Фрагмент для ознакомления
2
В условиях усиления взаимозависимости и взаимовлияния государств, интеграции Российской Федерации в мировое сообщество, становления современной российской государственности - все более актуальной становится проблема соотношения и взаимовлияния норм международного и внутригосударственного права.
Последняя четверть века отчетливо выявила тенденцию сближения международного и внутригосударственного права. Универсализация экономических, транспортных, информационных связей, обострение глобальных экологических проблем, массовость миграционных процессов -объективная основа данной тенденции.
В сегодняшнем мире функционируют и непрерывно развиваются разнообразные правовые системы. Невзирая на то, что все они формируются суверенными государствами и функционируют на ограниченной территории, не представляется возможным исключать их взаимное воздействие. Национальные правовые системы воздействуют на формирование международно-правовых норм (к примеру, двусторонние соглашения о режимах государственных границ отражает национальное законодательство о границах соответствующих граничащих государств). Международное право, вместе с тем, оказывает влияние на национальное законодательство, и данное влияние постоянно растет (к примеру, обеспечение важнейших прав человека). Международно-правовые нормы отражают обязанности и права субъектов только определенной правовой системы. . На сегодня этому тоже уделяется значительное внимание. Сегодня данная область стала в особенности интересной в связи с изменениями, которые произошли за последние десятилетия в социуме и в международных отношениях. По мере расширения интеграции стран, увеличения сфер совместного правового регламентирования поменялось и отношение к взаимосвязи международного права и национальных правовых систем. Всем вышесказанным обуславливается актуальность темы данной работы.
В качестве объекта исследования выступает область вопросов, возникающих в результате взаимного влияния друг на друга международного права и внутригосударственного права суверенных государств.
Предмет изучения составляют основы соотношения внутригосударственного и международного права, а также состояние и перспективы внутригосударственных механизмов имплементации международно-правовых норм.
Целью работы является анализ влияния международного права на внутреннее законодательство суверенных государств.
В соответствии с целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, признаки и субъекты международного права:
- обозначить основные направления развития международного права на современном этапе;
- изучить существующие теории взаимодействия международного права и национальных правовых систем;
- проанализировать особенности взаимоотношений международного и национального права;
- оценить роль и влияние международного права на развитие внутригосударственного законодательства.
Методологическая база исследования включает в себя использование общенаучных методов исторического, логического, нормативно-правового и сравнительно-правового анализа.
Структура работы включает в себя введение, две главы основной части, заключение и список использованной литературы.
1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
1.1. Понятие, субъекты и признаки международного права
Является общеизвестным, что международное право в правовой системе России соприкасается с внешней политикой государства намного в большей степени, чем другие отрасли права, что является вполне объяснимым. Не подменяя и не заменяя внешнюю политику страны, международным правом сопровождаются внешнеполитические действия государства на международной арене, что не может делать уголовное, гражданское право и другие отрасли права. Допустим, перед тем как предоставлять политическое убежище, признавать иные государства либо предоставлять финансовую помощь каким-либо странам, решения по таким вопросам изначально принимаются политическим руководством государства и только при принятии положительного решения, оформляют на основании требований и норм международного права.
В учебных источниках литературы по международному праву утверждают, что «в современном мире внешняя политика тогда стратегически перспективна, когда она соответствует международному праву, опирается на него» .
Внутреннее (национальное) и международное право обладают некоторыми значительными общими чертами, благодаря которым две различные системы принципов и норм считаются правовыми: нормы национального публичного и международного права обеспечивается юридической силой, то есть их выполнение гарантируется силой и авторитетом государств, действуют коллективно или индивидуально.
Принципам и нормам национального публичного и международного права свойственны: ясная определенность; соблюдение установленной формы выражения; исполнение сформировавшейся процедуры принятия и вступления в силу закона; обеспечение исполнения норм средствами восстановления права и предупреждения произвола.
