Фрагмент для ознакомления
2
Одной из основных задач физического воспитания детей является развитие у них двигательных функций и умения управлять своими движениями. Упражнения на координацию движений – двигательные навыки, развивающиеся за счет самих движений, играют важную роль в решении этой задачи. Чем больше двигательных навыков у школьника, тем богаче его двигательный опыт и шире база для освоения новых форм двигательной активности.
Известно, что наиболее эффективные двигательные навыки у ребенка развиваются в 8-9 лет. Поэтому к школьному возрасту следует относиться как к периоду активного развития координационных способностей.
Актуальность темы определяется тем, что совершенствование координации направлено на подготовку учащихся 3 класса к усложняющимся условиям современного производства и высокого темпа жизни. Основным средством совершенствования координационной моторики являются специально направленные упражнения.
Объектом исследования является процесс развития координационных способностей обучающимися 3 класса.
Предметом исследования является методика развития координационных способностей у детей школьного возраста (3 класс).
Гипотеза. Предполагается, что использование на занятиях по физическому воспитанию различных средств, таких как акробатические и гимнастические упражнения динамического характера, позволяет качественно повысить уровень координационных способностей учащихся 3 класса.
Цель исследования: развитие и совершенствование координационных способностей у детей младшего школьного возраста (3 класс) в общеобразовательной школе с использованием акробатических упражнений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучение научно-методической литературы по развитию координационных способностей учащихся 3 класса;
выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей;
определить уровень развития координационных способностей школьников в 3 классе;
введение на уроках физической культуры комплексов акробатических упражнений.
В процессе работы был проведен анализ литературных источников.
В последние годы появился ряд педагогических работ С.В. Бочкина, Н.Н. Воробьева, О.В. Симакова, А.В. Хайруллина и другие авторы.
Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли работы методистов С.А. Васильева, Н.Н. Данилина, В.А. Григорьева, А.А. Огурцовой, В.С. Шишкиной, С.В. Яковлевой и др.
Как показали исследования авторов (И. А. Яковлева, Л. Ф. Пузенкова и др.), реализация в школах и учреждениях дополнительного образования специально разработанных программ, основанных на использовании различных видов двигательной активности, является одним из наиболее эффективных способов формирования и развития адаптационных способностей учащихся 3 класса к активно меняющимся производственным условиям в обществе и в целом к высокому ритму жизни современного человека.
1. Процесс воспитания координационных способностей детей младшего школьного возраста
Координационные способности – это функциональные возможности определенных органов и структур тела, взаимодействие которых определяет согласование отдельных элементов движения в едином смысловом двигательном действии. Координационные способности включают: пространственную ориентацию, точность воспроизведения движений по пространственным, силовым и временным параметрам, статическое и динамическое равновесие.
Под двигательными координационными навыками понимают способность выполнять быстро, точно, оперативно, экономно и изобретательно, т. е. более совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и неожиданные).
Одной из важнейших задач в физическом воспитании является развитие двигательных функций и умения управлять своими движениями. Еще П. Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического воспитания, отмечал важность умения вычленять отдельные движения, сопоставлять их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливаться к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью [12].
Координационные способности человека выполняют важную функцию в управлении его движениями, а именно координации, упорядочивании различных двигательных движений в единое целое, соответствующее поставленной задаче.
Четыре основные причины объясняют важность развития координационного потенциала:
Хорошо развитые координационные способности являются необходимым условием успешной физической подготовки. Они влияют на темп, вид и способ освоения спортивной техники, а также на его дальнейшую стабилизацию и дифференцированное использование техники. Координационные способности приводят к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к усилению двигательных ощущений.
Только развитые координационные способности являются необходимым условием подготовки детей к жизни, труду и службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению трудовой деятельности при постоянно возрастающих требованиях в рабочем процессе, повышают способность человека управлять своими движениями [4].
Координационные навыки обеспечивают щадящее использование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, поскольку точно дозированные во времени, пространстве и степени наполнения мышечные усилия, а также оптимальное использование соответствующих фаз релаксации приводят к рациональному использованию сил.
Разнообразие вариантов упражнений, необходимых для развития координационных способностей, является залогом того, что можно избежать однообразия на занятиях, а также обеспечить радость от участия в спортивных мероприятиях.
Поэтому, помимо физических качеств, в младшем школьном возрасте не менее важно совершенствовать координационные способности детей в 3 классе.
Координационные способности понимаются как способность человека координировать и подчинять отдельные движения в единую целостную двигательную деятельность.
Для эффективного развития координационных способностей необходима разработка конкретных методов и средств совершенствования соответствующих видов координационных способностей на основе общего подхода к физическому воспитанию с учетом их места и роли в общей системе двигательной активности человека. Отсюда необходимость классификации координационных способностей [5].
Применительно к детскому спорту можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями:
- способность к реагированию;
- способность к равновесию;
- ориентационная способность;
- дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность.
Способность к реагированию — это способность быстро и точно начинать движения по определенному сигналу. Различают зрительно-моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки является время отклика на различные сигналы. Например, старт по свистку, флажковые сигналы или сигнал, подаваемый голосом.
Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тела при разнообразных движениях и позах. Различают статическое и динамическое равновесие. Первыми применяют так называемые «равновесные» упражнения, то есть движения и позы в условиях, затрудняющих удержание равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бег, прыжки, различные виды лазания и так далее [16].
Второй путь основан на выборочном улучшении анализов, обеспечивающих сохранение баланса. Для улучшения вестибулярной функции следует использовать упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями. Например, кувырок вперед, перекат в сторону (колесо).
Ориентировочная способность – это способность определять и изменять положение тела в пространстве и времени, особенно с учетом изменяющихся ситуаций или движущегося объекта. Например, выход после прыжка в три оборота, акробатических прыжков, вольных упражнений в гимнастике и так далее.
