Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в условиях глобально мира и всеобщей глобализации просто выживание, как отдельно взятой страны, так и целого блока государств возможно только при условии налаживания интеграционных межгосударственных процессов. Ярким примером такого взаимодействия является Европейский Союз.
Сегодня эта структура объединила все государства центральной Европы в единый военно-экономический союз. При этом в рамках ЕС рационально распределены задачи и обязанности между членами.
В этом отношении СНГ представляет собой более интересный для исследователей материал. Дело в том, что СНГ – это, по сути, политико-экономический блок стран, созданный из ближайших к России бывших республик Советского Союза.
Главный нюанс СНГ состоит в том, что еще во времена СССР между республиками были созданы надежные экономические и транспортно-логистические каналы связи. Однако годы независимости бывших республик эти каналы по большей части разрушили.
Сегодня происходит постепенное восстановление утраченных каналов производственного и экономического партнерств. Причем ключевым элементом или игроком этой сети является Россия. Однако процесс налаживания взаимодействия между странами СНГ постепенно начинает нарушаться.
Первым тревожным звонком стал выход из постоянного состава СНГ Грузии и Украины. Сегодня эти два государства являются ассоциированными членами СНГ. Выход из состава содружества этих двух стран в пользу альянса с ЕС потребовал введения ряда ограничений в функционировании экономических связей внутри СНГ.
Второй тревожный звонок – это недавние события в Киргизии и Казахстане. С военной точки зрения СНГ показал свою низкую эффективность. Вернее будет сказать, что, как в военном плане, так и в политико-экономическом контексте только Россия является сильным игроком в регионе.
Современные исследования показывают, что именно Россия стала автором и локомотивом двух важных интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Речь идет о создании военного альянса – организация договора коллективной безопасности (ОДКБ) и таможенного союза ставшего в дальнейшем международным интеграционным проектом – евразийским экономическим союзом (ЕврАзЭС).
Сегодня ЕврАзЭС является наиболее оптимальной формой сотрудничества между странами СНГ. При этом экономический союз позволяет оптимизировать поток товаров и ресурсов между странами региона. В то же время обеспечивается защита интересов национального производителя от влияния иностранных конкурентов.
Во время выхода Украины этот вопрос стал краеугольным во время переговоров между Украиной, Россией и ЕС. В итоге ЕврАзЭС закрыл свои границы и льготные преференции для товаров, поступающих из Украины в страны экономического союза.
Таким образом, можно утверждать, что актуальность настоящей работы связана с тем, что сегодня нет исследований связанных с определением возможностей интеграции стран СНГ с другими партнерами, как в Европе, так и в Азии.
Цель исследования – выявить особенности интеграционных объединений СНГ в современных международных отношениях.
Объект исследования – интеграционные объединения.
Предмет исследования – интеграционные объединения СНГ в современных международных отношениях.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину «СНГ».
2. Дать определение интеграционным объединениям в международных отношениях.
3. Выявить особенности современного международного положения СНГ.
4. Выявить особенности интеграционных объединений в СНГ.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Понятие об основных теоретических проблемах
1.1. Понятие о международной интеграции
В последние годы в российской литературе широко обсуждаются проблемы создания и деятельности международных интеграционных объединений. Некоторые авторы уверены в наличии интеграционного права. Однако при этом воздерживаются от его определения.
В отличие от зарубежной в российской международноправовой литературе предложены развернутые определения международной интеграции.
По мнению Г. М. Вельяминова международную интеграцию можно определить как процесс, обеспечиваемый международно-правовыми средствами и направленный на постепенное образование межгосударственного, экономически, а возможно, и политически, единого, целостного (integro) пространства, зиждущегося на общем рынке общения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Безусловно, прав Г. М. Вельяминов, во-первых, в том, что процесс интеграции обеспечивается международно-правовыми средствами; во - вторых, международные интеграционные объединения постепенно, ведомые международным публичным правом, формируют единое целостное пространство (мы бы сказали, «единое правовое пространство») в соответствующих областях (торговля, инвестиции, таможня, миграция и т.д.).
