Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сформировавшись на заре человечества и создаваясь веками на основе отражения в сознании людей процессов действительности, религия является одной из сфер духовной жизни социума, групп, человека, это способ практического духовного понимания мира. Влияние религии на отдельного человека, на массы, велико. Поэтому религия являлась объектом рассмотрения философии, этики, социологии и других науки на протяжении своего развития.
В последние десятилетия мы переживаем новую оценку роли религии в жизни людей и обществ. Это становится важным фактором настоящего и будущего современного мира. Широко обсуждаемый мир религий является предпосылкой мира между народами и культурами. Религии критиковались не только за то, что они не только не казались эффективно играющими свою миротворческую роль, но и за усиление разногласий, фанатизма, насилия и т.д.
Религиозные войны не ограничивались «неверными». Они несколько раз распространялись на последователей одной и той же доктрины. Разрыв между востоком и западом в христианской церкви был обнаружен в центре театра военных действий. Христианские крестоносцы на пути к своей кампании на Ближнем Востоке осадили и жестоко осквернили Константинополь, столицу Византийской империи и экономический, культурный и духовный центр православных христиан.
Сегодня Европа представляет западную культуру, но религия всегда была главным мотиватором войны. В рамках политики и национальных интересов. Когда Лютер заблокировал свои 95 мест против Папы 31 октября 1517 года у входной двери Вюртембергской митрополии, начался новый период варварства. В ночь на Варфоломея все протестанты Франции были безжалостно истреблены. Сочетание религии и национального государства было разряжено в войне, в которой были выражены религиозные и национальные устремления тогдашних европейских держав (Вестфальский мир 1648 г.), принцип лидера «cuius regio, eius Religio». Ирландия и сохраняющаяся протестантско-католическая ненависть по сей день скрывают более широкие социальные и политические противоречия.
Внутридогматическая ненависть существует и среди мусульман. Шииты и сунниты несколько раз вступали в ссоры с 1512 года, когда в Персии преобладал шиизм. В XX веке в Ираке - при притеснении шиитского населения. С падением Восточного блока в 1989 году войны продолжались. Религия показала, насколько важную роль она может сыграть в формировании национального самосознания. Религия также сыграла важную роль в американской военной истории.
Целью данной работы является рассмотрение проблем религиозных войн.
Задачи:
- описать религиозный войны и конфликты, их сущность;
- изучить типологию религиозных войн;
- рассмотреть роль религии и религиозной войны в эволюции человечества;
- описать способы разрешения религиозный войн.
Объект исследования – религиозные войны. Предмет исследования – современный взгляд на религиозные войны.
1 Религиозные войны: определение, история
1.1 Религиозные войны и конфликты
В современной исторической науке под термином «религиозные войны» понимают «вооружённые столкновения между католиками и протестантами в Европе XVI и XVII веков», такого взгляда, например, придерживается заслуженный профессор Страсбургского Университета им. Марка Блока Жорж Ливе.
Но согласиться с такой постановкой темы сейчас представляется сложным. Религиозные войны, так и иначе, упоминаются в книгах практически всех мировых религий. Они есть и в эпосах Древнего мира, и в средневековых книгах.
Определим, что представляет собой религиозная война как понятие и явление. В основе такой войны – религиозный конфликт двух или более сторон.
Религиозный конфликт – острое противоречие индивидуумов, социальных групп, этнических групп или государственных систем, связанное с несовпадением или прямым противоречием взглядов на вопросы религиозного вероучения, культовой деятельности, системы взаимоотношения человека и божества, продиктованной религиозным вероучением системы взаимоотношений в социуме. Религиозный конфликт возможен как в рамках единого социума, так и между различными социокультурными или этническими группами .
Виды проявления (реализации) религиозного конфликта.
На начальном этапе религиозный конфликт реализуется в тематических диспутах. В рамках социального и политического (а нередко и экономического) взаимодействия религиозный конфликт экстраполируется в идеологическую или политическую конкуренцию. В случае обострения конкуренция переходит в идеологическую, бытовую и, наконец, политическую конфронтацию. Крайней формой проявления религиозной конфронтации внутри единой социально-политической или этнической группы является раскол. При крайней степени религиозной конфронтации между различными социокультурными или этническими группами возможна религиозная война.
Религиозная война - общественно-политическое явление, связанное с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации).
