Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Глобализационные процессы в мировой финансовой системе, которые с развитием информационных технологий в последние годы набирают новые обороты развития, способствуют развитию процессов легализации средств, полученных незаконным путем. Средства и инструменты, которые направлены на упрощение движения капитала между странами, используются злоумышленниками для сокрытия источника происхождения средств. Сложно определить или сделка была заключена реальная или фиктивная, если объект продажи находился в одной стране, затем был перепроданий во второй перемещен в третью и только в четвертой стране правоохранители поинтересовались его происхождением. Одновременно с трансформацией методов легализации средств, полученных незаконным путем изменения и меры противодействия им. На разном этапе своего развития мерах противодействия легализации чт них доходов, начиная от действий местных правоохранительные органы, постепенно распространялись на национальные уровни, после чего приобрели системный международного характера.
Объект работы – методика анализа и оценки мероприятий по противодействию легализации криминальных доходов.
Предмет – анализ и совершенствование мероприятий по противодействию легализации криминальных доходов.
Цель работы анализ и разраьботка направлений совершенствования мероприятий по противодействию легализации криминальных доходов.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты противодействия легализации доходов полученных преступным путем,
– провести анализ организации и деятельности системы противодействия легализации преступных доходов в РФ,
– определить направления совершенствования национальной системы противодействия легализации незаконных доходов в РФ.
Развитие системы противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем в той или иной степени рассматривали ряд отечественных и зарубежных ученых. Так, особенности функционирования, управления и обеспечения национальной системы противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем рассматривали Баштанник В. В., Терханов Ф. И., Бойко А. А., Леонов С. В., Боженко В. В. и Кирильева А. В.
Зарубежный опыт организации и развития сис темы противодействия легализации криминальных доходов рассматривал Москаленко н.в. на примере Соединенных Штатов Америки. И. М. Копица и О. В. Смагло провели сравнительный анализ системы противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем в странах: США, Великобритании, Франции, Германией ни, Италии, Испании, Канаде, Австрии, России и Польши. Баранов Р. А. рассматривал мировую инфраструктуру внедрения политики противодействия легализации дохо Дов, полученных незаконным путем.
Методы, использованные при написании работы – синтез, анализ, наблюдение.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
1.1.Определение, сущность и основные модели «отмывания» доходов
Под легализацией (легализацией) понимается официальное признание государством или придание чему-либо юридической силы. Следует отметить, что она часто сопровождается декриминализацией некоторых действий.
Наибольший интерес представляет легализация преступных доходов. Он подразумевает отмывание денег для их последующего использования в совершенно законных целях. Легализацией доходов пользуются только юридические лица, которые занимаются незаконной деятельностью или покрывают часть своих доходов от государства. Но не все получается так легко, как хочется. Противодействие легализации достаточно большое, есть много инстанций и органов для борьбы с мошенниками. Они собирают и анализируют интересующую информацию.
Это выражение появилось в 1920-х годах в США: считается, что американская мафия в то время открывала прачечные для легализации незаконных доходов. Достоверных доказательств этому нет, но этот термин широко используется.
Рисунок 1 – Основные цели легализации преступных доходов
Основные направления, на которые используются доходы, полученные преступным путем, представлены на рисунке 2
Рисунок 2 – Направление использования преступных доходов
В российском законодательстве термины "легализация" и "отмывание денег", полученных преступным путем, используются как синонимы. В уголовном праве некоторые ученые считают, что совместное использование этих терминов разрешено, поскольку термин "легализация" имеет юридическое содержание, а "отмывание денег" является синонимом международно-правовых терминов, но большинство авторов выступают за исключение термина "легализация" для соответствия международным стандартам и характеру преступления. концепция.
