Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Несомненно, физические нагрузки очень полезны для нашего организма, но, тем не менее, не стоит нагружать своё тело ненужными упражнениями или перенапрягать его. Каждый из нас имеет свои индивидуальные отличия, на которые стоит обратить внимание, прежде чем подбирать себе комплекс физический нагрузок.
Для подобных случаев были созданы специальные комплексы упражнений и определённые формы физической культуры, которые учитывают все особенности организма и помогает максимизировать возможности развития жизнеспособности человека.
К разновидности физкультуры относят:
1) Фоновая
2) Массовая
3) Адаптивная
4) Лечебная (ЛФК)
Прежде чем мы поговорим об особенностях данных форм физической культуры, нам следует понять, что же такое физическая культура?
Физическая культура - это неотъемлемая доля культуры, нацеленная на поддержание крепкого здоровья человека, развивающая здоровый образ жизни и сохраняющая достигнутое физическое развитие на определённое время. Многовековой опыт подготовки и приобщения человека к жизни позволил физической культуре взять за основу многообразие ценностей, знаний и норм, которые и сейчас используются человечеством для полноценного развития психофизических, волевых и нравственных качеств личности. В течение осмысленной физической активности вырабатываются заложенные в человека природой психофизические умения .
Целью данной работы является рассмотрение адаптивной физической культуры как новой интегральной науки, учебной дисциплины, области социальной практики.
Задачи:
- описать особенности и характеристики адаптивной физической культуры;
- изучить виды адаптивной физической культуры;
- рассмотреть актуальность адаптивного спорта на примере параолимпийского движения;
- рассмотреть современные возможности адаптивной физической культуры на примере иппотерапии, аква-фитнеса.
Объект исследования – адаптивная физическая культура.
Предмет исследования – возможности современной адаптивной физической культуры как учебной дисциплины, сферы социальной практики и интегральной науки.
Глава 1 Сущность адаптивной физической культуры
1.1 Особенности и характеристики адаптивной физической культуры
Адаптивная физическая культура (АФК) - это совокупность средств, направленных на лечение, профилактику и реабилитацию людей с ограниченным потенциалом. Данный вид физической культуры помогает людям лучше справляться со сложившимися барьерами и помогает обозначить свою значимость в социуме . Адаптивная физическая культура это направление деятельности, которое приносит социально-значимые и индивидуально важные достижения и показатели, повышающие всесторонний рост личности с индивидуальными особенностями в различных сферах жизнедеятельности. Главенствующей целью АФК является развитие и поиск определенной гармонии всех эмоционально-физических граней личности с ограниченным потенциалом (например: физических, интеллектуальных, психоэмоциональных и т. и.), лечение, профилактика и реабилитация его организма с применением различных физических заданий и медицинских приемов.
Целью адаптивной физической культуры является разработка системы мероприятий, чтобы восстановить или компенсировать физические возможности и интеллектуальные способности ребенка-инвалида, улучшить его адаптацию к социуму, увеличить уровень функционального состояния организма.
На рисунке 1 мы показали задачи адаптивной физической культуры.
Рисунок 1 – Задачи адаптивной физической культуры
Принимая во внимание то, что главной целью адаптивной культуры является помощь в развитии организма с конкретными особенностями, который находится в болезненном состоянии, существует необходимость в четком регламентировании методов и способов реализации поставленных целей. Данную деятельность регламентирует Федеральный закон от 04.12.2007 No 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» .
В данном законе (ст. 31) идет четкое разграничение деятельности специализированных органов медицинского учреждения и способы повышения степени развития организма с особенностями: «АФК, ЛФК, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».
В нее входит несколько основных положений, важных для людей с определенными характерностями, например:
Для проведения мероприятий направленных на повышения развития физического, психического, интеллектуального, состояния человека с применением методов адаптивной физкультуры необходимо назначать и проводить лечение в специально оборудованных центрах (реабилитационные центры, физкультурно-спортивные клубы для лиц с ограниченными возможностями, физкультурно-спортивные организации);
АФК – это неотъемлемая часть физической культуры, применяющая определенные комплексы различных средств, способствующих психофизической реабилитации людей с ограниченным потенциалом;
Мероприятия по физическому развитию для инвалидов или же адаптивный спорт, имеет прямое нацеливание на социальное привыкание и психофизическую реабилитацию лиц с характерными особенностями здоровья;
Доступность является приоритетом в занятиях АФК с лицами с ограниченными возможностями. И данный концепт доступности занятиями специальными физическими нагрузками пропагандируется в массы, концентрируясь на условиях приоритетности;
При прохождении обучения в соответствующих или специализированных образовательных организациях должно быть учтены все особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, для которых создаются специальные условия, которые учитывают их характерности, а так же физического здоровья;
Для помощи лицам с ограниченным потенциалом и инвалидам любые образовательные организации имеют право создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному и лечебно-профилактическому спорту;
Адаптивная физическая культура является неотъемлемой частью лечебно-профилактической культуры. Ведь для полного и всестороннего развития ослабленного организма необходима совокупность специальных методов лечения и профилактики, адаптации организма к окружающей его среде.
