Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Человеческое бытие трудно представить без общения, которое выполняет огромное количество функций в социуме. Ключевые - это коммуникация и контроль. Коммуникативное значение позволяет совершать информационную передачу среди групп индивидов. Именно об этом мы сегодня поговорим.
Коммуникативные акты стоит изучать в разрезе общения. Оно совершает много функций, но есть две основные. Первая - регулятивная, суть которой в том, что в процессе взаимосвязей мы способны самостоятельно менять свое видение и влиять на нашего партнера. Вторая функция называется перцептивная. Она объясняет, что связь между людьми зависит от того, воспринимают ли они друг друга. Если да, то общение эффективно.
Прежде чем подробно исследовать коммуникативные акты, стоит разобраться в разнице терминов общение и коммуникации. Коммуникация — это некая связь с результирующим показателем – обмен данными.
Коммуникативный акт включает в себя обязательную передачу информации. Также под этим термином понимается возможность пользоваться символами, буквами и цифрами, чтобы получать и декодировать информацию. Неподготовленному человеку может показаться, что два обсуждаемых понятия синонимичны, но это не так.
Слово коммуникация очень распространилось в последнее время в связи с бурным скачком в сфере информационных технологий и связи. Но поскольку коммуникация являет собой именно обмен данными, то она создает некие ограничительные рамки, которые слишком узкие для общения. В научном разрезе при этом мы фиксируем только фактические аспекты дела, тогда как натуральное общение ставит целью не саму передачу данных. Оно видоизменяется и формируется в процессе самого себя.
Данные аспекты коммуникации практически не изучены ни в современной социологии, ни в других общественных науках в тмчисле и психологии.
Цель исследования – выявить особенности осуществления анализа коммуникативного акта в интеракционизме.
Объект исследования – коммуникативный акт.
Предмет исследования – анализ коммуникативного акта в интеракционизме.
Задачи исследования:
1. Дать определение интеракционизму.
2. Дать определение коммуникативному акту.
3. Выявить особенности анализа коммуникативного акта в интеракционизме.
4. Сделать выводы по итогам исследования.
Методология исследования – анализ, синтез, дедукция, сравнение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие о коммуникативном акте и интеракционизме
1.1. Понятие о интеракционизме
«Человек есть продукт своей среды» – утверждает народная мудрость. А известный мотивационный спикер Джим Рон формулирует эту идею так: «Вы – это среднее из пяти людей, с которыми вы проводите большую часть времени». С этим вряд ли поспоришь, и сегодня этой теме уделяется много внимания в свете создания поддерживающего и вдохновляющего окружения и более стимулирующего общения и результатов жизни.
Данные идеи вторят основополагающим положениям такого социологического направления как интеракционизм. Эта парадигма зародилась в недрах социологии, но сегодня присутствует как в социальной психологии, так и в ряде других социальных направлений под названием интеракционистской ориентации. Берущий свое начало в конце девятнадцатого столетия, интеракционизм как теоретическое направление и социологический подход активно развивается, расширяется и обогащается его последователями и по сей день [1].
Давайте рассмотрим данное направление более детально и разберемся, что представляет собой интеракционизм. В настоящей статье мы познакомим вас с основными фигурами данной теоретической парадигмы, а также ее положениями и теоретическими предпосылками. Мы также раскроем важные аспекты, отличающие интеракционизм от других социологических подходов, и определим ключевые понятия этой области.
Название «интеракционизм» происходит от слова «интеракция», обозначающее взаимодействие (от англ. interaction), а именно социальное взаимодействие индивидов посредством общения в группе или обществе. В центре внимания оказывается именно процесс взаимодействия и общения, сама социальная интеракция, оказывающая влияние на формирование личности и поведение каждого индивида, участвующего в ней.
Все социальные процессы и явления, такие как конфликты, сотрудничество или формирование личности, проистекают из человеческого взаимодействия и в огромной степени определяются им. Последователи интеракционизма рассматривают человеческое общество как продукт межличностного взаимодействия и тех значений, которые придаются такому взаимодействию.
Интеракционистов интересует вопрос, какими средствами и каким образом осуществляется и регулируется весь процесс социальной интеракции. В этой связи становится ключевой тема символов и значений. В понимании интеракционистской модели взаимодействие и общение становятся возможными лишь при наличии партнера по общению, с которым мы взаимодействуем и на кого ориентируемся. В процессе такого осмысленного общения мы создаем различные символы, передающие определенные значения и смыслы, которые мы в них вкладываем.