Существует довольно много различных возможностей, которые позволяют отбелить свой заработок. Рассмотреть их все не представляется возможным из-за огромной изобретательности и находчивости, которые проявляют преступники. Но все же в рамках этой статьи будет рассмотрено несколько схем:
– Работа с оффшорными компаниями. Эта акция пользуется большой популярностью у представителей крупного бизнеса. Его механизм заключается в том, что государства и страны-оффшоры имеют налоговые соглашения. Они предписывают, что деньги, которые относятся к той или иной стороне соглашения (благодаря фирме, которая работает на территории обеих стран), могут облагаться налогом только один раз. И все делается, конечно, там, где процентная ставка ниже. Но это скорее уклонение от уплаты налогов. Собственно, как насчет процесса легализации? Когда деньги незаконно выводятся из страны и зачисляются на счет компании, зарегистрированной в оффшоре, в дальнейшем возвращать каким-то образом первоначальному владельцу – это отмывание денег.
– Работа с недвижимостью с привлечением манекенов. Эта схема предусматривает, что фронтмены (как правило, граждане другого государства) покупают недвижимость. Затем они отдают его преступникам, которые быстро продают его и получают чистые и легальные деньги, фактически полученные уже законным путем.
– Работа с подставными компаниями. Такая схема предусматривает создание за один день поддельных компаний, которые исчезают сразу после выполнения своих задач.
– Схемы с заработком на территории других стран. Обеспечьте выезд за границу и возврат с теми суммами денег, которые указаны как заработанные там. Доказательством служат поддельные документы о заработке и уплате налогов на территории другой страны.
Швейцарский ученый А.Цюнд предложил одну из первых моделей легализации доходов в своей научной статье. Автор сравнивает этот процесс с круговоротом воды в природе. Модель состоит из структурных компонентов, поэтому после завершения всего цикла "грязные деньги" очищаются, а затем вводятся в бизнес по легализации. Двухфазовая модель отмывания денег (рисунок 3) подразумевает в себе 2 стадии легализации грязного капитала:
Рисунок 3 − Двухфазовая модель отмывания денег
Как показано на рисунке 3, отмывание денег происходит на первом этапе. С помощью краткосрочных операций происходит обмен валюты на банкноты других номиналов или иностранную валюту. Второй этап предполагает введение доходов, ранее отмытых на первом этапе, в легальную экономику. Наиболее распространенной является трехфазная модель. В процессе легализации доходов используются следующие этапы: размещение, расслоение и интеграция. Схема данной модели наглядно представлена на рисунке 5.
Рисунок 4 − Трехфазовая модель отмывания доходов\
На этапе размещения "грязные" средства вводятся в различные финансовые учреждения. На этом этапе, особенно при размещении больших сумм средств, контролирующие органы легко обнаружить и поэтому они наиболее опасны для преступников. Второй этап в этой цепочке - это связка. На этом этапе с помощью сложной системы финансовых транзакций доходы от преступлений отделяются от их источников.
Из-за успешного размещения (первый этап) и из-за мошенничества, совершенного на втором этапе, правоохранительным органам трудно, а иногда и невозможно отследить незаконную деятельность. Последний этап - это интеграция. На данном этапе доходы от отмывания денег внедряются в легальную экономику. После размещения и расслоения преступник должен объяснить и создать видимость законного вида своего дохода. В результате эти доходы поступают в банковскую систему, где они сливаются с другими потоками капитала, что делает практически невозможным отследить законные средства от незаконных средств.
Четырехфазная модель показана на рисунке 5. Эксперты Организации Объединенных Наций используют этот метод структурированного процесса отмывания денег. Процесс легализации в этой модели тесно связан с кредитной организацией. Данная модель включает в себя:
− освобождение;
− распределение;
− маскировка;
− интеграция.
Первый этап включает в себя высвобождение наличных средств путем перечисления средств на счета фронтового персонала. Родственники или агенты преступников, которые переводят средства на банковские счета, могут выступать в качестве передового персонала.
Рисунок 5 – Четырехфазовая модель отмывания денег
На втором этапе денежные средства распределяются путем покупки ценных бумаг или банковских платежных документов. На этом этапе правоохранительные органы могут раскрыть план легализации. Для сохранения анонимности при распределении, также часто используются:
− казино;
− пункты обмена валюты;
− букмекерские конторы и другие.
