Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Актуальность темы работы, в настоящее время, характеризуется тем, что всегда люди в любые периоды старались ограничить насилие, особенно это касается периодов, в которые происходят вооруженные конфликты как внутри государства, так и между государством. Ярким примером на сегодняшний день является российская специальная военная операция на Украине.
При возникновении конфликтом, актуальным в свете современных тенденций развития международных экономических отношений, является тот момент, при котором люди не думают о последствиях вооруженных конфликтов либо же они создают их целенаправленно для укрепления своей власти или для получения каких - либо выгод незаконным путем. Чаще всего вооруженные конфликты оказывают существенное влияние на макроэкономические процессы стран.
Объект исследования: вооруженные конфликты.
Предмет исследования: влияние вооружённых конфликтов на макроэкономические процессы.
Цель исследования: оценить влияние вооружённых конфликтов на макроэкономические процессы.
В связи с указанной целью, нами были поставлены следующие задачи:
изучить сущность вооруженных конфликтов;
раскрыть формы вооруженных конфликтов;
рассмотреть глобальные тренды;
выявить экономические тренды и факторы.
Методологической основой исследования послужили международные нормативно-правовые акты, а также труды ученых.
При написании данной работы использовались такие методы как: аналитический, статистический, описательный, а также сравнительно - аналитические методы.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность темы работы, поставлена цель работы и задачи для достижения цели. Дан объект и предмет исследования, а также описаны методы исследования, использованные в работе.
В основной части работы рассмотрены теоретические аспекты вооруженных конфликтов, а именно, что они из себя представляют, проанализированы различные позиции авторов на определение понятия вооруженных конфликтов. Также дана классификация вооруженным конфликтам и причины их возникновения, а также проанализировано их влияние на макроэкономические процессы стран и пути разрешения вооруженных конфликтов.
В заключение даны общие выводы по исследуемой теме, а также некоторые рекомендации по разрешению вооруженных конфликтов и снижению их влияние на макроэкономические процессы стран.
1. ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 Сущность вооруженных конфликтов
В настоящее время мир столкнулся с новыми угрозами экономической и финансовой безопасности мира. Это связано с тем, что с начала второго десятилетия XXI в. происходит ощутимое усиление международной напряженности, которое непосредственно затрагивает и Россию.
В постсоветский период в бывшей зоне политического влияния Советского Союза происходило значительное количество вооруженных конфликтов. В качестве примера можно привести события, которые происходили за последние десятилетия в следующих странах: Югославия (теперь уже бывшей), Афганистане, Ираке. Также отметим, что в этих странах наиболее часто возникают вооруженные конфликты. Также стоит сказать о том, что прошедшие конфликты в данных странах были довольно далеко от жизненного пространства гражданского населения. Именно поэтому они зачастую воспринимались как довольно далекое от повседневной жизни людей и слабо затрагивали обычное поведение населения и мировосприятие. Такая ситуация наблюдалась до 2014 года.
С 2014 года ситуация кардинально изменилась. Началась активная фаза вооруженных конфликтом наших соседей, а именно Украины. Данный конфликт стал оказывать влияние не только на внутреннюю политику Украины, но также и на мировую экономику, а также стал раскачивать и «российскую лодку» .
По мере разрастания на Украине вооруженного противостояния между самопровозглашенными Луганской и Донецкой народными республикамии официальными властями, выступающими от имени остальной части страны, совсем иначе стали восприниматься аналогичные или схожие события в других регионах мира – на Ближнем Востоке (Сирия, Йемен и др.), на Балканах, в Восточной Азии (споры между Китаем и Японией, двумя частями Кореи и др.), в Северной Африке (Ливия, Египет и др.). В частности, значительный интерес стали вызывать экономические составляющие современных вооруженных конфликтов, их экономические предпосылки (факторы) и последствия (позитивные и негативные эффекты). Именно эти вопросы являются предметом исследовательского интереса авторов.
Следует отметить, что в профессиональном кругу специалистов по военной экономике эта проблематика исследуется достаточно давно как в России, так и за рубежом. В то же время глобализационные изменения в мире (мiре) требуют интенсификации такого рода разработок, так как необходим более полный учет новых условий военной, политической и экономической реальности. Это связано, в частности, с таким сравнительно новым эффектом вооруженных конфликтов, как возрастание потоков беженцев, которые носят в том числе трансграничный характер. Предпосылкой для роста интенсивности и объема миграционных потоков из конфликтных зон, по нашему мнению, стали глобальные улучшения в коммуникациях, как информационных, так и транспортных .