Способность к дифференцированию – это способность достигать высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом. Например, броски из разных точек ринга, ритмическое мастерство при бросках.
Ритмическая способность – это способность определять и осуществлять характерные динамические изменения в ходе двигательного действия. Ритмичный характер работы с телом позволяет наиболее эффективно выполнять любое двигательное действие с относительно небольшими заливками. Например, вольные упражнения под музыку.
Основным средством развития координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности, содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно повышать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также внешних условий [3].
Наиболее широкой и доступной группой средств развития координационных способностей являются общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц.
Для развития способности быстро перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой весьма эффективными средствами являются подвижные и спортивные игры, бег по пересеченной местности, лыжные гонки.
Итак, упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не выполняются автоматически. Затем, они теряют свое значение, так как основаны на умении и осуществляются при тех же постоянных условиях двигательного действия, но стимулируют дальнейшее развитие координационных способностей.
1.1 Характеристика общих и специфических видов координационных способностей и их значение
Многие существующие и возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, в частности к координационным механизмам, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов. Включение человека в сложную систему «человек-машина» создает необходимые условия для быстрого восприятия ситуации, обработки полученной информации за короткий промежуток времени и предельно точных действий по пространственно-временным и силовым параметрам с общая нехватка времени. Хорошо развитые координационные навыки помогают человеку справиться со всем этим.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин, А.А. Подвижные игры как средство формирования координационных способностей у младших школьников [Текст] А.А. Аникин // Вестник спортивной науки. – 2014. - №6. – С. 17-19.
2. Атаманова, С.А., Яворская, Е. Е. Развитие координационных способностей баскетболистов // Портал образования. Высшее образование. — 2019. — С. 6.
3. Барчуков, И.С. Основы физической культуры. Теория и методика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. С. Барчуков, Г. В. Барчукова, Ю. Н. Назаров. — Москва: ЮНИТИ, 2016. — 294 с.
4. Ботяев, В.Л. Актуализация форм контроля и оценки координационных способностей в младшем школьном возрасте / В.Л. Ботяев, К.А. Ко-това, С.В. Ботяев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - Т. 3. - № 4. - С. 81-84.
5. Ботяев, В.Л. Взаимосвязь и динамика проявления координационных способностей как фактор актуализации системы спортивного отбора [Текст] / В.Л. Ботяев, Е.В. Павлова // Вестник спортивной науки. – 2015. - №2. – С. 23-26.
6. Вавилов, А.Л. Развитие координационных способностей средствами баскетбольного фристайла / А. Л. Вавилов, А. В. Зайцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 458-462.
7. Гневнова, Г.Р. Как лучше поддерживать оптимальный уровень двигательной активности учащихся? / Г. Р. Гневнова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 181-183.
8. Есаулов И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: уч. СПб.: Лань; Планета музыки, 2017. - 256 с.
9. Илларионова, А.В. Особенности внутримышечной и межмышечной координации при дозированном усилии в условиях неустойчивого равновесия / А.В. Илларионова, Л.В. Капилевич // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 12. - С. 44-46.
10. Капустин, А.Г. Развитие физических качеств средствами игровой деятельности [Текст] / А.Г. Капустин // Физическая культура в школе. – 2016. №1. – С. 15-19.
11. Кузиков, М.М. Методика «Комплексное физическое развитие»: инновационный подход к физическому воспитанию детей (теоретико-методологические подходы) / М.М. Кузиков, С.С. Уделов, Е.В. Быков // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2017. - Т. 15. - № 3. - С. 21-28.
12. Лях, В.И. Тенденции изменения психического развития и координационных способностей школьной молодежи в ХХ в. и двух десятилетиях XXI века. (обзор) / В.И.. Лях // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. 82-91.
13. Максачук, Е.П. Ценности физической культуры и спорта в жизни подрастающего поколения [Текст] / Е.П. Максачук // Физическая культура в школе. – 2015. - №1. – С. 39-41.
14. Нечкина, С.Р. Развитие координационных способностей у детей 10–12 лет / С. Р. Нечкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 134-137.
15. Никитушкин, В.Г. Формирование координационных способностей детей 4-12 лет [Текст] / В.Г. Никитушкин, С.В. Малиновский, Ю.И. Разинов, А.В. Аулова // Вестник спортивной науки, 2012. - № 2. - С. 25-29.
16. Овчинников, Ю.Д. Эстетическая гимнастика: эстетичность и многозначительность / Ю.Д. Овчинников // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2017. - № 6. - С. 44-49.
17. Пирогов, С.В. Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры / С. В. Пирогов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 436-440.
18. Пятых, М.А. Спортивно-оздоровительный и начальный этап спортивной подготовки - фундамент будущих успехов. Физиологический аспект адаптации детей к физическим нагрузкам / М.А. Пятых, С.С. Уделов, Е.В. Быков // Актуальные проблемы спортивной подготовки, оздоровительной физической культуры, рекреации и туризма. Адаптивная физическая культура и медицинская реабилитация: инновации и перспективы развития: Материалы Всерос. науч. -практической конференции (г. Челябинск, 27-28 октября 2020 г.): в 2 т. - Челябинск: УралГУФК. -2020. - Т. 1. - С. 217-224.
19. Раджапов, У.Р. Методика обучения учащихся младших классов на уроках по лёгкой атлетике / У. Р. Раджапов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 832-835.
20. Сафин Л.Я. Особенности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/02/94516.
21. Тезиков, Д.А. Формирование физических качеств у учащихся кадетских полицейских классов на уроках по физической культуре с использованием прикладных видов спорта и военно-спортивных игр / Д. А. Тезиков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 124-127.