation, Houndsmill, 1986.
26. Sykes A., Robinson C. Current Choices. Good Ways and Bad to Privatise Electricity, London, 1987.