Фрагмент для ознакомления
2
однотомное или многотомное издание, включая все произведения или значительную их часть. Собрание сочинений призвано дать общее представление о творчестве писателя. Исходя из этого, редактор оценивает отбор произведений. Ясно, что в собрании сочинений желательно представить разные периоды творчества писателя в различных жанрах.
Собрание сочинений — высший, наиболее сложный вид изданий художественной литературы. Как правило, издаются собрания сочинений известных писателей, получивших высокую общественную оценку.
Можно готовить неполные собрания сочинений — «Избранное», «Избранные сочинения», «Избранные произведения» и полные. В неполные собрания сочинений входят наиболее характерные произведения разных периодов, а также литературная критика, записные книжки, письма.
Редактор должен иметь в виду, что собрание сочинений призвано показать духовное становление писателя, его творческий поиск, литературную судьбу.
Наиболее сложный вид собраний сочинений — полное. Для характеристики такого издания приведем слова В.Я. Брюсова: «Настоящее понятие о данном авторе получается не из знакомства с его отдельными произведениями, даже не из избранных работ, а именно из «Полного собрания сочинений». Недоговариваемое на одной странице досказывается на другой, новая мысль объединяет прежние, случайно данный образ бросает свет на созданное ранее и т.д.».
Как правило, собрание сочинений готовит большой коллектив. Формируется редколлегия, определяются составители элементов аппарата (предисловие, комментарии и т.д.). Специалисты-филологи решают вопросы создания концепции издания, состав аппарата, принципы отбора и расположения текстов. Подготовку текстов к публикации осуществляют ученые-текстологи.
Сборник (издание двух или нескольких произведений)
Наиболее распространенным видом изданий является сборник. Можно готовить сборник из произведений одного жанра (повести, рассказы, пьесы) или разных. Как правило, сборник включает произведения одного рода творчества (проза, поэзия, драматургия).
Как может рассуждать редактор при подготовке издания И.С. Тургенева? «Рассказы охотника» и роман «Отцы и дети» представляют интерес для многочисленного читателя, так как эти произведения изучают в средней школе. Однако рассматривают их в разных классах. Поэтому их нужно выпускать в разных изданиях: сборник «Записки охотника», моноиздание «Отцы и дети». Если же школьная программа предусматривает изучение нескольких романов в одном классе, очевидно, их вместе с названным романом можно выпустить в свет в виде сборника.
Рассмотрим работу редактора над сборником более подробно.
Сборник содержит ряд произведений одного или нескольких авторов, одного или нескольких жанров. Редактор может создать персональный или коллективный сборник. Чаще всего редактор привлекает к созданию сборника составителя, хорошо знающего литературный процесс, творчество отдельных авторов. Важно учитывать, что сборник должен быть ориентирован на одну читательскую категорию. Однако в конкретной практике это не всегда выполняется. Так, в 2000 г. издательство «Центрполиграф» выпустило несколько сборников произведений А. Алексина. Каждый из них включает одну-две повести и несколько небольших рассказов. Но, к сожалению, возраст читателей, на который рассчитаны произведения, был различен. Повести, представленные в издании А. Алексина, предназначены, как правило, читателям среднего школьного возраста, рассказы — читателям младшего школьного возраста. Неудачна и структура изданий. Повести для среднего школьного возраста расположены в начале изданий, рассказы для младших читателей — в конце. Ясно, что школьник, обратившийся к изданию, с интересом отнесется только к половине содержания книги (кто-то — к повестям, кто-то — к рассказам).
Сборники, как правило, не переиздают, а составляют новые. В этом проявляется динамизм, подвижность данного вида издания, возможность творческой реализации редакторской позиции за счет отбора, структуры, аппарата издания.
Работая над структурой сборника, редактор должен учесть динамизм восприятия произведений. От их последовательности зависят и отношение читателя к содержанию сочинения, и оценка читателем уровня их формы. Нельзя ставить рядом слабые и сильные работы, трудно представить в одном издании произведения разных литературных школ и направлений (скажем, романы Лескова и Мережковского), произведения разных эпох или
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Электронная литература. Основные тенденции развития и особенности влияния на аудиторию. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Бычкова О.И. Сетевая литература: вопросы формы и стиля // Наследие веков, 2015 – [Электронный ресурс] – https://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-literatura-voprosy-formy-i-stilya (дата обращения 28.05.2022).
