Фрагмент для ознакомления
1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Кафедра государственного и муниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
РОЛЬ МЕЖДБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ В ФОРМИРОВАНИИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
Работу выполнила К. Д. Гаравец
(подпись дата)
Факультет управления и психологии 2 курс
Направление 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление»
Научный руководитель
д-р эконом. наук,
зав. кафедрой А. М. Ждановский
(подпись дата)
Нормоконтролер,
д-р эконом. наук,
зав. кафедрой А. М. Ждановский
(подпись дата)
Краснодар 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические основы межбюджетных трансфертов 5
1.1 Основные термины и содержание межбюджетных трансфертов 6
1.2 Эволюция межбюджетных отношений в межбюджетных трансфертах в Российской Федерации 9
1.3 Формы межбюджетных трансфертов в Российской Федерации 12
2 Анализ роли межбюджетных трансфертов в формировании местных бюджетов 15
2.1 Анализ дотаций местного бюджета 15
2.2 Анализ субвенций, субсидий местных бюджетов 20
2.3 Меры по совершенствованию межбюджетных трансфертов местных бюджетов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В последние годы, в связи с реформами государственной власти Российской Федерации, претерпели серьезные изменения политическая, экономическая и социальная сферы. Эволюция национальной системы сопровождается концентрацией ресурсов и власти федерального и региональных центров, а также созданием управленческой вертикали, которая контролирует подчиненную мезоэкономическую систему.
Необходимым условием эффективного функционирования такого рода национальной экономики является наличие системы масштабного перераспределения средств между всеми уровнями бюджетной системы. Согласно действующему законодательству, основным средством этой системы является перевод средств между бюджетами.
Приоритетом использования трансферта является территориальное объединение и устранение вертикальных фискальных дисбалансов, которые оказывают положительное влияние на социальную сферу, но экономический эффект здесь является слабым. Основной потенциал инструментов бюджетных трансфертов как катализатора стимулирования экономической и производственной деятельности, местного экономического роста и оптимизации территориального развития еще не полностью использован.
Объективная необходимость в системе трансфертов между бюджетами субъектов государства обусловлена главным образом неравномерностью социально-экономических, климатических и природных условий, а также уровнем экономического потенциала территории. В этом случае целью эффективной системы межбюджетных трансфертов является сведение к минимуму вышеуказанных различий при сохранении стимулов для правительств более низкого уровня к увеличению собственной доходной базы.
Вопросы, связанные с бюджетными отношениями, являются одними из основных проблем, возникающих в сфере государственного управления. Без бюджета ни одна страна не может функционировать, поэтому благосостояние всей страны зависит от того, как устанавливаются отношения между различными уровнями государственного бюджета.
Трансферт между бюджетами является важным инструментом сбалансирования безопасности основного бюджета Российской Федерации. В условиях кризиса доходная база местного бюджета резко сократилась. В настоящее время финансовая помощь из федерального бюджета позволяет местным властям в полном объеме выполнять свои социальные обязательства. Эффективное распределение этого набора средств во многом зависит от экономической устойчивости субъектов и страны в целом.
Степень научной разработанности. В работах отечественных ученых (Гранберг А., Золотарев В., Игудин А.,Трунин И. и др.) представлены вопросы управления территориальным развитием, анализ и теоретическое понимание передачи задач между характером экономики и бюджетом, а также особенности реформирования системы бюджетных отношений на современном этапе экономической трансформации России.
Объект работы – межбюджетный трансферт.
Предмет - роль межбюджетных трансфертов в формировании местных бюджетов.
