Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные средства массовой информации отличаются большой степенью воздействия на свою аудиторию. Тексты, выдержанные в публицистическом стиле, влияют на нас через газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты. При этом важнейшая и первостепенная роль средств массовой информации (СМИ), - информирование. Следовательно любое общественно-политическое издание должно опираться на информацию из определенных источников с целью формирования контента СМИ. В зависимости от правовой и территориальной принадлежности, жанровой направленности издания и т.д. источники формирования контента могу различаться, а следовательно данная тема представляет для изучения интерес и работа, цель которой – анализ ньюсмейкеров, прямых и косвенных источников информации в формировании контента общественно-политической газеты (на примере северо-западного филиала "Российской газеты"), является актуальной.
Для достижения поставленной цели в исследовании были сформулированы следующие задачи:
- определить особенности общественно-политических изданий;
- дать характеристику источникам информации газетной публицистики;
- охарактеризовать издание "Российская газета"
- привести анализ источников формирования контента издания северо-Западного филиала "Российской газеты".
Материалами исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей феномена средств массовой информации: А.Г. Пастухова, Т. П. Каминской, McQuail, D.и др., специфики печатных и онлайн изданий: J. R. Bittner, В. Гатова, И. Д. Фомичевой, Е. В. Какориной и др., исследователей общественно-политической прессы: .Н. Засурского , С.Г. Корконосенко , С. Л. Страшнова , С.М. Гуревича , А.А. Грабельникова и др., особенностей региональных средств массовой информации В. А. Евдокимова, Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшиной, М. Эйсмонт, Л. Н. Кислой и др., а также, стилистических и жанровых особенностей газет и газетных заголовков К. В. Прохоровой, Л. В. Терентьевой, А. П. Бессонова и др.
Источниками исследования послужили материалы издания северо-Западного филиала "Российской газеты".
Методами исследования послужил метод анализа и обработки информации.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в теории изучения формирования контента общественно-политических изданий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов при анализе прямых и косвенных путей формирования контента.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Специфика источников информации общественно-политических изданий
1.1 Особенности общественно-политических изданий
Группа изданий, к которой относятся газеты «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец» - это общественно-политическая пресса. Общее определение общественно-политической прессы можно дать, опираясь на работы Я.Н. Засурского , С.Г. Корконосенко , С.Л. Страшнова , С.М. Гуревича , А.А. Грабельникова , из которых следует, что издания общественно-политической прессы - это не специализированные издания, а. универсальные, то есть — для всех обо всем Подобное определение дает полного представления о данном виде изданий, о типоформирующих чертах и характеристиках, согласно которым можно было бы отнести ту или иную газету к общественно-политической прессе.
В разделе 3.2.5 «Виды периодических и продолжающихся изданий» ГОСТа 7.60–2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды», даются следующие определения: «газета – это периодическое газетное издание, выходящее через непродолжительные интервалы времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу» ; «общеполитическая газета – это газета, систематически освещающая вопросы внутренней и внешней политики страны, а также международную жизнь» .
На рисунке 1. Приведена обобщенная классификация СМИ, исходя из различных классификационных признаков.
Рисунок 1 Обобщенная классификация СМИ
Согласно примечанию к пункту 3.2.5.1.1 данного стандарта общеполитические газеты различают по месту распространения и выпуска: международные, общероссийские, республиканские, в том числе автономных областей, краевые, областные, городские, районные, низовые газеты. В то время как в научной литературе при характеристике общественно-политических (универсально-тематических, универсальных) газет, рассматриваются издания, имеющие общероссийский ареал распространения.
Средства массовой информации в зависимости от территории их обслуживания, можно рассматривать в соответствии с приведенной на рисунке 2. классификацией.
Рисунок 2 Классификация СМИ в зависимости от территории их локализации.
При этом, как отмечалось ранее, совокупность СМИ классифицируется по данному признаку вертикально, согласно тому, каково административно-территориальное устройство конкретного государства, причём основным показателем является территория, обслуживаемая конкретным СМИ, а не место его выхода в свет. Такой территорией может быть, например, федерация или отдельный регион.
Говоря о тематике и наполнении выпусков общероссийских газет в регионах, следует, прежде всего, отметить, что средства массовой информации выполняют ряд определенных функций, а именно: информационные, интерпретирующие, поучительные, связывающие и отвлекающие функции .
Рассмотрим их подробнее.
Информационная функция. Нам нужна информация, чтобы удовлетворить любопытство, уменьшить неопределенность и лучше понять, как мы вписываемся в этот мир. Количество и доступность информации сейчас огромны по сравнению с тем, что было сорок лет назад, когда несколько телевизионных сетей, местных радиостанций и газет соревновались, чтобы держать нас в курсе. Насыщенность СМИ привела к усилению конкуренции за предоставление информации, что создает возможность для новостных агентств, например, сообщать информацию преждевременно, неточно или частично.
Функция интерпретации. СМИ интерпретируют сообщения более или менее явно и этично. Редакционные статьи в газетах долгое время были явной интерпретацией текущих событий, и теперь деятели кабельного телевидения и радио предлагают социальные, культурные и политические комментарии, полные субъективных интерпретаций. Хотя некоторые из них действуют в этических серых зонах, потому что используют форматы, которые заставляют их казаться традиционными новостными программами, большинство из них открыто заявляют о своих мотивах.
