Фрагмент для ознакомления
2
Огромное пространство нашей страны, множество малозаселенных районов, многообразные ландшафты и различные климатические зоны, обилие культурных и исторических достопримечательностей дают возможность для развития туризма в России.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем.
В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение. Не смотря на различие формулировок, все авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами.
Туризм – не только крупнейший, но и один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.
Культурный туризм в общеевропейских и мировых процессах является наиболее перспективным направлением социального и экономического сотрудничества.
В России туристская отрасль является развивающейся. Во всех сферах туристской деятельности, как на федеральном уровне, так и на региональном, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации, создание новых туристских комплексов.
Направление туристских потоков в современной России охватывает все больше и больше регионов. Общеизвестно позитивное влияние туризма на экономику региона, но, не смотря на очевидные выгоды, далеко не все регионы России способны в полной мере использовать свои туристские ресурсы для привлечения туристов и оздоровления региональной экономики. В этих условиях появилась объективная необходимость изучения историко-культурного и природного потенциала регионов для создания туристских программ и проектирования привлекательных для путешественников туров.
Тема данной работы является актуальной, так как для привлечения туристов в Кубинку и еѐ позиционирования на туристском рынке необходимо создание нового привлекательного туристского продукта, представляющего интерес для различных категорий туристов. Тура, который бы остался в памяти туристов на долгое время и принёс бы им массу положительных впечатлений.
Проблема исследования состоит в том, что в городе Кубинка есть туристский потенциал, большинство туристских фирм не предоставляют населению достаточного объема экскурсионных предложений, которые могли бы охватить большинство интересных объектов городаи, тем самым, привлечь туристов.
Объектом исследования является город Кубинка и возможность разработки однодневного тура.
Предмет исследования – анализ потребительского спроса на имеющиеся туристские продукты познавательной направленности, оценка их конкурентоспособности и выявление перспективных направлений развития познавательного туризма в Кубинке.
Целью данной работы является разработка нового конкурентоспособного тупродукта познавательной направленности с использованием историко-культурного потенциала региона.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1) изучить понятие туристского продукта, процесс его производства;
2) выявить особенности проектирования познавательных туров;
3) исследовать историко-культурный потенциал и его роль в развитии
регионального туризма;
4) провести анализ состояния и определить перспективы развития познавательного туризма в Кубинке;
5) разработать новый турпродукт;
6) определить конкурентные преимущества нового туристского продукта относительно аналогов.
Теоретической базой исследования послужили: научная литература, справочные и энциклопедические издания, статистические сборники, периодическая печать, картографические материалы, а также официальные сайты Сибирского региона в сети Интернет:
– географические и природные условия Сибири рассмотрены в работах: А. В. Юдина, В.В. Воробьёва, А.А. Григорьева [14] .
– историко-культурный потенциал Сибири рассматривается в работах: Л. С. Тихобаевой, В. Рыжкова, Ю.П. Колмакова, С.А. Гурулева [57];
– различные аспекты регионального туризма Сибири рассмотрены в работах: П. Коваленко, А. С. Кондыкова, А.Ю. Котелевец;
– вопросы проектирования туров рассмотрены в ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг, а также в работах: Т. Н. Третьяковой, Н. П. Тархановой [4];
– общие теоретические вопросы туристской деятельности рассмотрены в ФЗ №132 «Об основах туристской деятельности в РФ», а также в работах: М. Б. Биржакова, Г. И. Зориной, М. В. Соколовой ;
– различные аспекты экономики туризма изложены в работах: М. А. Жуковой, А. П. Дурович, Н. И., А. Э. Саак [9];
– вопросы рекреационной географии рассматриваются в работах А. С. Кускова;
– различные аспекты деятельности туристических предприятий изложены в работах Дж. Уокера, Ф. Котлера [9].
В качестве методологической основы исследования использованы следующие методы: теоретико-методологический, статистический и системный анализ, сравнение, аналогия, классификация, проектирование и прогнозирование.Новизна курсовой работы заключается в том, что на основе изучения природно-географического и историко-культурного наследия Сибири разработан новый туристский маршрут «Сибириада».
Апробация тура состоялась на стадии проектирования в г.Екатеринбурге в выставочном комплексе «Уральские выставки» в, В УЛАН-УДЭ, ЮУрГУ.
Практическая значимость работы заключается в том, что новый экскурсионный маршрут познавательной направленности, разработанный автором на основе анализа предпочтений потребителей и изучения историко-культурного потенциала региона.
Подготовка курсовой работы осуществлялась в три этапа:
На первом этапе осуществлялся подбор и изучение библиографических и интернет-источников по теме курсовой работы, определена структура курсовой работы.
На втором этапе осуществлялся анализ литературы, составление основного содержания курсовой работы. На данном этапе проведена апробация материалов курсового исследования.
На третьем этапе осуществлялось техническое оформление курсовой работы и е подготовка к её защите, создана презентация по теме курсовой работы, осуществлена подборка видеоматериалов, как приложения к курсовой работе.
Логика и содержание курсовой работы определили её структуру, включая введение, две главы, заключение, библиографический список из
…источников, …таблиц, …рисунков, …приложений
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА ПО ГОРОДУ КУБИНКА
Предпосылка – предположение, рассматриваемое как истинное.
Используется в качестве отправной точки в процессе принятия решения.
Культурно-познавательный туризм – туристическое путешествие, проводимое с целью ознакомления с историко-культурными, археологическими достопримечательностями, посещением музеев, театров, фестивалей, спортивных соревнований и других развлекательных мероприятий [1].
Следовательно, для разработки и реализации культурно-познавательного тура нам необходимо изучить географию и историю региона, выявить познавательную ценность культурно-исторического наследия, а также разработать модель культурно-познавательного тура Инновационный подход к проектированию комплексного однодневного тура по городу Кубинка.