Цель работы – провести анализ роли межбюджетных трансфертов в формировании местных бюджетов, а также изучить, какую значимость она несет в себе к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные термины и содержание межбюджетных трансфертов;
2. Раскрыть эволюцию межбюджетных отношений в межбюджетных трансфертах в Российской Федерации;
3. Изучить формы межбюджетных трансфертов в Российской Федерации;
4. Провести анализ дотаций местного бюджета;
5. Произвести анализ субвенций, субсидий местных бюджетов;
6. Привести меры по совершенствованию межбюджетных трансфертов местных бюджетов.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты межбюджетных трансфертов. Во второй главе проведен анализ роли межбюджетных трансфертов в формировании местных бюджетов. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1 Теоретические основы межбюджетных трансфертов
1.1 Основные термины и содержание межбюджетных трансфертов
Межбюджетный трансферт является частью бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому при рассмотрении этой концепции следует сначала рассмотреть понятие «бюджет». Бюджет - это форма доходов и расходов, предназначенная для финансирования задач и функций национальных и местных органов власти.
Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств, необходимых для выполнения государственных функций. Эти функции упрощаются до перераспределения средств и контроля за их эффективным использованием. Как экономическая категория, бюджетные отношения являются неотъемлемой частью финансовых отношений, поэтому им присуща денежная форма и основные функции финансов [5, с. 162-187].
Статья 6 Бюджетного кодекса РФ определяет межбюджетные трансферты как «средства, перечисляемые из одного бюджета бюджетной системы в другой бюджет бюджетной системы Российской Федерации». Трансферт между бюджетами является одним из наиболее эффективных инструментов бюджетной политики. Можно выделить три основные задачи этого инструмента:
1. Компенсация внешнего воздействия, вызванного перетоком прибыли от деятельности органов власти одного административно-территориального образования в другие административно-территориальные образования;
2. Сальдо доходов субнациональных бюджетов;
3. Устранение недостатков налоговой системы.
Статьей 133 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации может осуществляться в следующих формах:
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 16.04.2022).
4. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015).
Библиографический список
5. Быкова, Н. Н. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней // Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 141-146.
6. Волкова, А.А. Роль формирования бюджетов на муниципальном уровне // Научный альманах. - 2017. - № 5-1 (31). - С. 64-66.
7. Галухин, А. В. Устойчивость бюджетной системы региона: проблемы и пути решения с использованием межбюджетных трансфертов // Известия высших учебных заведений. - 2019. - № 2. - С. 41-49.
8. Давыдова, Н.Ю. Право межбюджетных трансфертов муниципального образования на местный бюджет: содержание и формы реализации // Вестник ВЭГУ. - 2019. - № 2 (76). - С. 20-26.
9. Ермошина, Т. В. Развитие механизма формирования доходов местного бюджета путём межбюджетных трансфертов // Молодой ученый. — 2020. — №9. — С. 601-603.
10. Ефимов, Я.Г. Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии территории // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. - № 1-7. - С. 118-121.
11 Зырянова, М.А. Оценка финансовой устойчивости бюджета региона с помощью интегрального показателя // Вестник науки и образования. - 2019. - № 5 (7). - С. 59-63.
12. Караваева, Ю. С. Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов / Ю.С. Караваева. — СПб.: Реноме, 2018. — 375 с.
13. Кожемяченко, А.В. Решение проблем самостоятельности бюджетов муниципальных образований // Ученые заметки ТОГУ. - 2019. - Т. 7. - № 4. - С. 572-575.
14. Кыштымова, Е.А. Анализ и планирование финансовых результатов // Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 169-172.
15. Левдонский, А.А. Бюджетные риски и устойчивость федерального бюджета // Экономика, предпринимательство и право. - 2018. - Т. 6. - № 2. - С. 175-184.
16. Лытнева, Н.А. Методика анализа направлений оптимизации расходов муниципального бюджета путём межбюджетных трансфертов // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 7. - С. 162-166.
17. Милюкин, А.Н. Понятие и структура муниципального бюджета // Аллея науки. - 2017. - Т. 3. - № -9. - С. 185-188.
18. Молвинских, Н.А. Особенности бюджета муниципального образования // Наука и современность. - 2019. - № 37-2. - С. 119-122.
19. Петрушина, О. В. К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 55-58.
20. Фомина, Е.А. Риск-анализ территориальных бюджетов: монография / Е.А. Фомина. - Уфа: БАГСУ, 2019. - 231 с.