Фрагмент для ознакомления
2
очередь является законность нахождения осужденных и заключенных в исправительных учреждениях. Не менее важное место отрасли прокурорского надзора занимает реальная защита и обеспечение прав и законных интересов осужденных, которые в силу изоляции от общества остаются наименее защищенными.
К вопросам, которые наиболее интересуют осужденных к лишению свободы лиц, а также их родственников являются обращения:
– о переводах в исправительные колонии ближе к месту жительства;
– о переводах в другие исправительные учреждения в целях личной безопасности;
– по вопросам медицинского обслуживания в исправительных колониях и следственных изоляторах, освобождения по состоянию здоровья;
– об условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы.
С каждым разом продолжает увеличиваться количество обращений от осужденных и их родственников на неправомерные действия со стороны сотрудников исправительных учреждений.
Жалобы на нарушение законности сотрудниками УИС поступают, в том числе:
– на злоупотребление служебным положением руководителями УИС;
– незаконное применение специальных и иных средств по отношению к осужденным, рукоприкладство;
– незаконное водворение в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ.
Для посещения исправительных учреждений, опроса осужденных, ознакомления с документами, на основании которых они были осуждены и отбывают наказание, прокурору не требуется никакого специального разрешения .
Проверку прокурор начинает с предварительной беседы с начальником учреждения, исполняющего наказания и поручения ему подготовить необходимые документы и сведения. Опрашивая осужденных, прокурор выясняет: соблюдаются ли их права и законные интересы и выполняются ли ими обязанности; предоставляются ли им прогулки, свидания, право на телефонные разговоры и т. д.
Во время обхода прокурор записывает тех, кто желает прийти к нему на личный прием. Жалобы, предложения и заявления, которые поступили от осужденных, прокурор обязан рассмотреть в установленные законом сроки, далее принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим. Обращения, которые несут наиболее серьезный характер, проверяются с выездом на место. Большим плюсом для осужденных является то, что в отличие от адвокатов, которые платно оказывают осужденным юридическую помощь, прокурор осуществляет свою помощь бесплатно .
Основанием для проведения проверки прокурором в учреждениях уголовно-исполнительной системы может быть не только личная жалоба осужденного, но и сам факт нарушения, указанный в средствах массовой информации
Таким образом, в настоящее время, несмотря на существование как юрисдикционных, так и неюрисдикционных форм и способов защиты прав осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы, обращение в прокуратуру остается наиболее востребованным и довольно эффективным средством защиты. Посредством использования данной формы защиты прав осужденных одновременно осуществляется не только защита их нарушенных субъективных прав, но и также им предоставляется доступная и квалифицированная юридическая помощь и осуществляется надзор за законностью деятельности органов и учреждений, уголовно-исполнительной системы.
Вместе с тем, правозащитная деятельность может осуществляться и негосударственными (общественными) организациями. Наиболее известными из них, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека, являются Московская хельсинская группа, Центр содействия реформе уголовного правосудия, общероссийское общественное движение «За права человека» и другие. Кроме этого, за юридической помощью по защите своих прав и свобод граждане (в том числе и осужденные) могут обратиться и в иные государственные и негосударственные органы – нотариат, адвокатуру, частные детективные и охранные службы и т.п. Таким образом, конституционный принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина выражается с одной стороны, в государственном гарантировании каждому такой защиты, а с другой – в предоставлении свободной возможности каждому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Одним из важнейших средств реализации конституционных норм о приоритете ценности человека, его прав и свобод, а также об обязанности государства их соблюдать и защищать, является судебная защита этих прав (ч.1 ст. 46 Конституции РФ). Данное право не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в суд, а с другой – обязанность суда рассмотреть жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
В ст. 20 УИК РФ закреплена специальная норма, регламентирующая контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, что существенно расширяет правовые возможности защиты прав и свобод осужденных. До внесения изменений в ч. 2 данной статьи Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ1 осужденные могли обжаловать в суде действия администрации ИУ только в случаях, предусмотренных законодательством России.
В настоящее время осужденные вправе обжаловать в суде любые действия (бездействие) администрации учреждений и органов УИС. Например, направление для отбывания наказания не по месту жительства или осуждения, об отказе в применении акта амнистии и т.п. В суде также могут быть обжалованы любые решения администрации ИУ, которые нарушают права и свободы осужденных, препятствуют реализации ими своих прав и законных интересов либо незаконно возлагают на них какую-либо обязанность .
