Фрагмент для ознакомления
2
Человек является существом социальным и самого рождения включается общение и социальное взаимодействие с окружающими людьми. Общение в том или ином виде, является основной тканью человеческого взаимодействия. Ребенок включается в коммуникацию в социуме и активно использует ее процессы на всех этапах социализации.
В частности, значимым этапом формирования социально-личностных образований, обуславливающих особенности межличностного взаимодействия является младший школьный возраст, в котором через и обучение осуществляется развитие познавательных процессов и основных личностных образований (эмоционально-чувственной сферы, межличностных отношений, развиваются основы морально-нравственных чувств и отношения к миру в целом). Изменение социальной ситуации развития при переходе к систематическому обучению, оказывает влияние на формирование психологического климата в коллективе младших школьников. Немаловажная роль в формировании психологического климата в коллективе младших школьников отводится взрослому (классному руководителю.). Ситуация, в которой происходит адаптация, развитие, выстраивание социальных отношений, обучение, семейная ситуация младшего школьника – все эти факторы имеют значение для успешности социализации младшего школьника. Новая ситуация развития порождает появление новых забот и тревог – связанных с обучением, новым коллективом и общением со сверстниками, взаимодействием со взрослыми в своем новом статусе ученика и т.д.
Изучение проблемы тревожности в целом, является весьма актуальным, на фоне ускорения времени, развития цифровых технологий, роста социально-экономического напряжения в связи с событиями последний лет (пандемия, «украинский вопрос») и др., общество наиболее остро ощущает необходимость стабилизации эмоциональной сферы людей, а значит и поиска экологичных путей компенсации нарушений эмоционально волевой сферы, купирования стрессов. Учитывая также, что тревожность может стать пусковым механизмом для развития психосоматических заболеваний, ее изучение является еще и профилактической мерой в вопросе охраны здоровья нашего общества, особенно в отношении подрастающего поколения.
Различия в проявлении тревожности изучалось в контексте взаимосвязи с особенностями воспитания (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.А. Плоткин), с гендерными и возрастными особенностями (Кузина Е.А., Макарова А.А.), во взаимосвязи с социальным статусом (Кисловская В.Р., Н.В. Имедадзе), и т.д.
Особую актуальность приобретает вопрос исследования тревожности в младшем школьном возрасте, учитывая кризисное сопровождение всех аспектов жизнедеятельности и личностного становления, эмоционально-чувственными характеристиками. Младший школьный возраст является весьма сензитивным к развитию эмоциональной сферы. В имеющихся современных научных публикациях сравнительно мало внимания уделяется исследованию тревожности учащихся. Эту тему также изучали Микляева А. В., Румянцева П. В. В книге «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция». В этой книге подробно написано о разнице между тревогой и тревожностью, а также описаны методы борьбы с этими явлениями. А. М. Прихожан в своей книге «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика», помимо этого, описал причины возникновения тревожности у юношей и девушек. В работе «Школа и психологическое здоровье учащихся» под ред. С.М. Громбаха прослежена в общем динамика функционального состояния ЦНС и психического здоровья школьников в процессе обучения, предложены гигиенические обоснования регламентации учебных занятий, организации учебного процесса, меры по профилактике нарушений психического здоровья школьников. К.Хорни в работе «Невротическая личность нашего времени» описывает разницу между страхом и тревогой, даёт понять, какие бессознательные причины могут вызвать тревожное состояние.
Различия в проявлении тревожности изучалось в контексте взаимосвязи с особенностями воспитания (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.А. Плоткин), с гендерными и возрастными особенностями (Кузина Е.А., Макарова А.А.), во взаимосвязи с социальным статусом (Кисловская В.Р., Н.В. Имедадзе), и т.д, учитывая тот факт, что для младшего школьника существует взаимообусловленность влияния социального статуса, самооценки, успешности обучения, тревожности. Таким образом, проблема исследования определяется взаимосвязью специфики эмоционального развития младших школьников (смена ролей, статусов, авторитетом для младшего школьника, «примеривание» новых социальных ролей), обусловленного социальной ситуацией развития и мощной потребностью в эмоционально благополучных отношениях в социуме для младшего школьника, прочными, стабильными связями в семейной системе, корректностью стиля воспитания, эмоциональной поддержке со стороны окружения. Обозначенное, определяет актуальность и выбор темы исследования: «Проявление тревожности у младших школьников с различным социометрическим статусом».
Цель исследования: изучить особенности проявления тревожности у младших школьников с различным социометрическим статусом.
Объект исследования: особенности проявления тревожности у младших школьников.
Предмет исследования: особенности проявления тревожности у младших школьников с различным социометрическим статусом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие тревожности в психологической науке.
2. Изучить особенности младшего школьного возраста.
3. Проанализировать специфику проявления тревожности в младшем школьном возрасте.
4. Провести исследование проявления тревожности у младших школьников с различным социометрическим статусом.