Разумеется, религиозная война отличается наличием ряда специфических признаков . К таким признакам можно отнести:
1) Высокую степень религиозной регламентации мировоззрения, быта и самоопределения индивидуумов, составляющих руководство и вооружённые силы, по крайней мере, одной стороны конфликта
2) Наличие религиозных ритуалов в общем порядке несения военной службы (уставе), по крайней мере, одной стороны конфликта;
3) Непосредственное участие священнослужителей в военных действиях;
4) Использование в военной символике, системе опознавательных знаков и идеологической подготовке солдат - священных символов, атрибутики и образов;
5) Принадлежность сторон военного конфликта к различным конфессиям, либо к различным догматическим течениям одной конфессии;
6) Высокий процент религиозных фанатиков среди руководства и рядовых участников военных действий.
В истории известны случаи, когда в религиозных войнах участвовала лишь определённая социальная страта того или иного социума. Например – Крестовые походы, являющиеся видом религиозной войны, но не вовлекшие в военные действия социумов в целом. Тем не менее, данное отличие необходимо учитывать, говоря об отличительных особенностях религиозных военных конфликтов.
Под термином «религиозный фанатизм» мы понимаем психологическое и психопатическое состояние личности, в котором человек утрачивает способность адекватного мировосприятия и мироощущения, слепо руководствуясь в своей жизнедеятельности своим собственном субъективном восприятием религиозных догм, и пытается навязать своё мировоззрение окружающим.
Нужно отметить, что религиозный фанатизм, как психопатическое состояние может быть навязан индивидууму извне. Человек в состоянии религиозного фанатизма, как правило, пытается быть по меткому выражению одного из средневековых философов «святее папы, правовернее халифа».
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бердюгина О. В. Социология. – М.: ЮРАЙТ, 2020.
2) Бирюков С., Барсуков А. Барт де Вевер: к новому фламандскому национализму. Вопросы национализма, №10, 2020. С. 42-48.
3) Болдонов А., Башинова Т., Тармахонов Е. Сепаратизм // Краткий словарь глоссарий по политологии. Электронный ресурс. – URL: http://politike.ru/dictionary/437/word/separatizm (дата обращения 12.05.2022)
4) Гаджимурадова А. А., Влияние религиозной идентичности на политическую систему Ливана // Восток. — 2020. — № 5. — С. 131-135
5) Горин А.А. Религиозные войны: проблемы исторической интерпретации: Учебное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное. / А.А. Горин. – Казань: Издательство «ЯЗ», 2015. С. 9-15
6) Иванов С., Ближний Восток и суннитско-шиитские противоречия // Международная жизнь. — 2015. — № 12. — С. 86-94.
7) Калхун К. Родство, этничность и категориальные идентичности / Калхун К. Национализм. - М, 2006.
8) Кириллов В. Б., Балканы в 2010-е гг.: гомогенизация региона под влиянием Запада и роль России // Современная Европа. — 2020. — № 1. — С. 59-65
9) Кондратенко К. С., Конфликтологические темы в христианстве // Конфликтология. — 2017. — № 3. — С. 164-170
10) Лазарева А. В., Религиозный раскол и "германский" патриотизм. К вопросу о роли конфессионального противостояния в немецких княжествах в годы Тридцатилетней войны (1618-1648) // Исторический журнал: научные исследования. — 2014. — № 4 (22). — С. 441-448.
11) Макаренко В. П. Теория сецессии: посылки и аргументы // Философия права. 2018. № 2. С. 47-55
12) Матвеев О. В., Исламский фактор во внутрисирийском конфликте : исторический аспект // Право и образование. — 2018. — № 7. — С. 157-165
13) Мирский Г., Почему мусульмане со всего мира едут в "Исламское государство" // Военно-исторический архив. — 2016. — № 1 (193). — С. 13-18
14) Паин Э.А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. М., 2020. С. 9-15
15) Полякова Е. А., Церковно-государственные отношения в России в период 40-х годов ХХ - начала XXI века // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2018. — № 3. — С. 38-45
16) Попов Ф. А. География сецессионизма. - М.: Новый Хронограф, 2019. 684 с.
17) Романенко С.А. Распад многонациональных государств Центральной Европы в XX веке: Австро-Венгерская империя // Общественные науки и современность. 2018. № 6. С. 115-120
18) Сергеев М., Священная война и мусульманский джихад // Философские науки. — 2015. — № 12. — С. 33-39.
19) Узланер Д., Россия в транснациональных культурных войнах // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. — 2020. — № 3 (131) (май-июнь). — С. 100-110
20) Хижняк О. С., О технологиях изменения религиозной идентичности и создании управляемых локальных конфликтов // Религиоведение. — 2016. — № 4. — С. 137-140.
21) Brachlow S. The Communion of Saints: Radical Puritan and Separatist Ecclesiology, 1570–1625 . Oxford, Oxford University Press, 1988, X
22) Milton A. Catholic and Reformed. The Roman and Protestant Churches in English Protestant Thought. Cambridge, Cambridge University Press, 1995, XVI, 599 p