Возможность обращения в суд не лишает осужденного права обратиться с жалобами на незаконные действия администрации ИУ в вышестоящие органы УИС, в прокуратуру, к Уполномоченным и любые другие государственные органы и общественные и организации, в том числе и международные.
Суд контролирует исполнение наказаний, а также направление осужденных в ИУ, начало исполнения наказания (ч. 3 ст. 20 УИК РФ), решение вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью (ч. 1 ст. 20 УИК РФ). При исполнении наказания в виде лишения свободы суд может изменить вид ИУ (ст. 78 УИК РФ), а также применить, продлить или отменить принудительные меры медицинского характера.
Кроме того, при исполнении приговора суд рассматривает вопросы, связанные с возмещением вреда реабилитированному, восстановлением его трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав в соответствии с главой 18 УПК РФ (ст. 397 УПК РФ ). В этой связи важно отметить то, что впервые в законе закреплено право осужденного на реабилитацию, включающее в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах (ч. 1 ст. 133 УПК РФ).
Суд является уникальным органом, в котором возможно обжаловать действия и решения всех субъектов правоотношений, в том числе и его собственные и тем самым добиться устранения практически любых нарушений и восстановить свои права.
Все судебные решения, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению всеми без исключения органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами, а также физическими и юридическими лицами на всей территории России. Помимо административной предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение решений суда (ст. 315 УК РФ ). Это означает, что обязательности исполнения решений суда законодатель придает наибольшее значение.
Осужденный вправе обратиться непосредственно или через своего законного представителя с жалобой в суд, если считает, что неправомерными коллегиальными и единоличными решениями или действиями (бездействием) государственных органов и должностных лиц нарушены его права и свободы. К таким действиям закон относит также действия, в результате которых были созданы препятствия в осуществлении прав. Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действии (решений), бремя доказывания законности решений возлагается на соответствующие органы и должностных лиц.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами», Вып. XII, - М., 1956, с. 14 – 47.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998.
3. Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными (Приняты в г. Женеве 30.08.1955) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 290 - 311.
4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Заключена 10.12.1984) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIII.- М., 1989. С. 115 - 125.
5. Рекомендация № Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы Европейские пенитенциарные правила (Принята 11.01.2006 на 952-ом заседании представителей министров) // СПС «КонсультиантПлюс».
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
8. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. № 2. Ст. 198.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
10. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.
11. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. № 51. Ст. 5712.
Научные статьи
12. Банаев В.И. Взаимодействие прокуратуры с уголовно-исполнительной системой в вопросах обеспечения прав осужденных в местах лишения свободы // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. 2017. С. 4-6.
13. Дашин А.В. Взаимодействие международных и национальных стандартов защиты прав осужденных в российской федерации: проблемы соотношения и реализации // Юридическая наука и практика Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России / главный редактор А.А. Вотинов. Самара, 2015. С. 315-317.
14. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год // Российская газета. 2017. 7 декабря.
15. Защита прав осужденных: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов межвуз. науч.-практ. семинара / Федер. служба исполн. наказаний, Вологод. ин-т права и экономики; под общ. ред. М.М. Попович. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017. 146 с.
16. Мнацаканян Э.Г. Проблемы реализации и обеспечение личных прав осужденных к лишению свободы // Государство и право в XXI веке. 2015. № 1. С. 49-53.
17. Мхитарян Т. Г. Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 3766-3770.
18. Пузин Д.Ф. Правовое положение осужденных к лишению свободы и проблемы его совершенствования // Міжнародний науковий журнал Інтернаука. 2017. № 9. С. 56-59.
19. Третьяков В.И., Стрилец О.В. Роль международно-правовых актов в обеспечении прав и законных интересов осужденных // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 4 (39). С. 74-78.
20. Ускова Т.В. К вопросу о защите гражданских прав осужденных уполномоченным по правам человека (омбудсменом) // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 2. № 61. С. 325-330.
21. Ускова Т.В. Способы защиты прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Реализация и защита прав осужденных (гражданско-правовой аспект) сборник материалов межвузовского научно-практического семинара. 2016. С. 133-139.
22. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы / официальный сайт ФСИН России. - Режим доступа: http://фсин. рф (дата обращения: 07.02.2018).