Фрагмент для ознакомления
2
Политические системы, исторически сложившиеся в разных странах, довольно существенно отличаются друг от друга. Чем можно объяснить возникновение этих различий? Сегодня это – один из самых важных и злободневных вопросов политической теории. Само разнообразие политических систем как таковое достаточно полно изучено и детально описано. В современной литературе даются исчерпывающие характеристики большинства известных политических систем, а также проводится сравнение этих систем между собою Что же касается причин этого разнообразия, то о них известно значительно меньше.
Сегодня внимание политологов приковано, главным образом, к быстрым переходам или, как иногда говорят, «транзитам» политической системы из одного устойчивого состояния в другое. Исследователи пытаются определить факторы, которыми вызываются эти быстрые транзиты. Особенно тщательно изучаются процессы демократизации, в ходе которых авторитарные режимы уступают свое место демократически избранной власти.
В то же время мало известно о природе тех сил, под действием которых формируются политические системы и благодаря которым политический процесс в разных исторических эпизодах приходит к совершенно несходным результатам. Остается открытым и вопрос о том, почему многие политические системы обладают поразительной устойчивостью и не поддаются реформированию.
Целью данной работы является рассмотрение политической системы Южной Кореи.
Задачи:
- описать многообразие научных подходов к анализу политической системы;
- рассмотреть структуру и функции политической системы ;
- изучить типологию политических систем;
- рассмотреть политическую идеологию Южной Кореи;
- описать доктрину «административной демократии» ;
- проанализировать концепцию «хонъик инган», мотивы обращения к идеализированному прошлому страны.
Объект исследования – политическая система Южной Кореи. Предмет исследования – специфика эволюции политической системы Южной Кореи.
Глава 1 Сущность, особенности и функции политической системы
1.1 Многообразие научных подходов к анализу политической системы
Начнем с понятия политической системы. Его точное содержание до сих пор является предметом теоретических споров.
Камнем преткновения здесь служит то обстоятельство, что сами политические явления как таковые непросто выделить из ряда всех других общественных явлений. Мы укажем четыре признака, которые, по нашему мнению, более или менее полно отражают особенности именно политических явлений .
Во-первых, политическая жизнь – это проявления власти, опирающейся на насилие и принуждение. Во-вторых, большинство участников политического процесса считают, что политические действия обладают известной легитимностью, в отличие от действий криминальных, и вполне согласуются с общепринятыми нормами поведения. В-третьих, политический процесс всегда направлен на определение персонального состава власти: в ходе этого процесса выясняется, кто именно войдет в элиту сообщества и будет властвовать в нем, а кто – подчиняться власти элиты. И, наконец, в-четвертых, политическое явление непременно должно обладать известной публичностью или, лучше сказать, всеобщностью: все члены сообщества так или иначе становятся сопричастными к этому явлению по факту своего рождения, и никто не в состоянии устраниться от этой сопричастности иначе, чем навсегда покинув это сообщество.
Всеобщность политических явлений дает некоторым авторам основание считать, что именно в ходе политического процесса крупное человеческое сообщество превращается в единое национальное и политическое целое. В большинстве случаев, хотя и не всегда, эта всеобщность политики обеспечивается деятельностью государства. В связи с этим некоторые авторы намеренно сужают круг политических явлений и относят к нему исключительно эпизоды борьбы за захват и удержание государственной власти и ее использования для управления всей общественной жизнью.
Этот подход представляется нам недостаточно продуктивным. За рамками исследования остается политическая жизнь в тех современных человеческих сообществах, где государство либо не может сложиться, либо оказывается слабым или несостоятельным .
Далее, современное представление о политической системе неразрывно связано с понятием институтов. Сегодня под институтом понимается правило поведения, которому следуют участники общественного или политического процесса, равно как и любые установления или организации, способные понуждать людей следовать этому правилу и налагать те или иные санкции за его нарушение. Работа институтов, с одной стороны, регулирует и упорядочивает ход политического процесса в человеческом сообществе, а с другой стороны, сплачивает человеческое сообщество в единое политическое целое.
Политическая система в ее современном понимании – это набор институтов, которые, взятые в совокупности, регулируют и упорядочивают использование легитимного насилия в человеческом сообществе.
