Фрагмент для ознакомления
2
Время триумфальных и погребальных церемоний, во время выборов высших должностных и античная культура – это духовный опыт всего человеческого общества, который дал общекультурные ценности для формирования культур многих стран.
Значение слова «античность» произошло от латинского Antiguus – «древний», термин был принят в начале XVIII века во французском языке (фр. antiquité). Античностью считается период греко-римской древности. Это относится к периоду развития Древней Греции, Древнего Рима и территорий, которые находились под влиянием культуры этих государств. Рамки хронологии захватывают период с XI – IX вв. до нашей эры и до V века нашей эры, что относится к возникновению античного общества до падения Римской империи. Мышление у человечества на тот момент укладывалось в мифологическое, а культура начала развиваться благодаря возникновению письменности и наук естествознания.
Во всех странах мира не раз будут возвращаться к античному театру, потому что именно он дал начало многим театральным жанрам: трагедии, драме, комедии, сатире. В Древней Греции античный театр представлял собой массовые зрелища, которые носили состязательный и конкурентный характер. В Риме театр был не настолько развит, а его постановкам служили переводы и постановки греческих пьес. Зрелищные представления проводились в зданиях, предназначенных для подобных постановок.
Целью данной работы является ознакомление с представлениями об истории возникновении античного театра, ознакомление с первыми театральными постановками и актерами.
Для достижения поставленной цели мы выдвинули следующие задачи:
1) ознакомиться с историей зарождения первого театра;
2) ознакомиться с моделями первоначальных театрализованных постановок
3) проанализировать архитектуру античных театров Древней Греции и Рима;
4) сформировать представление об актерах первых театров;
5) проанализировать воплощение принципов античного театра в театральном искусстве последующих эпох.
ГЛАВА 1 История возникновения театра
1.1 Греческий античный театр. Шествия, прообразы первых театрализованных представлений.
В начале работы рассмотрим само понятие античного театра. Античный театр-театральное искусство, относящееся к истории эпохе эллинизма древней Греции, древнего Рима и некоторых стран Ближнего Востока. В древнем мире многие обряды, такие как охота, рыбалка, проводы зимы и встреча весны сопровождались песнями и плясками, т.е. уже тогда наблюдались задатки будущего театрального действия. На первый взгляд, это выглядело достаточно примитивно. Сначала такие праздники были посвящены Дионису. Дионис в древнегреческой мифологии-бог земледелия,а также античного театра. Театрализованные действия длились несколько дней и представляли собой торжественные шествия. После шествий устраивались, так называемые состязания между драматургами, поэтами, певцами. Для этого строили специальные сооружения, где проводились мероприятия. Так как театр занимал особое место в общественной и культурной жизни населения, дни, в которые проводилось празднование, объявлялись нерабочими. В те времена, когда правил Перикл, в столице даже выдавались деньги тем, кто не имел материальной возможности для посещения праздников.
Вакхом называли Диониса, сына Зевса и фиванской царевны Симелы. Он был богом виноградарства и виноделия, умирающей и возрождающейся природы, занимал одно из важнейших мест в пантеоне античных богов. Его даже приравнивали к таким египетским богам как Осирис, Серапис и Амон, римским Либером, древнеиранским Митрой и Адонисом.
Все то, что было связано с Дионисом, воспроизводилось в живом действии. Богатым материалом для этого являлись сказания и мифы, связанные с ним. 534 год до н.э. считается год включения культа Диониса в религию государства, и все празднества в эти годы стали проводиться ежегодно. Именно в 534 году до н.э. выступил Феспид, который является первым из драматургов, который нам известен. Великие Дионисии праздновались в течение 3 дней. Это было в начале марта в связи с приходом весны. На праздниках можно было увидеть постановку трагедий и драм. Это был главный праздник весны.
На этом празднике, когда природа просыпалась после зимы, разыгрывали возвращение Диониса с Востока, куда он был отправлен на воспитание. В основном ставились сатиры и силены. Их изображали в козлиных шкурах с конскими хвостами. Козел был обязательным персонажем в мифологии Диониса. Песнь козлов («трагос» и «оде») переводится на греческий язык, как, трагедия. Слово комедия образовано от слов «космос» и «оде» - эта песня о путешествии бражников (бражники-гуляки, пьяницы). В трагедии использовались не только сюжеты, которые были связаны с Дионисом, но и сюжеты из циклов троянского и фиванского. Вместо хора сатиров появился хор людей, появился новый жанр представления – сатира. Создателем был поэт Пратин, 6-5 вв. до н.э. Таким образом, в древнегреческом театре появились три жанра: трагедия, комедия, сатирическая драма. Сатирическая драма была заключением трагедии-театрологии.
В январе праздновались - Ленеи, это праздник в честь бога Диониса, тогда ставились комедии, и в декабре - праздновались Дионисии малые, праздник, когда пробовали новое вино. В это время показывали представления, которые были показаны весной.
Когда начинались Великие Дионисии, то торжественно выносили статую бога Диониса из храма, который посвящался ему, сопровождалось это праздничной процессией вакханок - (почитательницы бога Диониса), сатиров-(мифологические существа), менад (спутницы Диониса), в рощу Академа, где расположена была школа философа Платона. Шествие сопровождалось плясками, песнями, распевали дифирамбы и фаллические песни, тем самым прося богов, чтобы земля принесла в этом году плодотворный урожай.
Считают, что от дифирамбов (похвала, гимн) берет начало древнегреческая трагедия (распространена с 6 в. до н.э.), от фаллических песен – комедия (известна с 5 в в. до н.э.). На второй день шествие вело путь по улице Треножников к корпусу театра у холма Акрополя.
1.2 Особенности устройства античных театров Греции, актеры и участники представлений
Акрополь – это верхняя укрепленная часть города, где, как правило, и располагался театр. До нашего времени сохранились древнейшие памятники таких театров в Афинах, в Помпеях, в Иордании в Аммане. Самый крупный театр 350–330 вв. до н.э сохранился до наших времен в Эпидавре на Пелопонессе.
Театр состоял из трех частей. Первая часть в середине – это орхестра с алтарем Диониса, вторая – театрон, который представлял наклонную поверхность для зрительских мест, третья – это места, где располагались жрецы, важные должностные представители государства и уважаемые люди города.
Скена находилась рядом с орхестрой и представляла собой пристройку, где переодевались актеры, хранились костюмы, обувь, головные уборы. Это была своего рода костюмерная. Как правило, сцена располагалась напротив театрона. Одна из ее сторон служила декорацией и была обращена к зрителям с изображением здания и боковыми выходами к орхестре. Происходящее за сценой показывали с помощью эккилемы - машины, которая выдвигалась из-за здания скены. Декорации представляли собой разрисованные доски. Позднее появились пристройки, которые были соединены мостом с орхестрой. Крыши у античного театра не было, все представления проводились под открытым небом. Слышимость была плохая из-за такого устройства театра, поэтому на актерскую работу брали людей с звучным голосом, хотя в некоторых театрах применялись своеобразные устройства, усиливающие звук. Оборудование в те годы в театре было простое: появление богов и актеров из-под земли обеспечивали подъемные механизмы.