Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования мнемических способностей как основы продуктивности памяти 5
1.1.Память как психический процесс, ее структура и содержание 5
1.2. Определение параметров продуктивности мнемических способностей 9
Глава 2. Особенности развития мнемических способностей 14
2.1.Психические факторы, способствующие лучшему запоминанию и обучению 14
2.2. Основные мнемонические приёмы 18
Заключение 24
Список литературы 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что любая деятельность требует от современного человека непрерывного саморазвития, самосовершенствования интеллектуальных функций и прежде всего функции памяти. В настоящее время в психологии проблема повышения продуктивности памяти является актуальной, поскольку в условиях информационной интенсификации повышается требование к мнемической деятельности человека, что предполагает исследование и анализ главных аспектов природы мнемических способностей, их разновидностей, а также развития и влияния разнообразных психологических факторов на данные способности.
Память по своим свойствам аналогична мышце, т.е. ей также требуется тренировка, чтобы быть в тонусе, как и тело. Если ей не заниматься, то со временем она начнет давать сбой. Чем больше мозг нагружается, тем лучше он проводит анализ и запоминает информацию. Наиболее эффективные упражнения нарушают рутину умственной деятельности, и стимулирует интерес к самосовершенствованию.
Мнемоника известна человечеству ещё из древности. Уже в Древней Греции было подмечено, что память взаимосвязана с органами чувств. И чем больше эмоций получает человек в процессе жизни, тем ярче будут воспоминания. Поэтому, при тренировках по запоминанию, необходимо подключать яркие ассоциации. Каждая из мнемонических методик может быть использована для запоминания любого материала или информации. Разные мнемотехники постоянно пересекаются, помогая достичь наивысшего результата и тренировки памяти
Степень научной разработанности проблемы. Следует выделить работы таких зарубежных и отечественных исследователей, которые внесли достаточно важный вклад в разработку проблем памяти и мнемических процессов, как: П. Жане, Д. Бродбент, Дж. Сперлинг, З. Фрейд, Д. Уотсон, П.И. Зинченко, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.
В качестве объекта исследования выступает продуктивность памяти.
Предметом исследования являются мнемические способности как основы продуктивности памяти.
Цель исследования заключается в изучении условий продуктивности памяти и мнемотехнических приемов запоминания.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть память как психический процесс, ее структуру и содержание ;
-определить параметры продуктивности мнемических способностей;
-проанализировать психические факторы, способствующие лучшему запоминанию и обучению;
-исследовать основные мнемонические приёмы.
Теоретико-методологические основания исследования. В работе рассматривается культурно-историческая теория (Л.С. Выготский); трехкомпонентная модель структуры психических функций (Б.Г. Ананьев); принципы системного подхода к изучению психики (Б.Ф. Ломов); концепция способностей (В.Д. Шадриков); концепция мнемических способностей (Л.В. Черемошкина).
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования мнемических способностей как основы продуктивности памяти
1.1. Память как психический процесс, ее структура и содержание
Особую актуальность исследования памяти обуславливает ее важнейшее значение в жизнедеятельности, в особенности образовании, человека. Память, являясь существенным условием приобретения знаний, формирования умений и навыков, следует рассматривать как компонент общих и специальных способностей человека.
Отметим, что значение памяти не ограничивается своей репродуктивной функцией, заключающейся в запоминании и хранении информации. Благодаря ей выполняется важнейшая продуктивная роль, которая связана с участием в ее процессах всей личности человека.
Кроме этого, память – цементирующее начало нашей личности. Ее базовую систему, играющую сквозную роль в организации всех психических процессов, по мнению многих авторов, составляет функция управления всей жизнедеятельностью человека .
Этот теоретический тезис в исследованиях С.А. Изюмовой получает экспериментальное подтверждение . Были установлены связи между основными компонентами индивидуальности, личностными особенностями (мотивацией, темпераментом, характером), природными свойствами и характеристиками памяти, которые операционально показывают ее существенную роль и место в целостной структуре индивидуальности личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алфеева О.В. Изучение оснований типологии мнемических способностей, дипл. работа. Научн. руководитель Л. В. Черемошкина. Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 87 с.
2. Багдасарова Н.А. Память, познание и обучение: междисциплинарный подход // Инновации в образовании. – 2012. - №5. – с. 1-3.
3. Бартлетт Ф. Человек запоминает // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2008. – 816 с.
4. Быкова О.Н. Теоретико-организационные подходы к разработке программы развития мнемической деятельности у детей 6-7 лет // Перспективы науки. - №3. – 2013. – с. 224-228.
5. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧаРо, 2012. – с. 371-380.
6. Изюмова С.А., Лю Жань. Личностный подход к исследованию специфики мнемических способностей студентов разных этнических групп // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - №1. – 2013. – с. 25-30.
7. Кошкаров В.С. Память как психический познавательный процесс // Сборник материалов VI международной научно-практической конференции молодых ученых. Том I. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. – с. 36-48.
8. Молчанов К.А. Динамика изменения мнемических способностей в период поздней зрелости // Научный журнал Современные проблемы науки и образования. - №3. – 2014. – с. 100-101.
9. Молчанов К.А., Исследование мнемических способностей методом многомерного шкалирования // Вестник Ижевского государственного технического университета. Серия «Педагогика и психология». – Ижевск. - №4. – 2015. – с. 229-230.
10. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 2015. - 230 с.
11. Никишина Н.А. Структурная организация функциональных систем мнемических способностей // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2016. - № 2. – с. 52-55.
12. Петрова Е.А. Развитие и диагностика мнемических способностей учащихся в процессе обучения // Сборник материалов VI международной научно-практической конференции молодых ученых. Том I. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. – с. 146-151.
13. Руисел И., Ковач Д., Келле А. Перцептивно-мнемические процессы в личностном контексте // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 2013. - С. 25-35.
14. Сидоренко А.Л. Соотношение понятий «память» и «мнемические способности» в общей и музыкальной педагогике // «Культурная жизнь Юга России». - № 5 (34). - Краснодар: Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Тираж изготовлен в типографии ООО «Просвещение-Юг», 2016. – с. 134-135.
15. Стюхина Г.А. Развитие мнемических способностей (сравнительное исследование детей и подростков конца 20-х и начала 90-х годов). Автореф. . дис. . канд. психол. наук. М., 2006. – 16 с.
16. Хасаева Т.Х. Развитие мнемических способностей у детей младшего школьного возраста. Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2007. – 16 с.
17. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 2014. – 320 с.
18. Челпанов Г.И. Что такое мнемоника? Критика мнемоники // Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. М.: ЧеРо, 2008. - С. 658-694.
19. Черемошкина Л.В. Системогенез мнемических способностей / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская, Ю.П. Зинченко. – М.: МАКС Пресс, 2011. – с. 192-193.