Масштаб этого явления иллюстрируют следующие числовые показатели. По оценкам ООН на середину 2015 г., число украинцев, бежавших в соседние страны с момента начала конфликта в Донбассе, достигло почти 1 млн человек, при этом около 3/4 этого количества приняла Россия; также люди выезжают в Беларусь, Германию, Италию и другие страны. Отметим, что Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), существующее с 1950 г., было создано в том числе для решения проблемы перемещенных вследствие Второй мировой войны лиц, которых насчитывалось также около 1 млн человек. Как видим, показатели сопоставимы, хотя масштабы собственно военных действия существенно различаются.
Всего же, по оценкам составителей GlobalPeaceIndex(«глобальный индекс миролюбия», рассчитывается с 2007 г. международной группой экспертов (преимущественно социологи и экономисты) из научных центров Австралии и США), вследствие вооруженных конфликтов почти 1% мирового населения составляют беженцы или лица, перемещенные внутри страны. Это рекордный показатель со времен Второй мировой войны.
Отметим, что оценки ситуации с беженцами из Украины со стороны официальных лиц Российской Федерации превосходят те, что приводятся в материалах ООН. И в данном случае им можно доверять в большей степени, так как они основаны на первичных учетных данных, имеющих строгое документальное подтверждение. 3 сентября 2015 г. на совещании по вопросам противодействия нарушениям прав гражданского населения юговостока Украины в ходе вооруженного конфликта председателем Следственного комитета Российской Федерации А. Бастрыкиным были приведены следующие данные об украинских беженцах: по сведениям Федеральной миграционной службы России, в период с апреля 2014 г. более 1 млн (а точнее – 1 051 607) жителей Луганской и Донецкой областей вынужденно покинули места своего постоянного проживания, а более 110 000 (а именно 114 166)человек, имеющих статус беженцев, уже обратились с заявлениями о предоставлении гражданства Российской Федерации. Наибольшую миграционную нагрузку испытывают Республика Крым, г. Севастополь, Воронежская, Белгородская, Волгоградская и Курская области. В соответствии с полученными из субъектов Российской Федерации данными о затратах, произведенных в связи с размещением украинских беженцев, Российской Федерации уже причинен прямой ущерб на сумму более 4 млрд руб.
Украинские события – лишь близкое (географически и социальнопсихологически) россиянам отражение мировых тенденций. Так, если на конец 2012 г. количество беженцев, находящихся в ведении УВКБ ООН, составляло 15,4 млн, а количество лиц, перемещенных внутри страны, – 28,8 млн человек (в сумме 44,2 млн), то, по официальным заявлениям Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, в 2014 г. количество беженцев в мире возросло до 60 млн человек, что было вызвано прежде всего обострением вооруженного противостояния в Сирии, Ираке, на Украине, в Южном Судане, Центральноафриканской Республике, Нигерии, Пакистане. В качестве негативной тенденции следует отметить, что происходит возрастание срока нахождения людей в статусе перемещенных лиц. По оценкам специалистов ООН на начало 2015 г., средняя продолжительность периода пребывания людей в статусе беженца составляет около 25 лет.
Рост финансовых потерь от войн и вооруженных конфликтов во многом обусловлен увеличением затрат (причем важно подчеркнуть, что несут их не только страны – участницы конфликта, но и сопредельные государства, международные организации, бюджет которых складывается из взносов странучастниц, а также страны, выступающие «территориями притяжения» для мигрантов, – это в полной мере ощутили на себе летомосенью 2015 г. страны ЕС, в частности–Германия) на адаптацию и содержание беженцев. Причем, как указывалось выше, срок пребывания в подобном статусе уже исчисляется в среднем десятками лет. Масштаб прямых затрат в международном масштабе можно проиллюстрировать данными по бюджету УВКБ на 2015 г., который составляет 7 млрд долл. (для сравнения – в 2013 г. он был равен 3,92 млрд долл.) .
Безусловно, если рассматривать вооруженные конфликты не только в острой стадии ведения военных действий, но во всем их генезисе, с учетом этапности их жизненного цикла, негативные экономические эффекты, обусловленные массовым перемещением гражданского населения, значительно возрастают. Дать их количественную оценку затруднительно, экспертно же можно оценить, что величина соответствующих непроизводительных затрат и ущерба по крайней мере на порядок превышает прямые потери для экономики.