Методологические и теоретические основы работы составляют системно-структурный подход к пониманию развития (Н.И.Чуприкова, Т.А.Ратанова, Н.П.Локалова, М.А.Холодная и др.), достижения современной когнитивной психологии (Дж.Келли, Л.М.Веккер, Л.Солсо и др.), концептуальные представления о тревоге и тревожности Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина, В.М.Астапова и др.; исследования школьной тревожности в работах А.М.Прихожан, Б.И.Кочубея, Е.В.Новиковой и др.
Методы исследования: изучение литературы и источников по теме исследовнаия, теоретический анализ и синтез, обобщение, моделирование.
Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей состояния тревоги у младших школьников и выявлении особенностей проявления тревоги у младших школьников с различным социометрическим статусом.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы в консультативной, развивающей деятельности специалистов образовательных организаций.
Структурно, исследование включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов). – Авторефератт дисс. доктора психологических наук. – Самара: СамГУ, 2011. – 52 с.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е электронное издание. — М.: Пер Сэ; Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 160 с.
3. Аткинсон Рита Л., Аткинсон Ричард С. и др. Введение в психологию. – 2003. – 672 с.
4. Архипова Т.Т., Панова О.К. Влияние школьной тревожности на социометрический статус младших школьников // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. Материалы седьмой международной научно-практической конференции. — Самара: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (ПГСГА), 2012. — 360 с. – С.36-39.
5. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова –2-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 232 с.
6. Бажин А.С. Результаты эмпирического исследование страхов детей младшего школьного возраста // Современный педагогический взгляд. – Владивосток : Эксперт-Наука, 2019. – № 10 (35). – 65 с. С.41-52.
7. Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с.
8. Вараксина А. В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С. 700-703.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.
10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / сост.: С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2001. – 799 с.
11. Доржиева М.О., Батожапова С.С. Коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста (гендерный аспект) // Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 65-летнему юбилею доктора психологических наук, профессора Санжаевой Риммы Дугаровны (Улан-Удэ, 26 февраля 2019 г.). — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, 2019. — 164 с. С.111-118.
12. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Союз, 2000. – 447 с.
13. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапии - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
14. Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено // Методология и история психологии. 2007. №2. С.107-121.
15. Зубанова С.Г., Зубкова А.С. Детские страхи. – М.: Научная Книга, 2007. – 96 с.
16. Изотова, Б.И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
17. Ильин Е.П. Психология страха / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2017. – 352 с.
18. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. – Л.: ЛГУ, 1977. - 380 с.
19. Мухина В.С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям. – 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 452 с.
20. Марш Э. Страх. Как одна эмоция объединяет. – М.: Рипол классик, 2019. — 158 с.
21. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция - СПб.: Речь, 2004. – 248 с.
22. Митина Ю.С.Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений мальчиков и девочек в начальной школе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Калининград, 2000. - 18 с.
23. Обухов А.С. Психология детей младшего школьного возраста. – М.: Юрайт, 2014. – 583 с.
24. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Юрайт, 2013. – 460 с.
25. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Творческий центр «Сфера». – 237 с.
26. Пикалова Е.А. Почему страдают взрослые. Как нарушение детских эмоциональных потребностей влияет на счастье и успех во взрослом возрасте. – М.: Галактика, 2022. — 104 с.
27. Прихожан A.M. От тревожности к уверенности // Школьный психолог. – 2001. – № 15. – С. 23-30.
28. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2015. – 192 с.
29. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 2000. – №2. –С. 11-18.
30. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие / сост. Ю.Е. Водяха, С.А. Водяха. – Екатеринбург, 2018. – 109 с.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940. С. 69-70.
32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: И Юрайт, 2020. – 412 с.
33. Савинова Е.Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – 180 с.
34. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник удмуртского университета: Философия. Социология. Психология. Педагогика. – Вып. 2. – 2013. – С. 42-51.
35. Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Ин-т психологии РАН, 2004. – 174 с.
36. Суворова О.В. Развитие детской субъектности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту// Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. – № 2-2. – С. 370-373.
37. Смердова, Е. А. Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 11. – С. 136-138.
38. Топтун Е.В. Уроки общения как средство формирования позитивных межличностных отношений младших школьников // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - №16. – С. 134-138
39. Ульева Е.Как победить страхи? Развиваем эмоциональный интеллект. – М.: Клевер Медиа Групп, 2019. — 32 с.
40. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал – 2010. – № 2(4) – С. 6-11.
41. Цукерман Г. П. Виды общения в обучении. Томск, 1993. 195 с.
42. Шахбазова И.С. Связь уровня тревожности и социометрического статуса младшего школьника // Инфоурок: https://infourok.ru/statya-na-temu-svyaz-urovnya-trevozhnosti-i-sociometricheskogo-statusa-mladshego-shkolnika-1604320.html. Дата обращения: 19.05.2022
43. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет). – М.: Учпедгиз, 1960. – 286 с.
44. Mancini G., Agnoli S., Baldaro B., Pio E. Ricci Bitti, Surcinelli P. Facial Expressions of Emotions: Recognition Accuracy and Affective Reactions During Late Childhood. The Journal of Psychology. – 2013. – № 147(6). – С. 599-617.