Но международное право обладает рядом особенных характеристик, делающих его отличным от национальных систем права, сопряженных с существованием современного государства и государственного аппарата. Сегодняшнее государство сосредоточено на применении силы, устанавливая на ее использование монополию государства, держит постоянную армию и относительно результативный аппарат управления.
Отлично от внутригосударственного права, право международное - это горизонтальная система права, которой не присуща верховная власть, сосредоточение на использовании силы и распределение трех главных функций, которые, как правило, возлагаются на государственные учреждения власти (правообразования - законодательные учреждения, принятия решений на основе права - суды, применения права - армия, полиция, администрация).
Генеральная Ассамблея ООН не считается законодательным мировым учреждением. Международный Суд ООН вправе действовать лишь при согласии государств на его юрисдикцию, а деятельность по применению права Совета Безопасности ООН ограничивается и политически, и юридически. Однако государство, которое нарушает международное обязательство, несет ответственность за незаконные действия перед пострадавшим государством или, при конкретных обстоятельствах, перед всем международным сообществом.
Пострадавшее государство имеет право подавать международный иск, обращаясь к третьей стороне в качестве посредника или прибегая к судебным или арбитражным процедурам. Однако в международном праве доминирует самозащита государств при нарушении их прав, тогда как допустимость самозащиты физических лиц в национальных системах права существенно ограничивается.
Международному праву коллизия права, политики и силы, свойственна в большей степени, чем внутригосударственному праву. Увеличение глобальной взаимозависимости и заинтересованности стран в адекватном регулировании их отношений на основании взаимности усилий, увеличивает значение международного права в структуризации и упорядочении международной системы. Потому споры между странами, как правило, сопровождаются ссылками на нормы международного права.
Большая часть стран действуют согласно нормам и принципам международного права даже в случае отсутствия процедуры принудительного регулирования споров и централизованного органа применения права.
Международное право в качестве горизонтальной системы действует иначе, чем централизованная национальная правовая система, и опирается на принципы консенсуса и взаимности, а не главенства, послушания и принуждения к выполнению, поскольку данная система сформирована для внешних отношений суверенных стран и иных субъектов. На практике страны признают нормы публичного международного права юридически обязательными, так как они содействуют устранению неопределенности и сложностей в международных отношениях.
Характерными признаками международного права, отличающими его от национального, выступают:
1. Порядок нормотворчества. Принципы и нормы международного права формируются постепенно и соответствующим образом закрепляются важнейшими субъектами данного права - суверенными государствами. Участники международных отношений, не согласившиеся признавать данные нормы правовыми, не признаются юридически обязанными действовать в соответствии с диспозициями данных норм, если только последние не будут являться нормами jus cogens.
Национально-правовые нормы устанавливаются уполномоченным законодательным учреждением государства. Все субъекты национального права (юридические и физические лица) вне зависимости от собственной личной оценки обоснованности данных норм должны соблюдать права и выполнять обязанности, которые данными нормами устанавливаются. В международном праве законодательного учреждения, которое стоит над государствами, вообще нет, и потому нормативные источники международного права формируются государствами на основании согласия его субъектов.
2. В национальных правовых системах существует принцип обязательной юрисдикции, в соответствии с которым истец передает спор на разбирательство вне зависимости от воли ответчика. В международном праве существует принцип факультативной юрисдикции. То либо другое средство мирного урегулирования (международный арбитраж, переговоры, медиация, международный суд и пр.) стороны могут выбирать на основании взаимного согласия.
3. Важнейшие субъекты национального права - юридические и физические лица, которым присущи дееспособность и правоспособность. Данные лица подчиняются власти и соблюдают законы страны. Главными субъектами международного права выступают суверенные государства, которые в связи с собственной суверенностью наделяются высшей властью. Отношения индивида и государства в области национального права - это отношения подвластного и власти; отношения между суверенными странами - межвластных, а не подвластных. Отношения между государствами - субъектами, которые наделяются высшей властью, - предмет регламентирования международного права.