В этой связи следует отметить важную исследовательскую гипотезу, которая требует строгой проверки, для чего у авторов на данный момент недостает исходных данных. Тем не менее мы полагаем, что ее должно сформулировать как направление перспективных исследований в сфере военноэкономических отношений и обеспечения безопасности. Как указывалось выше, потоки мигрантов, порожденные вооруженными конфликтами, затрагивают не только территории, непосредственные контактирующие с зоной конфликта, но и другие, зачастую весьма отдаленные страны и регионы. Поэтому в рамках популярных ныне в военнополитических кругах концепций«мягкой силы» и «бесконтактной войны» при условии целенаправленного (естественно, завуалированного, неявного) регулирования направления мигрантских потоков высокой интенсивности можно значительно ослабить экономики стран – глобальных конкурентов, вызвать их социальноэкономическую нестабильность.
Таблица 1
Объемы ВВП ведущих стран мира, млн долл.
Ранг Страна ВВП
1 США 17 419 000
– Еврозона 13 402 747
2 Китай 10 360 105
3 Япония 4 601 461
4 Германия 3 852 556
5 Великобритания 2 941 886
6 Франция 2 829 192
7 Бразилия 2 346 118
8 Италия 2 144 338
9 Индия 2 066 902
10 Россия 1 860 598
Сошлемся здесь на мнение руководителя Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. П. Иванова (цитаты приводятся по материалам интернетсайта РБК: http:// www.rbc.ru/rbcfreenews/ 5601ad619a7947a6e9a4e470), который на международной конференции в Риме заявил, что «трафик людей – миграционный трафик» организован в целях ослабления европейской валюты.
«А само ослабление будет целенаправленно способствовать экономической колонизации Евросоюза со стороны США через создание трансатлантического рынка и отрыв Европы от ресурсных возможностей Российской Федерации». Такие вот «геополитические игры во имя геоэкономических выигрышей». Как исследователи, стремящиеся к объективности, пока не готовы полностью поддержать данный взгляд на ситуацию, так как для этого не располагаем достаточным количеством эмпирического материала, но отметим, что он хорошо вписывается в известные, ставшие афористичными высказывания о соотношении войны и экономики (через политику): «Политика – концентрированное выражение экономики» и «Война есть продолжение политики другими средствами» .
Справедливости ради надо отметить существование и иных точек зрения. Так, по мнению А. В. Халапсиса, «хотя значимости экономических факторов войны отрицать нельзя, они тем не менее сильно преувеличены. Экономически прибыльные войны скорее исключение, нежели правило. Если война –бизнеспроект, то следует сказать, что это очень сомнительный проект в плане эффективности. Лишь колониальные войны в полной мере самоокупаемы и способны приносить доход. Все остальные войны в большей степени убыточны, чем прибыльны». Мы, напротив, придерживаемся распространенной точки зрения о том, что основные причины большинства вооруженных конфликтов современности – экономические. А приведенные выше выводы об отсутствии экономического интереса как движущей силы войны делаются, на наш взгляд, на основании неполного рассмотрения субъектного состава ее акторов, т. е. вследствие несовершенства методики исследования А. В. Халапсиса.
Как отмечается авторами ежегодного отчета (2015 г.) международной группы экономистов и социологов, составляющих глобальный индекс миролюбия (GlobalPeaceIndex), военные конфликты сегодня обходятся мировой экономике в 13% ВВП, т. е. около 14,3 трлн долл. Если сравнить этот оценочный показатель с данными Всемирного банка за 2014 г. (табл. 1), то такой объем потерь превышает ВВП второй по размеру экономики мира – Китая или всей еврозоны – или в совокупности может быть оценен в величину, сопоставимую с суммарным объемом производства в странах, занимающих в мировой «табели о рангах» места с 5го по 10е (Великобритания, Франция, Бразилия, Италия, Индия, Россия).
При этом следует учесть, что не вся эта сумма – прямые и косвенные потери (гибель людей, разрушение промышленных объектов, автомобильных дорог и другой инфраструктуры, недопроизводство необходимой продукции и т. д.). Часть, причем весьма существенная, – это затраты на ведение вооруженной борьбы и преодоление негативных последствий вооруженного противостояния (восстановление экономики и социальной сферы). При этом исходя из принципов макроэкономического счетоводства эти расходы (пострадавших в результате вооруженного конфликта сторон) одновременно являютсячьимито доходами, т. е. у вооруженных конфликтов всегда есть весьма заинтересованные в их возникновении и развитии бенефициары. Например, известен такой факт: к концу периода ведения боевых действий с Ираном у Ирака, имевшего значительные нефтяные доходы от экспорта, несмотря на это, образовался государственный долг в размере около 80 млрд долл. Причина его появления – потери и затраты, вызванные войной.
В качестве выгодоприобретателей по этому долгу выступали банки развитых стран .
