Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тенденцией развития современного мира являются глобализационные процессы, которые распространились на все сферы общества. Самой характерной чертой современной торговли является глобализация ритейла, которая непосредственно влияет на состояние и перспективы конкурентоспособности национального торгового предпринимательства в любой стране мира. Экономические системы и, в частности, розничная торговля в условиях высокодинамической конкурентной среды вынуждены постоянно менять свои стратегии развития, форматы и типы под влиянием стремительного развития технологий и требовательности потребителей относительно качественного предоставления услуг. Изменения условий ведения коммерческой деятельности и сложность приспособления к ним актуализируют исследования по обоснованию тенденций и особенностей развития торговли.
Исследование проблем эффективного развития розничной торговли относится к сфере научных интересов таких исследователей, как, в частности,
М. Графиятуллин, А. Мищенко [4], А. А. Мазараки [7], .В. Снегирёва [13],
И.П. Чепурной [14].
Несмотря на значительное количество исследований по розничной торговле, отсутствует единый подход к классификационным признакам предприятий торговли, что обусловливает неоднозначность восприятия требований к их функционированию. Не существует единой классификации форматов магазинов, как продовольственных так и непродовольственных, что способствует неорганизованности ведение бизнеса и несоответствия требованиям функционирования отдельных форматов ритейла.
Объект исследования – розничное торговое предприятие.
Предмет исследования –устройство, техническое оснащение и планировка розничного торгового предприятия.
Цель исследования – изучить особенности устройства, технического оснащения и планировки розничного торгового предприятия (на примере ООО «ГАГАТ-М»).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать форматы и функции розничных торговых предприятий.
2. Проанализировать виды торговых зданий и требования к ним.
3. Рассмотреть особенности устройства, технического оснащения и планировки ООО «ГАГАТ-М».
4. Охарактеризовать состав и назначение помещений ООО «ГАГАТ-М» и их взаимосвязь
5. Описать санитарно техническое устройство ООО «ГАГАТ-М».
6. Разработать предложения по совершенствованию устройства и планировки ООО «ГАГАТ-М».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА, ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ И ПЛАНИРОВКИ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Форматы и функции розничных торговых предприятий
Несмотря на активное строительство новых торговых объектов, уровень развития национальной торговой сети еще значительно отстает от нормативов и уровня развитых стран. При этом особое значение приобретает рациональная структура и оптимальное соотношение различных типов и специализации торговых объектов.
Решение этого вопроса требует внимательного анализа специфики функционирования и сущности потребительской полезности торгового центра как одного из приоритетных типов предприятий розничной торговли для дальнейшего развития национальной торговой сети. Анализ литературных источников и аналитической информации показывает сложность в трактовке понятия «формат объекта торговли» и с еще большим количеством вариантов деления на форматы.
Торговые центры имею свою классификацию, торговые сети, которые развиваются в пределах торговых центров – другую. Одной из ключевых особенностей, которая определяет модель розничной торговли, является формат. Категории форматов существуют для выявления основных концепций, которым следуют организации торговли. В некоторых случаях предприятия розничной торговли могут быть задействованы более чем в одном формате. Магазины могут быть как общего, так и специального назначения. Предприятия могут быть разделены на киоск, магазин, встроенный магазин, павильон, универмаг, торговый центр, минимаркет, гипермаркет [1, с. 45].
При этом важным фактором развития розничной торговли стали активны трансформации в сфере материально-технической базы торговли, связанные с появлением новых форматов торговых объектов.
Благодаря росту розничных сетей увеличивается количество магазинов, которые отвечают новым современным форматам. Одним из самых перспективных по динамике роста считается развитие продуктовых сетей, о чем свидетельствуют статистические данные относительно объемов продаж в структуре розничного товарооборота. Формат магазина – сложное понятие, которое в зависимости от совокупности большого количества факторов определяет стандарты и технологию работы объекта розничной торговли. В самом простом случае магазины розничной торговли делятся на три формата: гипермаркет, супермаркет и магазин возле дома. При условии большей детализации к ним добавляются формат «дискаунтер» и «кэш энд карри». В максимальном варианте классификатора выделяется 26 возможных форматов магазинов [3, с. 61]. Некоторые авторы дублируют западные технологии и стандарты розничной торговли на практику отечественного ритейла. Не всегда классификации отражают реалии существования и развития розничной торговли.
Анализируя нормативно-правовую базу, видим, что отсутствуют толкования некоторых имеющихся форматов розничной торговли, таких как, например, дискаунтер, дрогери. Однако, в практике развития розничной торговли они есть, а следовательно, необходимо иметь общее воображение относительно содержания каждого из них. Ниже представлены форматы розничной торговли от известных компаний как иллюстрация взгляда на форматы в зависимости от деятельности. Кроме этого, существует уточнение форматов в зависимости от направлений деятельности торговли.