Так, большой спектр действий, реакций и личных проявлений способен нести смысловую нагрузку и сообщать нашему партнеру по общению о нашем состоянии, отношении, настроении и прочем. Например, улыбка, выражение лица, определенная интонация и свойства голоса, жесты и движения являются такими символами, в которых закладываются некие значения, которыми мы обменивается с собеседником или противной стороной. Такие элементы общения были названы основателем интеракционизма Мидом «значимыми жестами» или «символами» [7].
Одним из основных направлений внутри интеракционизма является символический интеракционизм, и зачастую, говоря о данном социологическом подходе, имеют в виду именно его символическую разновидность. Другие направления в рамках интеракционизма в социальной психологии – это ролевые теории и теории референтной группы. В настоящей статье мы хотим подробно остановиться на первом варианте интеракционистской системы.
Символический интеракционизм, как уже было сказано, занимается исследованием «символических коммуникаций» – интеракций с использованием символов и значений, которые создаются ее участниками. Давайте разберем его в больших деталях.
Родоначальником символического интеракционизма, определившим ведущие принципы, понятия и теоретическую базу этой концепции, является Джордж Мид (1863-1931). Этот чикагский социолог разработал теорию, в которой показывал, что человек развивается и обретает свою человеческую природу лишь в социуме, в общении и взаимодействии с другими. При этом важна ориентация на собеседника или партнера по интеракции – для успешной коммуникации человек должен принять мнение другого, принять его роль, то есть, суметь воспринимать объект коммуникации из позиции другого [2].
Человеческое общение и интеракция представляют собой обмен символами, которые каждый из участников взаимодействия должен интерпретировать, а также реагировать на них приемлемым образом. Принятие на себя роли другого способствует более эффективной интерпретации символов, вкладываемых значений и намерений другой стороны, а целью интеракции является достижение практических результатов в совместной деятельности.
Ранее рассмотрены примеры символов, которые используются людьми в процессе коммуникации и взаимодействия. Необходимо отметить, что язык является сам по себе важным символическим инструментом, а также первейшим и ведущим фактором человеческой интеракции [5].
Сам Мид так писал об использовании символов: «Мы обращаемся к смыслу вещи, когда используем символ. Символы выражают значения тех вещей или объектов, которые имеют значения; они есть части опыта, которые подчеркивают, указывают или представляют другие части опыта, не данные непосредственно в это время и в этой ситуации, которые, благодаря символам, таким образом, представлены и переживаемы… Наборы символов возникают в нашем социальном поведении, в обмене жестами, в контексте языка» (Дж. Мид, «Разум, Я и общество» или «Сознание, личность и общество»).
Данный труд Мида является основополагающим для интеракционизма, в нем представлены ключевые положения концепции, которые были впоследствии расширены и развиты другими последователями символического интеракционизма. К примеру, Чарлз Хортон Кули (1864-1929) подчеркивал социальную природу человека, образующуюся в процессе взаимодействия с различными группами других людей, которые оказывают на индивида влияние. В результате формируется его социальная природа, включающая спектр социальных чувств, установок, правил и морально-этических норм, что объединяет человечество и имеет духовное измерение.
Сам термин «символический интеракционизм» появился только в 1937 году. Его ввел в обиход ученик Джорджа Мида – Герберт Блумер (1900-1987), которого тоже называют родоначальником этого направления. Ему принадлежит заслуга дальнейшего развития концепции и разработка важнейших ее постулатов, впервые обозначенных Мидом [4].
В частности, Блумер подчеркивал, что значение любого понятия или объекта возникает и посему может быть интерпретировано лишь в социальной интеракции, ведь именно она наделяет данный объект или понятие определенным смыслом, который становится понятным участникам взаимодействия. То есть, «люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них». (Герберт Блумер, «Общество как символическая интеракция», 1969) [11].
Блумер также определил три ведущих теоретических предпосылки символического интеракционизма, три центральные идеи данного подхода:
Люди взаимодействуют друг с другом и оперируют объектами на основе значений, которыми они обладают для них или же которыми наделяются. Под объектами здесь нужно понимать все, с чем человек сталкивается и взаимодействует во внешнем мире, – это и другие индивиды,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Парламентский финансовый контроль. История отечественного и иностранного парламента. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Парламентский финансовый контроль. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Парламентский контроль. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Парламентский финансовый контроль. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Российский парламентский финансовый контроль. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Парламентский контроль. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Финансовый контроль. Государственные формы. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Финансовый контроль и аудит. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по российскому финансовому контролю. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Теория и практика финансового контроля. Справочник юриста и финансиста. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика парламентского финансового контроля. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Финансовый контроль. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
13. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Бюджетный контроль в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.