Поучительная функция. Некоторые средства массовой информации существуют для распространения знаний путем обучения, а не просто передачи информации. Основные новостные сети, такие как CNN и BBC, в основном выполняют информационную функцию, в то время как кабельные новостные сети, такие как Fox News и MSNBC, выполняют сочетание информационных функций и функций интерпретации. Углубленное освещение на Национальном общественном радио и Службе общественного вещания, а также более драматизированный, но все же образовательный контент на каналах History, National Geographic и Discovery выполняют более поучительные функции.
Связывающая функция. Средства массовой информации могут сближать людей, что служит связующей функцией. Например, люди, разделяющие общие ценности и интересы, могут собираться на онлайн-форумах, а массы людей могут собираться вместе, наблюдая за освещением трагических событий, таких как 11 сентября в США .
Функция отвлечения. Все мы используем средства массовой информации, чтобы отвлечься от повседневной жизни, отвлечь нас от предстоящего экзамена или помочь расслабиться. Когда мы отвлекаемся, развлекаемся или расслабляемся, средства массовой информации выполняют функцию отвлечения.
В дополнение к функциям, описанным выше, средства массовой информации также выполняют функцию контроля, что означает, что они влияют или контролируют информацию, которая передается их аудитории. Эта функция десятилетиями анализировалась и обсуждалась исследователями массовых коммуникаций. В целом средства массовой информации выполняют четыре функции контроля: ретрансляцию, ограничение, расширение и переосмысление . Что касается ретрансляции, средства массовой информации требуют, чтобы какая-то третья сторона передавала сообщение от одного человека другому. В то время как межличностное общение требует только некоторого канала или сенсорного маршрута, сообщения средств массовой информации должны передаться «из рук в руки» по дополнительному каналу для получения. Например, обложка Sports Illustrated, которую вы читаете на SI.com, прошла через несколько человеческих «рук», включая писателя, редактора, издателя, фотографа и веб-мастера, а также через одни «руки» СМИ - Интернет.
Кроме того, нам требуется нечто большее, чем классические сенсорные способности для того, чтобы получать сообщения СМИ. Хотя слух и / или зрение, как правило, все, что нужно, чтобы понять, что говорит кто-то, стоящий перед вами, вам понадобится компьютер, смартфон или планшет, чтобы узнать эту историю на SI.com. Таким образом, ретрансляция относится к функции контроля передачи сообщения, для которой обычно требуются технологии и оборудование, которые СМИ контролируют и к которым имеет доступ, но мы этого не делаем. Хотя мы передаем сообщения в других формах общения, таких как межличностное общение, мы в первую очередь являемся получателями, но когда дело доходит до массовой коммуникации, это заставляет нас зависеть от «передатчика» для передачи сообщения.
Что касается функции ограничения, то средства массовой информации решают, следует ли передавать что-либо в медиа-канал, чтобы это могло быть ретранслировано. Поскольку большая часть коммерческого медиа-пространства сильно ограничена и дорогостояща, то почти каждое полученное нами сообщение редактируется, что по своей сути представляет собой ограничение. Ограниченное сообщение не обязательно означает, что сообщение теряет в качестве. Оно ограничено за счет необходимого редактирования. Но ряд факторов, включая ограничения по времени, давление рекламодателей, цензуру или личную предвзятость, среди прочего, могут повлиять на выбор редактирования. Ограничение, основанное на предвзятости или собственной корысти, не обязательно плохо, если те, кто передают сообщение, не утверждают, что они объективны. Фактически, многие люди предпочитают взаимодействовать с сообщениями СМИ, которые были ограничены в соответствии с их личными взглядами или предпочтениями. Такое ограничение также позволяет нам лучше контролировать получаемые нами медиа-сообщения. Например, нишевые веб-сайты и кабельные каналы позволяют нам сузить и без того ограниченный контент, поэтому нам не нужно все просеивать самостоятельно.
СМИ могут также расширять сообщения. Например, блоггер может взять статью из более традиционного источника новостей и проверить ее или провести дополнительное исследование, взять интервью у дополнительных источников и опубликовать ее в своем блоге. В этом случае расширение помогает нам получить больше информации, чем в противном случае, поэтому мы можем быть лучше информированы. С другой стороны, поведение «передатчика», который расширяет сообщение, фальсифицируя доказательства или выдумывая детали, чтобы казаться более достоверными или ввести в заблуждение других, расценивается как неэтичное.
Наконец, СМИ переосмысливают уже имеющиеся сообщения. Пере интерпретация полезна, когда сообщение переводится из чего-то слишком сложного или, например, иностранного, во что-то более для нас понятное.
При выполнении каждой из перечисленных функций СМИ могут выполнять или не выполнять свою роль «четвертой власти» в современном обществе.
Кроме того, современным средствам массовой информации присуща высокая технологичность, поэтому современные массовые издания относится, прежде всего, к Интернет–журналистике, являющейся новым явлением в журналистике. Интернет–журналистика быстро развивается, так как неразрывно связана с развитием технологий и самого интернета. Она дала новый импульс и массовому потреблению медиа продукции.