1.1 История г. Кубинка
Город Кубинка расположен возле истока речки Сетуни, вдоль железной дороги и Можайского шоссе. Происхождение названия города точно неизвестно, но местные жители зачастую связывают с различными легендами. Одна из этих легенд рассказывает о княгине Кубиной, другая – о больших чанах-кубах, в которых варили деготь и смолу. Однако подлинное объяснение можно узнать лишь обратившись к истории.
Федеральный округ: Центральный
Регион: Московская область
Город: Кубинка
Население города Кубинка: 20 138 человек
Год основания г.Кубинка: XV век
Город с: 2004
Город Кубинка занимает территорию: 4.00 км²
Плотность населения: 5 090.75 чел./км²
Часовой пояс города Кубинка: UTC+4
Общие данные и исторические факты:
– Первое поселение на месте современного города было основано в 15 веке.
– В 1852 году в Кубинке находилось 125 дворов и проживало около тысячи человек.
– В 1870 году рядом с селом была введена в эксплуатацию железная дорога от Москвы до Смоленска.
– В конце 19 века началось строительство Наро-Фоминского и Верейского трактов.
– В 1905 году в селе появилась первая пятиклассная школа, а через 40 лет еще одна - четырехклассная школа.
– В 1922 году Кубинка вошла в состав Звенигородского уезда.
– В 1931 году на окраине населенного пункта началось строительство испытательного полигона, на котором проводились испытания автомобильной и военной техники.
– В 1950 году из нескольких совхозов был образован колхоз "Ленинское знамя".
– В конце 1968 года Кубинка получила статус рабочего поселка.
– В 2004 году по постановлению губернатора Московской области рабочий поселок преобразовали в город районного подчинения.
– В 2005 году было образовано городское поселение Кубинка.
История села уходит в далекое прошлое. В одной из рукописных грамот XV в. при описании границ владений Савво-Сторожевского монастыря указано смежное с ними "Олександрово село Шубина", которое расположилось на месте современного г Кубинка .
В первые десятилетия своего существования поселение было очень маленьким, что вызвало его тогдашнее название - Починок. В середине XVI в. им владел боярин правления Ивана Грозного Иван Иванович Кубенский. С Иваном Ивановичем был связан интересный эпизод.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 08.06.2020).
2. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
3. Андреев, В. Д. Организация и методика риск-ориентированного аудита в туризме : учебное пособие / В. Д. Андреев. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 392 c.
4. Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
5. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
6. Березовая Л.Г. История туризма и гостеприимства: учеб. для СПО. М.: Юрайт, 2019. 477 с.
7. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности [Текст] / В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 320 с.
8. Дурович, А.П, Бондаренко Г. А. Организация туризма: учеб. пособие [Текст] / А.П. Дурович. – Мн.: Новое знание, 2015. – 277с.
9. Игнатьева, И. Ф. Организация туристской деятельности : учебник для вузов / И. Ф. Игнатьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 392 с.
10. Лысикова, О. В. Операционный менеджмент туризма : учебное пособие / О. В. Лысикова, А. В. Фоменко. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 96 с.
11. Матюхина, Ю. А. Индустрия туризма : учебное пособие / Ю. А. Матюхина. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 310 с.
12. Морозов, М. А. Экономика организации туризма : учебник для вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 291 с.
13. Мотышина, М. С. Менеджмент туризма : учебник для среднего профессионального образования / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 282 с.
14. Овчаров, А. О. Экономика туризма : учебное пособие / А.О. Овчаров. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 253 с.
15. Орловская, В. П. Технология и организация предприятия туризма : учебник / В.П. Орловская ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 176 с.
16. Остроумов, О. В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность : учебно-методическое пособие / О. В. Остроумов ; под. ред. Ю. С. Путрика. — Москва : Финансы и Статистика, 2021. — 128 с.
17. Панова, А. В. Статистика туризма : учебное пособие / А.В. Панова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 248 с.
18. Пахомова, О. М. Стандартизация и контроль качества туристских услуг : учебное пособие / О.М. Пахомова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 135 с.
19. Пищулов, В. М. Менеджмент в сервисе и туризме : учебное пособие / В.М. Пищулов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 284 с.
20. Погодина, В. Л. География туризма : учебник / В.Л. Погодина, И.Г. Филиппова ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 256 с.
21. Покровский, Н. Е. Туризм: от социальной теории к практике управления : учебное пособие / Н. Е. Покровский, Т. И. Черняева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Университетская книга ; Логос, 2020. — 424 с.
22. Практика активного туризма : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. — Орел : МАБИВ, 2020. — 149 с.
23. Рассохина, Т. В. Менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для вузов / Т. В. Рассохина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 210 с.
24. Рассохина, Т. В. Организация туристской индустрии: менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Рассохина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 210 с.
25. Рябушкин, Б.Т. Индустрия туризма: Правовые основы социально-культурного сервиса и туризма [Текст] / Б.Т. Рябушкин. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 416 c.
26. Чеглазова, М.Е. Теоретические основы жизненного цикла туристского продукта [Текст] / М.Е. Чеглазова, М.А. Нестерова // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе: Сборник научных трудов. – Симферополь: ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 2019. – С. 63-66.
27. Чеглазова, М.Е. Специфика качества обслуживания в индустрии туризма и гостеприимства [Текст] / М.Е. Чеглазова, А.С. Перескоков // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе: Сборник научных трудов. – Симферополь: ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 2019. – С.67-71.
28. Чеглазова, М.Е. Роль бюджетных авиакомпаний в развитии туристской сферы [Текст] / М.Е. Чеглазова // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России: материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Казань, 24-25 января 2020 г.). – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. – С. 321-326