3. Вид и тип литературно-художественного издания. Виды литературно-художественных книжных изданий: собрание сочинений, сборник, отдельное издание одного произведения (моноиздание). Особенности работы редактора над каждым из них. Типы литературно-художественных книжных изданий: научный, научно-массовый, массовый. Особенности работы редактора над изданиями различных типов. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//164/vid-i-tip-literaturno-xudozhestvennogo-izdaniya-vidy-literaturno-xudozhestvennyx-knizhnyx-izdanij-sobranie-sochinenij-sbornik-otdelnoe-izdanie-odnogo-proizvedeniya-monoizdanie-osobennosti-raboty-redaktora-nad-kazhdym-iz-nix-tipy-literaturno-xudozhestvenn/ (дата обращения: 29.05.2022)
4. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Электронная литература. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
5. Глухов, Э.В. Интернет-литература как фактор формирования современной литературной мысли / Э.В. Глухов, К.И. Николаева. // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 394-396. – [Электронный ресурс] – https://moluch.ru/archive/142/40018/ (дата обращения: 28.05.2022).
6. Горный Е.А. О гестбуках // Zhurnal.ru. Вестник сетевой культуры. – [Электронный ресурс] – http:// www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/gb (дата обращения 27.07.15).
7. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Электронная литература. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
8. Долгополов А. Художественная литература в Рунете. Формы хранения и способы функционирования // Дневник Beard_Andy: Liveinternet. – [Электронный ресурс] – http://www.liveinternet.ru/users/beard_ andy/page67 (дата обращения 27.07.15).
9. Жилина Е.Ю. Сетевая литература. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
10. Избранные стихи из машины // Сергей Тетерин - медиа арт и искусство авангарда, извлечение квинтэссенции. – [Электронный ресурс] – http://www.teterin. ru/pushkin/#st (дата обращения 27.07.15).
11. Караковский А. В. История и практика сетевой литературы // Сетевая словесность. – [Электронный ресурс] – http://www.netslova.ru/karakovski/rulinet (дата обращения 27.07.15)
12. Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна // Новое литературное обозрение. 1998. № 32. С. 29-47.
13. Костюков Л. В. Провинциализм как внутричерепное явление. // Журнальный зал. – [Электронный ресурс] – http://magazines.russ.rU/arion/2009/4/kol8 (дата обращения 27.07.15).
14. Курицын В. Н. Сон о Сети // Сетевая словесность. – [Электронный ресурс] – http://www.litera.ru/slova/ gb/kranik/index (дата обращения 27.07.15).
15. Лебедев О.М., Носов М.С. Российская интернет-литература. Достоинства и недостатки. – Ярославль: Капитолий, 2017. – 476 с.
16. Медведева Н.А. Петрова М.С. Электронная литература. Роль. Место. Задачи в структуре современной литературы. – Барнаул: Пальмира, 2018. – 432 с.
17. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Сетевая литература. Место в современной литературе. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
18. Рогачевская Е.Б. Рулинет: литература в сетях // Сетевая словесность. – [Электронный ресурс] – http://www.netslova.ru/rogachevskaya/rulinet (дата обращения 27.07.15).
19. Семенов О.В. Борисов А.В. Современная интернет-литература. Актуальные проблемы. – Иркутск: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
20. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по русскоязычной сетевой литературе. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
21. Творчество Для Всех. – [Электронный ресурс] – www.my-works.org (дата обращения 27.07.15).
22. Тихонова Е.Е. Теория и практика интернет-литературы. Справочник лингвиста и филолога. – Краснодар: Полис, 2017. – 1289 с.
23. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика сетевой литературы. Плюсы и минусы. – Белгород: ИД Собрание, 2018. – 623 с.
24. Фадеева А.Ю. Электронная литература. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
25. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Бюджетный контроль в России и зарубежных странах. – Липецк: Вектор, 2020 – 528 с.
26. Isxodnyi tekst // РОМАН. – [Электронный ресурс] – http://kodu.ut.ee/~roman_l/hyperfiction/roman.html (дата обращения 27.07.15].
27. POSTSCRIPTUM // Сергей Тетерин - медиа арт и искусство авангарда, извлечение квинтэссенции. – [Электронный ресурс] – http://www.teterin.ru/pushkin/ (дата обращения 27.07.15).