Над субъектами международного права нет властной структуры, устанавливающей обязательные для них нормы поведения и обеспечивающей их выполнение. Над государствами, вступающими в отношения в той или другой области, нет никакой сверхдержавы или другой публичной власти, которой законодательная, судебная или исполнительная власть суверенного государства подчинялась бы. Даже резолюции и решения ООН без согласия суверенного государства для нее не являются обязательными.
4.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года // СПС Консультант Плюс
2. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020). Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
3. Актуальные проблемы современного международного права [Текст] : материалы XV ежегодной Всероссийской научнопрактической конференции, посвященной памяти профессора И. П. Блищенко : в 2 ч. – Ч. I. Москва, 13–14 апреля 2018 г. / отв. ред. А. Х. Абашидзе, Е. В. Киселева. – М. : РУДН, 2018.
4. Арямов А.А. Актуальные направления развития вектора российского присутствия в международном праве // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2014. № 5. С. 5-9.
5. Бабай А.Н., Тимошенко В.С. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть российской правовой системы // Международное публичное и частное право. 2016. № 6 (33). С. 30-38.
6. Валентинова С.С. Конфликты международного и национального права. Причины возникновения и меры по профилактике / C.С. Валентанова, А.В. Куприянова. – Тверь: Зеркало, 2018.
7. Забара И.Н. К вопросу о понятии международно-правового режима // журнал международного права. 2019. № 1. С. 33-39.
8. Задорожний А.В., Пазюк А.В. Международное право: Учеб. пособие. Киев, 2013. T. 1.
9. Зверев П.Г. О разграничении международных и внутренних вооруженных конфликтов в контексте международного миротворчества ООН // Международное право и международные организации. 2015. № 3. С. 350-358.
10. Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. – М., 2015.
11. Криворучко О. А. О действии принципа pacta sunt servanda в контексте иных принципов международного права // Российский ежегодник международного права. СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2016.
12. Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. 2017. № 3. С. 120-126.
13. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. – М.: Спарк, 2020.
14. Малышева П.А. Проблемы и тенденции развития теорий формирования норм международного права и их влияния на развитие внутригосударственной правовой системы в России и за рубежом: Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум» / П.А. Малышева, Н.А. Григорьева. – СПб.: Российская академия правосудия, 2018.
15. Международное право. Словарь-справочник. Автор: Додонов В.Н., [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001758268 (дата обращения 19.05.2022)
16. Осминин Б.И. Приоритетное применение международных договоров в национальной правовой системе: условия и последствия // Журнал российского права. 2017. № 12. С. 160-173.
17. Подгорная А.А. Принципы исследования норм международного права в современной правовой действительности / А.А. Подгорная. – Екатеринбург: ИД Академ Городок, 2018.
18. Ромашов Ю.С. Об условиях общепризнанности норм международного права // Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в практике конституционного правосудия: материалы Всероссийского совещания. М., 2015.
19. Слуцкая А.П. Проблема выявления взаимосвязи международных и внутригосударственных правовых норм на современном этапе развития правовой реальности: Материалы международной научнопрактической конференции «Евразийский научный форум» / А.П. Слуцкая, И.Т. Алексеева, Т.А. Подольская. – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2017.
20. Соотношение юридической силы норм международного и внутригосударственного права в правовой системе Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2015. № 2. С.38-42.
21. Сорокина В.А. Правовые семьи и их характерологические особенности в условиях социальнополитических преобразований / В.А. Сорокина, Г.Г. Петренко. – Новороссийск: Приоритет, 2016.
22. Теплова Д.О. Конституционно-правовые основы взаимодействия внутригосударственного и международного права // Евразийская адвокатура. 2018. №1 (32). С. 26-32.
23. Фастович Г.Г., Кукузеева А.В., Мустафина В.А. Соотношение международного и национального права: теоретико-правовой аспект // Эпоха науки. 2018. №16. С. 12-19.
24. Черниченко С.В. Контуры международного права: Общие вопросы. – М., 2017.
25. Черниченко С.В. Объективные границы международного права и соотношение международного и внутригосударственного права // Советский ежегодник международного права. 2015.