Оздоровительная физическая культура или лечебная физкультура – определенная проверенная и специализированная совокупность действий направленная на лечение, профилактику и медицинскую реабилитацию людей . В данной форме физического воспитания последовательность и применение физических нагрузок строиться путем методически разработанных и специально подобранных условиях их реализации и контроля за их выполнением. При их применении должно учитываться характер заболевания, его особенности, стадия и степень болезненного процесса в органах и системах.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бакай И. Н., Здоровьразвивающие технологии в физической реабилитации детей младшего школьного возраста с вегетативными нарушениями // Теория и практика физической культуры. — 2019. — № 5. — С. 56-58
2) Василенко С. Г., Беренштейн Г. Ф. - Методология и методы исследования морфофункционального статуса детей и подростков.-Витебск, 2018.
3) Винокуров Л. В., Психофизиологические предпосылки подготовленности высококвалифицированных дзюдоистов-паралимпийев спорта слепых к соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 8. — С. 43-45.
4) Голикова Е. М., Концептуальные основания региональной системы адаптивной физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 7. — С. 32-34.
5) Евсеев С. П., Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями и конвенция ООН о правах инвалидов : реалии и перспективы // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 8. — С. 40-45
6) Евсеев С. П., Шапкова Л. В. АФК. - М., 2019.
7) Евсеев С. П., Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями и конвенция ООН о правах инвалидов : реалии и перспективы // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 8. — С. 40-42.
8) Евсеев С. П., Инновационные технологии дополнительного профессионального образования по адаптивной физической культуре // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 10. — С. 80-82.
9) Емельянова И. Д., Коррекция психофизического состояния у старших дошкольников с нарушениями речи посредством адаптивной физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 6. — С. 70-71
10) Ивакина Л. А., Организация занятий в плавательном бассейне с детьми с ОВЗ // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 5. — С. 84-90
11) Кардамонова, Н. Н. Плавание, лечение. Развитие, спорт [Текст] /Н. Н. Кардамонова. – Ростов-н/Д : Феникс, 2020.
12) Кохан С. Т., Патеюк А. В., Мингалова М. С., Григус И. М. Использование иппотерапии в физической реабилитации больных с различной патологией // Journal of Education, Health and Sport. 2015. Vol. 5, No. 2. С. 289–296.
13) Лечебно-верховая езда у пациентов с расстройствами опорно-двигательного аппарата: метод. рекомендации / под ред. В. С. Мякотных. Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2016.
14) Литош Н.Л. АФК.: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии.- М., 2019.
15) Лопухова О. Г., Газизов К. К. Психотерапия и обучение с участием лошади: теория, практика и связь с экопсихологией. Текст: электронный // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2020. T. 1, No 1.URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 25.02.2022).
16) Насибуллина Д. М., Коррекция физической подготовленности студентов специальной медицинской группы с использованием индивидуальных программ // Теория и практика физической культуры. — 2019. — № 4. — С. 54-56
17) Тихоненко Л. М., Влияние ходьбы на развитие выносливости у пожилых людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 5. — С. 57-58
18) Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения 24.05.2022)
19) Фетисов А. М., Методика начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет // Теория и практика физической культуры. — 2017. — N 8. — С. 18-25
20) Фирилева Ж. Е., Адаптивная гимнастика в педагогической системе непрерывной физической реабилитации // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 9. — С. 43-46
21) Чухно П. В., Национальные виды спорта в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2019. — № 2. — С. 73-74
22) Шалаева И. Ю., Организационно-методические особенности проведения занятий по плаванию в специальных медицинских группах // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2017. — № 3. — С. 79-85
23) Шапкова Л. В. Средства АФК. - Москва, 2019.
24) Шкляренко А. П., Функциональные показатели эффективности занятий адаптивной физической культурой при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2021. — № 4. — С. 61-63
25) Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. М.: Изд-во ИРПО, 2000.
26) Янчик Е. М., Физкультурно-рекреационные занятия со студентами, имеющими неспецифические заболевания органов дыхания // Теория и практика физической культуры. — 2019. — № 2. — С. 60-61