Ю. С. Безбородов со ссылкой на В. Б. Рыжова предлагает рассматривать интеграцию как направляемый государствами процесс, ведущий к двоякому результату: - создается определенное пространство, в пределах которого действуют единые правовые нормы, регулирующие деятельность граждан и юридических лиц в отношениях между собой и в отношениях с иностранными гражданами и юридическими лицами; создается определенная институциональная система, приспособленная для управления процессом интеграции в данном регионе. «Исследование проблемы интеграции в рамках международного права, - продолжает далее Ю. С. Безбородов, - связано с пониманием, осознанием интеграционных процессов, их причин, форм, целей и направлено на то, чтобы выявить в них общие тенденции, связанные также с причинами, детерминирующими фактами, основными чертами денежного феномена. Применительно к международному праву интеграция представляет собой более высокий уровень взаимодействия между государствами и иными субъектами, когда участники данного процесса отчуждают часть своего суверенитета в пользу наднациональных органов. Международные или региональные интеграционные объединения данный автор однозначно считает наднациональными, точнее надгосударственным характером юридической природы.
«Международно-правовая интеграция, - пишет Ю. С. Безбородов, - это процесс объединения правовых систем с помощью международно-правовых средств с целью достижения единообразия правового регулирования, связанный с деятельностью правосоздающих субъектов в международном праве, проходящий на универсальном и региональном уровнях с использованием специфичных правовых методов и в разных формах» Далее он уточняет: одновременно с этим интеграция выступает как процесс усиления взаимозависимости государств, требующий более высокой степени согласованности их воль.
Ю. С. Безбородов рассматривает лишь одну из форм интеграции - международно-правовую и ее составляющих. Однако такая форма интеграции - крайне редкое явление в международных отношениях.
Д. Берри интеграционное право определяет как скоординированные усилия по дальнейшему сотрудничеству суверенных государств в целях завершения единства, будь - то политического или экономического. Данное определение кратко, но точно характеризует цель интеграционного права.
1.2. Понятие и состав стран СНГ
СНГ – это региональная межгосударственная организация, объединяющая 11 стран постсоветского пространства
В состав СНГ входят:
Республика Азербайджан,
Республика Армения,
Республика Беларусь,
Республика Казахстан,
Кыргызская республика,
Республика Молдова,
Российская Федерация,
Республика Таджикистан,
Республика Узбекистан;
*Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.
*Грузия вышла из СНГ в августе 2009 г.
Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов Содружества.
Одним из основополагающих правовых актов, регламентирующих деятельность Содружества Независимых Государств, является Устав СНГ, принятый Советом глав государств СНГ 22 января 1993 г. Этим документом определены цели и задачи Содружества. СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Важнейшая задача — всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и интеграция.
Особо выделена необходимость взаимодействия в обеспечении международного мира и безопасности, осуществления эффективных мер для сокращения вооружений и военных расходов, ликвидация оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения.
Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние международные договоры в различных областях взаимоотношений государств — участников Содружества.
К уставным органам Содружества Независимых Государств относятся Совет глав государств СНГ, Совет глав правительств СНГ, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны СНГ, Совет командующих Пограничными войсками СНГ, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, Экономический суд СНГ, Исполнительный комитет СНГ, отраслевые органы сотрудничества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Парламентский финансовый контроль. История отечественного и иностранного парламента. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Парламентский финансовый контроль. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Парламентский контроль. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Парламентский финансовый контроль. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Российский парламентский финансовый контроль. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Парламентский контроль. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Финансовый контроль. Государственные формы. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Финансовый контроль и аудит. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по российскому финансовому контролю. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Теория и практика финансового контроля. Справочник юриста и финансиста. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика парламентского финансового контроля. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Финансовый контроль. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
13. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Бюджетный контроль в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.