Третий этап - это сокрытие следов преступления.На данном этапе основной задачей преступников является сокрытие источника незаконного капитала и места размещения средств. На заключительном этапе осуществляется интеграция денежной массы. Преступные сообщества инвестируют в различные сферы легальной экономики для отмывания прибыли.
1.2 Понятие и правовые стандарты построения международной системы противодействия легализации незаконных доходов
Систему противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем формирует взаимная деятельность национальных и сверхнациональных структур. В национальных структур относятся правоохранительные органы, субъекты государственного финансового мониторинга и субъекты первичного финансового мониторинга — собственно банки, страховые компании и финансовые учреждения, профессиональные участники фондового рынка, провайдеры, которые обменивают криптовалюту и другие. К наднациональным структурам относят международные, континентальные и региональные организации, которые влияют на противодействие легализации к ходам, полученным незаконным путем.
Рассматривая эволюцию системы противодействия лега лизации доходов, полученных незаконным путем, в ретроспективе следует начинать от первых наднациональных документов, которые были приняты странами и имплементированы в их национальные системы. Еще в 1957 году Европейской конвенцией о выдаче правонарушителей было определено процедуру, по которой страны - подписанты осуществляли выдачу за правонарушения в финансовой сфере: налоговые, валютном, таможенные и другие махинации.
Принятие данной конвенции заложило фундамент дальнейшей взаимодействия мирового сообщества в противодействии легализации доходов. Одним из первых документов, который касался противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем был свод Принципов профилактики криминального использования банковской системы сметой легализации средств, принятый Базельским комитетом по банковскому надзору в 1988 году и имел рекомендательный характер. Данный документ описывал основные принципы и процедуры управления банковским учреждением, с целью избежания использования его для отмывания средств.
Среди принятых рекомендаций были: принцип идентификации клиента — банк должен знать настоящую личность клиента, особенно если речь идет о значительных размерах транзакций; принцип законности, который означает, что руководство банков должно обеспечить соблюдение законов и нормативных актов, высоких этических стандартов при осуществлении операций; принцип сотрудничества с правоохранительными органами — банки должны сотрудничать с правоохранительными органами в установленной в законодательстве степени.
Следующим документом была Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 1988 года , которая вступила в силу для РФ в 1991 г. В Конвенции определяется, что для борьбы с оборотом наркотических средств и психотропных веществ важно знать каналы криминальных средств, которые финансируют незаконную деятельность. Данные финансовые ресурсы в том числе легализовались. Заложенные в Конвенции принципы определяют финансовую ответственность за совершенные преступления и возможность конфискации доходов, полученных именно в результате совершения правонарушений водителям шения, связанные с оборотом наркотических средств.
Важность данной Конвенции для развития общей системы противодействия легализации криминальных доходов заключается в обязательности выполнения ее положений странами - подписантами. То есть, на основе Конвенции были разработаны соответствующие нормы национального законодательства
Рисунок 6 − Легализация доходов от преступной деятельности (отмывание денег) (согласно статье 3 Венской конвенции)
Российское законодательство впервые использует исследуемый термин в статье 174 Уголовного кодекса Российской Федерации , но только в его названии, избегая определения его содержания. Хотя в нынешней ситуации ученые-юристы сделали следующий вывод из буквального толкования этого слова: "Легализация" относится к различным операциям с использованием заведомо незаконно полученных денег или другого имущества для придания законности собственности. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (отмыванию денег), и финансированию терроризма" дал официальное толкование" Это определение аналогично определению, данному в Уголовном кодексе 1996 года.
Рисунок 7 − Требования российского законодательства
Раздел 8 Уголовного кодекса Российской Федерации посвящен преступлениям в экономической сфере. Он является самым большим, как по количеству статей, так и по составам, доступным в нем. Это показывает, что экономическая преступность - это проблема, которая затрагивает не только национальную экономику определенной страны, но и все международное сообщество, поскольку статистика все чаще показывает, что на долю "теневой" экономики приходится все большая и большая доля, и количество преступлений, совершенных в этой сфере, также увеличивается. Название главы 22 Уголовного кодекса Российской Федерации звучит следующим образом: "Преступления в сфере экономической деятельности".
Именно в этом есть некоторые статьи, которые дают представление о легализации денежных средств и другого имущества (статьи 174, 174.1). Уголовный закон был принят в 1996 году, но в него все еще вносятся серьезные поправки
10 января 2021 года официально вступила в силу поправка к Закону № 115-ФЗ "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем". Согласно новым правилам, ужесточен контроль за кассовыми операциями, в том числе контроль за оборотом розничной торговли.
Теперь положения закона также регулируют цифровые финансовые активы, операции по аренде и почтовые переводы. Нововведение коснется физических и юридических лиц.
Эксперты отметили, что на начальном этапе адаптации к новым условиям меры по усилению контроля за финансовыми оборотами могут значительно снизить интенсивность корпоративной деятельности. В то же время динамика ужесточения фискального контроля и мониторинга движения и оборота капитала в будущем будет только усиливаться.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 20 декабря 1988 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1900535?ysclid=l4r5ywyh9k779523972
2. Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 08.11.1990 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1901938?ysclid=l4r5zfooic426456014
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: офиц. текст от 13.06.1996 № 63-Ф3 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/?ysclid=l4r5zvlmi6967047878
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: офиц. текст от 31.07.1998 № 146-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/?
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: офиц. текст от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/?
6. Типовой закон ООН «Об отмывании денег, полученных от наркотиков» от 08.11.1990 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/MU95394.html
7. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-I [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/?
8. Федеральный Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/?
9. Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/?
10. Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/?
11. Авдийский В.А., Дадалко Н.Г., Синявский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: уч. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2017
12. Авдийский, В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учебное пособие- 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 538 с.
13. Бекетнова Ю. М. Анализ методов и тенденций легализации денежных средств при проведении импортно-экспортных операций // Управление. 2021. №3.
14. Багдасарова А.Р., Скрипова В.В., Соколова Е.М. Особенности управления риском легализации доходов, полученных преступным путем в российской банковской системе. // Инновационный потенциал банковской деятельности. 2020. С. 42-48
15. Варфоломеева Л.Н., Рудых Е.С., Игнатьева И.В. Противодействие отмыванию денежных средств. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 4 (38). - С. 117-121
16. Гаврюшкин Ю.Б., Дикарев В.Г. Проблемы противодействия легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков // Научный компонент. - 2019. - № 2. - С. 14 - 22.
17. Дымченко Е.В., Зимина И.Е., Игнатьева И.В. Проблемы, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем. // Перспективы развития институтов права и государства. 2020. С. 283-287.
18. Жакенова А.К. Особенности системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2018. - № 3. - С. 211
19. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Тенденции развития теневой экономики современной России // Теневая экономика. - 2021. - Том 5. - № 1
20. Мельников В.В., Вакарева М.В. Способы легализации доходов, полученных преступным путем и меры государственного противодействия // Наука и образование сегодня. 2017. № 12 (23). С. 38-39.
21. Михайлов Б.П., Тузов Л.Л. Актуальные проблемы противодействия легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков // Вестник Московского Университета МВД России. - 2017. - № 5. - С. 13 - 17.
22. Подольный Н. А. Предпосылки расследования преступлений как средство профилактики преступности // Уголовно-правовое воздействие и его роль в предупреждении преступности (III саратовские уголовно-правовые чтения): Сборник статей по материалам III Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2018. С. 211-21
23. Пряхин Г.Н., Амелешин К.А. Совершенствование методов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской системе. // Вестник ЧелГУ. - 2019. - № 3 (425). - С. 28-34.
24. Соловьев О.Д., Игонина Е.С. Финансовый контроль как инструмент борьбы с теневой экономикой в Российской Федерации // Электронный научный журнал "Вектор экономики". 2019. № 7.
25. Peters R. G. Money Laundering and Its Current Status In Switzerland New Disincentives For Financial Tourism [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://scholarlycommons.law.northwestern.edu/njilb/vol11/iss1/10.
26. Stessens G. Money Laundering: a new international law enforcement model. - New York: Cambridge University Press, 2000. - 488 р.