Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мотивация сложнейшая научная проблема и одновременно практическая задача, с которой сталкивается любой менеджер, при этом невозможно тиражирование зарубежных и отечественных подходов без тщательной адаптации к особенностям конкретной организации.
Актуальность проблемы мотивации персонала не оспаривается ни наукой, ни практикой, поскольку правильно разработанная система помогает не только повысить социальную, деловую и творческую активность сотрудников предприятия, но и привести к успешным результатам деятельности организации и повысить показатели работы предприятия в целом. Вместе с тем, вопрос о том, какие средства и методы воздействия на работников следует считать наиболее эффективными, является объектом обсуждения уже десятки лет в развитии науки и практики менеджмента, не говоря уже о том, что проблема эта имеет глубокие исторические корни.
Теоретической основой работы послужили работы следующих авторов: Хромовских Н.Т., Кулыгиной И.А, Иванцевич Д.М., Кибанова А.Я., Варданян И.С. Дряхлова Н., Космарской Т.Н., Кручинецкого С.М., Лукичева Л.И. и других.
Объект исследования - предприятие ООО «ТЭО».
Предмет исследования - проекта по повышению уровня мотивации и стимулирования персонала.
Цель работы – изучить управление мотивацией и стимулированием труда персонала организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и сущность мотивации;
представить характеристику деятельности организации;
провести анализ мотивации и стимулирования персонала в организации;
разработать проект по повышению уровня мотивации персонала ООО «ТЭО».
Методологической и теоретической основой исследования являются общенаучные методы познания и научные подходы к изучению объектов, явлений. В работе использовались системный, поведенческий, традиционный, инновационный и другие научные подходы исследования. Были использованы также методы и принципы предметно-логического, структурно-функционального анализа, экспертных оценок, методические подходы к изучению эффективности использования потенциала организаций.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы управления мотивацией и стимулированием труда персонала организации
1.1. Понятие и сущность мотивации и стимулирования
Рассмотрим содержание понятия «мотивация» с позиции отечественных исследователей.
Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины».
По мнению Уткина Э.А., «мотивация — это состояние личности, определяющее уровень активности и направленности действий человека в определенной ситуации».
Зайцев Г.Г. дает следующее определение понятию мотивации: «мотивация — это побуждение к интенсивной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить конкретные потребности».
Понятие «стимулирование» происходит от слова «стимул».
Александров Г.А. пишет, что это целенаправленное или нецелевое воздействие на человека или группу людей с целью поддержания определенных характеристик их трудового поведения, прежде всего мер трудовой активности.
Представляет интерес подход к определению мотивации как процесса, российского исследователя Сергеева А.М., который считает, что «мотивация — это процесс, обусловленный необходимостью, которая создает побуждение к действию или активности».
В представленных определениях мотив характеризуется двумя составными элементами: деятельность и направленность.
Таким образом, проведя анализ подходов отечественных и зарубежных ученых к определению научного понятия «мотивация», можно сделать вывод, что все определения мотивации, так или иначе, сходны в одном: под мотивацией понимаются функциональные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны — побуждение, навязанное извне, а с другой стороны — самопобуждение [21, с. 32].
Системный подход к мотивации персонала включает в себя регулярную перестройку работы и обогащение ее содержания. Общий принцип заключается в том, чтобы обеспечить заинтересованность работника в эффективном выполнении заданий и оптимизировать деятельность в контексте повышения конкурентных преимуществ компании. Данный элемент мотивации основан на неденежных стимулах и действует преимущественно в отношении персонала, ориентированного на цель, или результат.
Итак, системный подход к мотивации персонала предполагает учет особенностей мотивации работников на личностном, групповом и организационном уровнях.
Внедрение системного подхода к мотивации персонала позволит оптимизировать управление человеческими ресурсами, что, несомненно, увеличит конкурентные преимущества компании.
Мотивация позволяет обеспечить процесс сопряжения целей компании и целей работника для максимально полного удовлетворения потребностей обоих сторон, посредством побуждения себя и/или других к результативной деятельности для достижения единой цели. Персонал фирмы должен четко выполнять работу в соответствии с делегированными ему полномочиями, сооб¬разуясь с принятыми ранее управленческими решениями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. – М.: Синергия, 2019. – 192 c.
2. Александров, Г.А. Оплата труда на предприятии: теория, практика: учебно-практическое пособие / Г.А. Александров. – М.: БЕК, 2019. – 544 с.
3. Бабынина, Л. Компенсационная политика: от неопределенности к системе / Л. Бабынина // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2020. – № 7. – С.11-14.
4. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 239 с.
5. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов / Т.Ю. Базаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 239 с.
6. Балашов, Ю.К. Оценка персонала – основа кадровой политики зарубежных фирм / Ю.К. Балашов // Кадры организации. – 2020. – № 9. – С.21-28.
7. Бариленко, В.И. Анализ фонда оплаты труда: учебное пособие / В.И. Бариленко. – М.: КНОРУС, 2019. – 416 с.
8. Варданян, И. Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала / И. Варданян // Кадровик.ру. – 2020. – № 3. – С.21-26.
9. Васькив, А.А. Мотивация персонала / А.А. Васькив // Делопроизводство и кадры. – 2019. – № 3. – С.19-23.
10. Вахрушина, М.А. Оплата труда на предприятии: учебник / М.А. Вахрушина. – М.: Вузовский учебник, 2020. – 368 с.
11. Веснин, В.Р. Управление персоналом / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2019. – 688 с.
12. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: учебное пособие / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2019. – 96 c.
13. Ветеримова, И.И. Политика оплаты за труд: учебник / И.И. Ветеримова. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 192 с.
14. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский. – М.: Гардарики, 2019. – 420 с.
15. Жарыгласов, Б.Т. Управление зарплатой: учебник / Б.Т. Жарыгласов. – М.: КНОРУС, 2019. – 312 c.
16. Жегин, П.А. Материальная мотивация персонала / П.А. Жегин // Руководитель бюджетной организации. – 2020. – № 3. – С.17-21.
17. Жуков, А.Л. Аудит системы стимулирования труда и мотивации персонала / А.Л. Жуков // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2020. – № 11. – С.25-27.
18. Жуков, А.Л. Сущность стимулирования труда и мотивации персонала, цель и задачи их аудита / А.Л. Жуков // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2020. – № 4. – С.9-11.
19. Каштанова, Е.В. Управление персоналом: теория и практика / Е.В. Каштанова. – М.: Проспект, 2019. – 64 с.
20. Кибанов, А. Мотивация и стимулирование персонала: взаимосвязь понятий / А. Кибанов // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2020. – № 8. – С.34-37.
21. Кибанов, А.Я. Оценка и отбор сотрудников при найме и аттестации, высвобождение сотрудников: учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов. – М.: Проспект, 2019. – С. 32-35.