Анализируя данные, кратко сгруппированные в таблице 1.1, можно суммировать, что имеющиеся форматы обновляются. Так, из имеющегося формата «гастроном» все чаще появляются магазины формата «дискаунтер» и «магазин у дома» [10].
Эта тенденция свидетельствует о повышении уровня цивилизованности розничной торговли, повышении важности качества товаров и сервиса для потребителей и тому подобное.
Анализируя данные о функционировании торговых сетей, можно сделать вывод о то, что при условии уменьшения количества объектов торговли количество магазинов постепенно растет, что характеризуется активным ростом доли организованной сетевой торговли. Согласно оценкам экспертов [3-6] современное состояние развития розничной торговли характеризуется ярко определенной тенденцией к концентрации торговли, увеличением торгового бизнеса за счет консолидации торговых компаний и создание торговых сетей. Если сопоставить в динамике показатели обеспеченности населения количеством магазинов и обеспеченности торговой площадью в расчете на 10 тыс. человек, можно сделать выводы, что в последние годы увеличивается количество небольших по размеру магазинов.
Таблица 1.1 – Классификация форматов магазинов
Название Требования к объекту
Гипермаркет Магазин самообслуживания с торговой площадью более 5 000 м2, с широким спектром продовольственных и непродовольственных товаров
Супермаркет Магазин самообслуживания с торговой площадью от 2,5 до 5 тыс. м2, с широким спектром продовольственных товаров, меньшим количеством непродовольственных товаров
Экономный супермаркет Большой формат (от 2,5 тыс. м2) универсальной торговли, ориентированной на низкие цены, с широким ассортиментом непродовольственных товаров, товаров по уходу за телом, продовольственных товаров (30-40% ассортимента)
Магазин у дома Небольшой продовольственный магазин с торговой площадью менее 400 м2, как правило, по ассортименту схож с супермаркетом, но в данном формате существует также и обслуживание через прилавок
Гастроном Небольшой по площади магазин, который, как правило, специализируется на специфических видах продовольственных товаров (мяса, вина, сыра), а также учитывает национальные и региональные предпочтения потребителей
Дискаунтер
Продовольственный магазин с торговой площадью от 1 000 м2, такой формат наиболее распространен в Европе, где и появился (Германия); существует в двух разных версиях: жесткий дискаунтер (hard discount store), который почти полностью ориентирован на собственные торговые марки и низкий уровень цен; мягкий дискаунтер (soft discount stores), предлагает более широкий выбор фирменных изделий и свежих продуктов питания
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности. – М.: Дело и сервис, 2009. – 512 с.
2. Бланк, И.А. Управление торговым предприятием / И.А. Бланк – К: Украинско- Финский институт менеджмента и бизнеса, 2007 – 501 с.
3. Гаммидулаев С.Н. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: учебное пособие – СПб.: Альфа, 2000. – 432с.
4. Графиятуллин М. Особенности структуризации торговых сетей / М. Графиятуллин, А. Мищенко // Маркетинг.– 2016. – №3 (64). – С. 36-48.
5. Классификация форматов магазинов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.story-trading.ru. – Дата обращения: 17.05.2022.
6. Ксенз Л. Наиболее популярные торговые форматы в мире / Л. Ксенз // Компаньон. – 2001. – № 15. – С. 51-52.
7. Мазараки А. А. Экономика торгового предприятия / А. Мазараки, Л. А. Лигоненко, М. Н. Ушакова; под ред. Н. Н. Ушаковой. - М.: Крещатик, 2005. – 797 с.
8. Мировой ритейл: тенденции развития и конкурентные позиции /[М. В. Черная, Т. Б. Кушнир, А. М. Волосов] // Научный вестник Ужгородского университета. Серия: Экономика. – 2016. – Вып. 1(1). – С. 293-300.
9. Ольве Н. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей : / Н. Ольве, Ж. Рой, М. Ветер ; [пер. с англ.]. – М. : Издательство дом "Вильямс", 2003. – 304 с.
10. Основные форматы розничной торговли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://commercialproperty.ua/ references/retail.php. – Дата обращения: 17.05.2022.
11. Платонов В.Н. Организация торговли: Учеб. Пособие / В.Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2016. – 287 с.
12. Самойлов М.В. Теоретические основы товароведения / М.В. Самойлов. – Минск: БГЭУ, 2018. – 220 с.
13. Снегирёва В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям / В.В. Снегирёва. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
14. Чепурной И.П. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник /
И.П. Чепурной. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 404 с.
15. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебное пособие / под редакцией Соломатина А. Н. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 473 с.