В это связи мы солидарны с мнением С. Попова: «Будучи прагматиками и реалистами, руководители многих государств подчинили политическую, идеологическую и другие стороны международной деятельности единственной цели – экономическому благополучию и процветанию нации... достаточно обратиться к «Стратегии национальной безопасности США в следующем столетии», опубликованной в 1999 г. В соответствии с этим документом экономические факторы, в частности благополучие нации, относятся к категории жизненно важных интересов, ради достижения которых правительство готово использовать все имеющиеся возможности, включаявооруженные силы. Причем этот фактор во многом зависит от внешнеторговых операций, в первую очередь от экспорта американской продукции. “В мире, где 95% потребителей проживает за пределами Соединенных Штатов, мы должны расширять нашу внешнюю торговлю для обеспечения экономического роста внутри страны”, – говорится в документе».
Четкая количественная взаимосвязь экономических интересов и военной активности отмечается в исследовании британских специалистов из университетов Портсмута, Уорика и Эссекса, результаты которого опубликованы в Journal of ConflictResolution (нами цитируется по материалам журнала «Эксперт»). Они доказывают, что между количеством иностранных интервенций и ценой на нефть существует прямая связь. По их оценкам, вероятность иностранного вмешательства в гражданскую войну возрастает примерно в 100 раз, если страна, в которой происходит эта война, обладает запасами нефти. В исследовании были проанализированы 69 гражданских войн, произошедших в период с 1945го по 1999 г. Выяснилось, что на долю гражданских войн приходится около 90% всех вооруженных конфликтов после Второй мировой войны.
В две трети из проанализированных войн вмешивались внешние силы, и в подавляющем большинстве случаев это происходило в странах с месторождениями нефти. Конечно, этим фактам можно дать и другую оценку, скажем так –«фаталистическую». Например, иракский исследователь (как известно, современный Ирак находится под серьезным влиянием США) А. Х. Салх утверждает: «Большая часть нефти в мире находится в регионах, которые исторически были склонны подвергаться политическим потрясениям либо имели сложности с добычей нефти изза внутренних политических событий». На наш взгляд, это мнение выражает субъективистский подход, в рамках которого причина и следствие, в угоду конъюнктурным соображениям, поменяны местами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баликоев, В. З. Общая экономическая теория: учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 528 с.
2. Богатырева, М. В. Основы экономики: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
3. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.
4. Бродский, Б. Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: курс лекций / Б. Е. Бродский. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019. – 336 с.
5. Васильев, В. П. Экономика: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 316 с.
6. Викулина, Т. Д. Экономическая теория: учебное пособие / Т. Д. Викулина. – 2-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 209 с.
7. Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1: учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 300 с.
8. Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 432 с.
9. Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 415 с.
10. Дерен, В. И. Экономическая теория и экономическая политика. Практикум: учебное пособие для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 286 с.
11. Корниенко, О. В. Все, что вы хотели узнать об экономике, но боялись спросить. Экономическая теория в реальных вопросах и ответах студентов и преподавателя: учебное пособие / О. В. Корниенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 301 с.
12. Коршунов, В. В. Экономическая теория (для не-экономистов): учебник для вузов / В. В. Коршунов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 237 с.
13. Макроэкономика: пособие для семинарских занятий / под ред. Р.М. Нуреева. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. – 384 с.
14. Макроэкономика: учебник / под ред. Л.Г. Чередниченко, А.З. Селезнева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 385 с.
15. Основы экономической теории: учебник для среднего профессионального образования / Е. Н. Лобачева [и др.]; под редакцией Е. Н. Лобачевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 539 с.
16. Поликарпова, Т. И. Экономическая теория: учебник и практикум для вузов / Т. И. Поликарпова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 254 с.
17. Руднев, В. Д. Политическая экономия (экономическая теория): учебник для бакалавров / В. Д. Руднев. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 704 с.
18. Сухарев, О. С. Экономическая теория. Современные проблемы: учебник для вузов / О. С. Сухарев. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 215 с.
19. Экономика: учебник и практикум для вузов / В. М. Пищулов [и др.]; под общей редакцией В. М. Пищулова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 179 с.
20. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под общ.ред. д-ра экон. наук, проф., засл. деят. науки РФ Г.П. Журавлевой. – 5-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 864 с.
21. Экономическая теория: учебник для бакалавров / под общ. ред. А. А. Кочеткова. – 6-е изд, стер. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 696 с.
22. Экономическая теория: учебник и практикум для вузов / Г. Е. Алпатов [и др.]; под редакцией Г. Е. Алпатова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
23. http://minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов.