Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Культура представляет собой совокупную сложную структуру, состоящую из нескольких уровней развития. В культуре мы обязательно видим ценности. В культуре всегда присутствует опыт деятельности человека, включающий в себя опыт прошлых поколений. Социум и культура всегда взаимосвязаны, одно понятие дополняет другое. Сегодня термин «культура» обозначает разные явления и процесса. Например, культурой может называться результаты деятельности человека в различных сферах. Или культурой может называться метод организации социальных отношений. Это может быть и степень развития личности, ее изучение разных областей знания. Культура может рассматриваться с материальной и духовной точки зрения. Она всегда включает в себя опыт и достижения коллективного труда и индивидуального сознания. Формами реализации культуры являются миф, религия, искусство, философия и наука .
Социум и культура – это всегда стороны жизни личности . Рассматривая эти понятия, всегда возникают вопросы: на чем базируется деятельность человека? Как и в чем проявляется культура?
Сам термин «культура» зарождается еще в Древнем Риме как противопоставление термину «природа». То есть изначально рассматриваемый нами термин касался деятельности человека, которая преобразовывала природу. То есть то, что человек делал с землей, ухаживал за животными, занимался сельским хозяйством. Постепенно культура как термин стала впитывать в себя более разнообразные значения и свойства предметов, явлений и пр. Культура уже впитывала в себя значение образования, воспитания.
Но до XVII века сам термин не употреблялся. С XVIII века при помощи рассматриваемого термина идейные просветители выражают идею «человечности», «гуманности» как противоположность природному. Культура воспринимается как то, что сможет возвысить человека; это достоинство человека. То, что способствует его нравственному самосовершенствованию . После закрепляется расширенное понимание культуры, которое охватывает все, что отличает жизнь человека от природы. Сюда можно включить и плоды духовной жизни человечества, и преобразование окружающей среды, и социальные институты и пр.
Если же рассматривать культуру в узком смысле, то это уровень отношений, сформировавшихся в коллективе. Это традиционные нормы поведения определенной нации или народа. Еще одно определение культуры можно связать с человеческим бытием как формой реализации свободы и творчества. То есть это отношение человека к окружающей действительности . Современное понимание культуры связано с многочисленными значениями этого термина. Имеется около 400 определений данного термина. Содержание культуры – это общность биологически наследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, отношений между людьми, способов их регулирования на оценочных критериях. В обычной жизни культура – это нормальная работа социальных институтов или вежливость и образованность. Это сумма ценностей, которое является идеалом для общества . Итак, можно сказать, что культура включает в себя не только то, что сформировано человеком, но и средства и итоги человеческой деятельности . Такое широкое понимание культура делает ее объектом исследования различных наук.
Целью данной работы является рассмотрение культуры как явления культуры.
1. ТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ
1.1. Творчество и его аспекты
Общество как система может изучаться с разных сторон. Есть динамическая сторона общества, есть статическая. Общество можно анализировать как совокупное человеческое существование, как совокупность индивидов, которые интегрированы в конкретные группы, связаны осознанными связями . Акцент здесь может ставиться на области социального в узком смысле . Культура и общество пересекаются в духовной области. Данная сфера – возвышенна, поскольку с этой сферы начинается все, что отличает человека от других существ. Духовная жизнь охватывает все проявления духа человека во всех областях его жизни. Душа представляет собой тонкий образ, неовеществленный, который является причиной жизни в том существе, в котором душа находится. Душа владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя. Дух представляет собой общность и концентрацию всех функций сознания, которые формируются как отражение действительности. Духовность взаимосвязана с гуманистическими идеалами .
Как развивается культура? Д. Л. Родзинский , рассматривая Абсолют, рационализирует это понятие, превращая его свойства в краткую формулу, из которой извлекаются принципы, механизмы и законы, формирующие ментальность, стили мышления, культурогенез и, как следствие, исторические этапы становления мировой культуры. Автор рассматривает абсолютную пустоту с «теорией Всего», в основании которой лежат законы гармонии, чья траектория «истечения» определяет характер движения не только мысли человека, но и динамики развития самой культуры.
Человеку присуща способность творить. На сегодня различными сторонами темы творчества заняты такие науки, как психология, педагогика, социология и пр. Даже создан раздел науки – теория творчества. С темой творчества связано с искусство. Философия объединяет знания о творчестве, обеспечивает методологию коллективной работы в разных сферах культуры.
Благодаря творчеству появляется оригинальное, развиваются человеческие силы, способности людей.
Творчество представляет собой самореализацию. В творчестве свобода становится объективной. Несмотря на то, что творчество все-таки бессознательно, оно не противопоставляется рациональному. Творчество – это естественное дополнение рационального.
Творчество представляет собой специфический вид деятельности людей, который можно также понимать как созидание, которое противостоит разрушительной деятельности. Творчество выделяет необычные признаки предметов, обеспечивает получение новых результатов. Такое противопоставление – не абсолютно. Творчество соединяет в себе также и деструктивные моменты в той мере, в какой нужно ликвидировать тормозящие факторы .
Когда мы противопоставляет друг другу творчество не «нетворчество», то мы имеем в виду категории продуктивности и непродуктивности. Творчество – это деятельность продуктивная, творчество производит качественное новое. Репродуктивная деятельность воспроизводит уже известное. Различие между творчеством и нетворчеством относительно, поскольку нет такой полностью оригинальной деятельности.
Творчество обладает такими признаками, как полезность и новизна, или оригинальность.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1) Аджемов А. С., Цифровой интеллект - эффективный помощник в системе обучения // Вестник связи. — 2020. — № 9. — С. 11-15
2) Азаров К. В., Критика цифрового разума : коллективная монография. — Санкт-Петербург : Академия исследований культуры, 2020.
3) Акаева Н. Б., Германские города в раннее Средневековье // Вопросы истории. — 2010. — N 1. — С. 164-170
4) Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998.
5) Бессонов Б. Н. История и философия науки/ Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019.
6) Богоявленская Д. Б., Теория творчества Я. А. Пономарева // Вопросы философии. — 2020. — № 5. — С. 129-139.
7) Волгина М., В воздухе - змеи // National Geographic Россия. — 2009. — N 10. — С. 58-65
8) Волохова Е. В., Свобода человека в современной культуре: анализ деструктивных и конструктивных проявлений // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2016. — № 4. — С. 53-60
9) Гуревич А. Я. Категория Средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.
10) Долгополова В., Меридиан: воспитать человека, способного увидеть одновременно национальное и общемировое : (опыт осуществления проекта) // Воспитание школьников. — 2020. — № 4. — С. 44-50
11) Когда появился авиаслалом? // Вокруг света. — 2014. — № 4. — С. 159-165
12) Колесов В. И., Сущность массовой культуры и субкультуры в современном социуме: специфика соотношения // Мир психологии. — 2019. — № 3. — С. 111-115
13) Красовская Н. Р., Технологии манипуляции сознанием при использовании дипфейков как инструмента информационной войны в политической сфере // Власть. — 2020. — № 4. — С. 93-101
14) Кузанский Н. Соч. в 2-х томах. М., «Мысль», 1979-1980. Т.1, 488 с. и Т.2, 471с.
15) Культурология / Сост. В.С. Новиков; ФГОУ ВПО «ТГАКИ», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций, кафедра культурологии. – РИЦ ТГАКИСТ, 2020.
16) Культурология : история мировой культуры : хрестоматия : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Москва : ЮНИТИ, 2020.
17) Леонович Е. Н., Подготовка учителя к организации творческой деятельности младших школьников // Среднее профессиональное образование. — 2019. — № 1. — С. 40-50
18) Полетаева, Т. А. Православная культура. История и традиции. В 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / Т. А. Полетаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 290 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08885-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474303 (дата обращения: 19.05.2022).
19) Пономарев П. А., Формирование и воспроизводство культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2018. — № 2. — С. 65-70
20) Рабинович В. Л., Человек в культуре. Введение в метафорическую антропологию : для высших учебных заведений в качестве учебного пособия. — Москва : ФОРУМ, 2014.
21) Родзинский, Д.Л. Абсолютный код культуры и фрактальная теория мышления / Д.Л. Родзинский. - Москва : URSS : ЛЕНАНД, 2021.
22) Тихонова В. А., Культура в контексте противоречий глобализационного процесса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2019. — № 2. — С. 22-25
23) Тищенко П.Д. Биотехнологическая ре-деконструкция человеческого в человеке. Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Выпуск 3. М. 2009.
24) Платон. Диалоги. Москва: Эксмо, 2015.
25) Полозова И. В., Понятие личности и его утрата в философии и современной культуре // Социально-гуманитарные знания. — 2020. — № 2. — С. 95-100
26) Пономарев П. А., Формирование и воспроизводство культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2018. — № 2. — С. 66-70
27) Пономарев П. А., Человек и общество в идейном наследии русских, религиозных философов // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2017. — № 3. — С. 23-26
28) Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход. (2-е издание) — М.: Изд-ский дом «Вильямс», 2006.
29) Федотова В. Г., Федотова Н. Н., Чугров С. В. Культура, институты, политика. – Полис. Политические исследования. 2018. № 1. С. 143-150
30) Флиер А. Я., Культурологическая интерпретация социальной реальности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2016. — № 3 (47). — С. 39-45
31) Хен Ю.В. Философия природы сегодня (влияние техники на природу человека). - М. 2009.
32) Юдин Б.Г. Границы человеческого существа как пространства технологических воздействий. Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Выпуск 5. - М. 2011.