Политические институты далеко не всегда оформляются юридически или организационно. Они также могут существовать, образно говоря, явочным порядком, т.е. в виде обычая или традиции. Следует отметить, что неформальные институты имеют не меньшую, а иногда и большую силу влияния на поведение участников политического процесса, чем институты формальные, юридически зафиксированные. Это дает основание некоторым авторам утверждать, что всякая политическая система существует одновременно в двух различных ипостасях: de jure и de facto. Мы будем опираться на это важное разграничение в дальнейшем изложении.
Второе важное разграничение связано с тем, что в любом достаточно крупном человеческом сообществе политические процессы протекают как бы в двух параллельных плоскостях: на микро- и на макроуровне. Говоря о политике на микроуровне, мы имеем в виду те проявления насилия и принуждения, которые происходят в малых группах человеческого сообщества .
Под политическими явлениями макроуровня обычно понимают борьбу главных политических сил сообщества за овладение рычагами центральной власти. Такая борьба протекает, как правило, в рамках юридически оформленных институтов. Собственно говоря, большая часть работ в области сравнительной политологии посвящена именно описанию устройства и принципов работы институтов макроуровня. Политические решения, принимаемые в центре, затрагивают интересы всех без исключения членов сообщества, поэтому обычно за центральную власть сражаются не отдельные личности, а большие политические объединения: партии, фронты, движения и пр .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аристотель Политика/Сочинения: В 4т.- М. // Политология: Хрестоматия/ Сост. М.А. Василик. - М.: Гардарики, 1999.
2) Асмолов К.В. Корейская политическая культура: Традиции и трансформация. М.: ИДВ РАН, 2009.
3) Белов Г. А. Политология. – М.: «Наука», 2018.
4) Бученков Д. Е., Материально или идеально государство? // Философия и общество. — 2020. — № 4. — С. 25-30
5) Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2018.
6) Герасименко А.П. Типология политических систем// 21 ВЕК: ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ. Материалы XXI международной научно-практической конференции. 2019. С. 204-210
7) Ермолаева Е.М. Государственная идеология республики Корея: от истоков к современности//КНДР И РК-70 ЛЕТ. Коллективная монография. Москва, 2018. С. 252-262
8) Истон Д. Категории системного анализа политики / Пер. с англ. К. А. Зубова // Антология мировой политической мысли. М., 1997.
9) Карпова Н. В., Социокультурный анализ социально-политических систем: методологические основы исследования // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2021. — № 4. — С. 216-220
10) Линецкий А.И. Разнообразие политических систем как следствие различий в поведении людей// Новый взгляд на человеческое измерение политикию 2021. №3 С. 10-15
11) Масягина Ю. Б., Структура формы государства как правовая форма // История государства и права. — 2022. — № 1. — С. 77-80
12) Озтарсу М. Ф., Политика Южной Кореи в отношении Центральной Азии: обзор экономического сотрудничества и формирования партнерства // Вопросы истории. — 2021. — № 10, ч. 1. — С. 148-165
13) Парсонс Т. О социальных системах / пер. с англ.; под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. М.: Академический Проект , 2002.
14) Пиголкин А. С. Теория государства и права. - Москва: Юрайт : Высшее образование, 2020.
15) Со Чжунсок. Исынмане чжончхи идеологи: [Политическая идеология Ли Сынмана]. Сеул: Ёкса пипхенса, 2005.
16) Толстокулаков И.А. История общественно=политической мысли Кореи. Владивосток: изд-во ДВГУ, 2007.
17) Толстокулаков И.А. Политическая модернизация Южной Кореи. Опыт историко-политологического анализа. Ч. 1. Владивосток: изд-во ДВГУ, 2007.
18) Федоркин Н. С., Политическая социология и политический менеджмент в предметном поле политической науки // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2019. — № 4. — С. 209-215
19) Хаматханова М. М. Структура и функции политической системы//СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНГГУ. Ингушский государственный университет, Институт социальных исследований. Магас, 2017.
20) Шаталов Е. А., К вопросу о государстве и политической системе общества // Государственная власть и местное самоуправление. — 2022. — № 7. — С. 15-20