Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что данная тема
касается непосредственно прибыли, получение которой является целью любого
коммерческого организации. Поскольку современная система учёта и отчётности,
не обеспечивает достаточной прозрачности условий формирования прибыли,
необходимо исследовать правила его формирования, которые зависят от решений
пользователей бухгалтерской отчётности.
Современная финансовая система России и механизмы ее прогрессивного
функционирования должны быть направлены как на развитие всей социально-
экономической системы государства, так и на поэтапную собственную
модернизацию. В процессе модернизации механизмов функционирования
финансовой системы предполагается усовершенствовать комплекс мероприятий,
направленных на адаптацию финансовой системы к новым мировым финансовым
и экономическим процессам, в частности санкциям со стороны развитых стран, не
имеющих аналогов в новой экономической истории.
Финансовая система – это денежные отношения, возникающие между
субъектами экономики в процессе общественного воспроизводства и
перераспределения общественного продукта. Финансовая система тесно связана с
экономическими системами различного уровня организации.
Поэтому целью данной работы является изучение финансового
регулирования экономики. Для достижения цели необходимо решить следующие
задачи:
1) Изучить актуальные аспекты финансовой системы в развитии экономики
страны;
2) Дать анализ финансового регулирования экономики на примере АО
«Татэнерго».
Объектом исследования является экономическая деятельность АО
«Татэнерго».
Предметом исследования является особенности регулирование экономики.
КР.450100.38.03.01.-2021.ПЗ
Лист
4
Изм. Лист № докум. Подп. Дата
1 Теоретические и методические основы финансового регулирования
экономики
1.1. Актуальные аспекты финансовой системы в развитии экономики страны
Финансовое регулирование экономики – это совокупность отношений между
субъектами хозяйствования, складывающихся в процессе взаиморасчетов,
возникающих в системе общественного воспроизводства. Экономика и финансы тесно
связаны друг с другом. Хозяйственные системы строятся на воспроизводственном
процессе, включающем в себя ряд элементов:
1. Производство востребованных потребителями товаров и услуг.
2. Распределение готовых благ через прямое государственное регулирование или с
помощью рыночного механизма.
3. Доведение благ до покупателей через оптовые и розничные сети.
4. Конечное потребление готовой продукции и услуг.
На каждом этапе субъекты вступают в хозяйственные отношения, при этом
осуществляют денежные или иные финансовые взаиморасчеты за оказываемые услуги
или поставляемые товары [3, с. 36].
Движение денежных средств от участников хозяйственного процесса
осуществляется в противоположном направлению движению готовой продукции и
услуг. Основой экономики является производственный процесс, который включает в
себя несколько этапов, каждый из которых строится, в том числе, на денежных
отношениях.
Первый этап – это создание благ, требующее ресурсов, факторов производства,
капитальных вложений. Далее осуществляется распределение готовых благ в
зависимости от потребностей рынка. Доведение готовых товаров и услуг до
покупателя осуществляется через розничную или оптовую торговую сеть.
Завершающим этапом является полное потребление благ. Принцип функционирования
финансовой системы зависит от того, каким образом в ней образуются доходы
субъектов. Поэтому Финансовое регулирование экономики может быть
КР.450100.38.03.01.-2021.ПЗ
Лист
5
Изм. Лист № докум. Подп. Дата
централизованной и децентрализованной. Она так же делится на:
Государственные финансы.
Финансы реального сектора.
Рынок финансов.
Финансы в сфере международного обращения. Государственные финансы
связаны с формированием и распределением национального дохода. Они
направляются на обеспечение функций государственного аппарата управления,
выполнения социальных и оборонных обязательств перед населением.
Реальный сектор получает доход, выплачивая его часть в пользу
государственного бюджета. Финансовый рынок страны – это инструмент
перераспределения денежных средств и фондовых инструментов. Международное
обращение подразумевает денежные отношения, складывающиеся в ходе
установления партнерских отношений между странами.
Таким образом, экономический процесс всегда сопровождается встречным
движением финансов. Значение финансовой системы велико. Она пронизывает все
сферы жизни общества. При ее дестабилизации нарушается функционирование
экономики, возникают негативные социальные, политические явления [2, с. 66].
В зависимости от принципов формирования доходов в обществе финансовые
системы могут быть децентрализованными и централизованными. Финансовый оборот
в стране принято делить на государственные деньги, частные деньги, личные
сбережения, международные финансы и финансовый рынок. Государственные деньги
составляет бюджет, формируемый из налоговых поступлений от субъектов
хозяйствования. Он направлен на обеспечение функционирования аппарата
управления, а так же осуществления социальных и защитных обязательств
государства. Частные финансы и личные сбережения принадлежат экономическим
агентам, задействованным в общественном воспроизводстве. Финансовый рынок
создает условия для распределения средств с помощью фондовых инструментов и
производных от них. Международные финансы используются при установлении
договорных отношений между странами.
Особенности финансовой системы России. Национальные финансовые системы
имеют свои особенности, сложившиеся под влиянием исторических, политических,
КР.450100.38.03.01.-2021.ПЗ
Лист
6
Изм. Лист № докум. Подп. Дата
социальных и иных преобразований. Финансовая структура РФ представляет собой
комплекс отношений и институтов, выполняющих определенные роли при
использовании денежных средств. Она включает в себя следующие элементы:
1. Бюджет.
2. Внебюджетные фонды.
3. Государственную и коммерческую банковские системы.
4. Страхование личное и имущественное.
5. Финансовые средства предприятий, личные сбережения граждан.
Главным государственным органом регулирования финансовой системы России
является Министерство финансов. В его обязанности входит выполнение
распоряжений Правительства, а также обеспечение проведения единой финансовой
политики во всех сферах жизни общества. На региональном и муниципальном уровнях
так же существуют государственные организации, выполняющие соответствующие
функции на местах.
Центральный банк России так же является одним из органов государственного
управления, оказывающим влияние на банковскую структуру страны. Счетная палата
занимается контролем над исполнением статей бюджета федерального уровня, а
федеральное казначейство отслеживает выполнение финансовой политики. За
формирование бюджета отвечают налоговая и таможенная службы [5, с. 146].
Финансовая структура страны позволяет государственной власти управлять
централизованными и децентрализованными финансовыми фондами, а также
накопительными фондами. Их пополнение осуществляется за счет поступлений в
бюджет. Главным звеном системы является государственный бюджет. В нем
аккумулируются денежные средства, которые распределяются согласно
политическому курсу.
Перспективы развития финансовой системы России. Основной проблемой
бюджета России является централизация средств на федеральном уровне. Такое
положение приводит к дестабилизации региональных и местных бюджетов, что
негативным образом сказывается на экономическом развитии. Так же органы местной
власти испытывают зависимость от центрального аппарата управления, доходы
местных бюджетов недостаточны для выполнения ими своих прямых обязанностей.
Налоговая система переживает период внедрения технических и технологических
КР.450100.38.03.01.-2021.ПЗ
Лист
7
Изм. Лист № докум. Подп. Дата
инструментов оптимизации налоговых поступлений [1, с. 368].
Проблемой остается теневая часть экономики, не приносящая доходов в бюджет.
Неналоговые платежи плохо контролируются. Из-за централизации бюджета местные
власти не заинтересованы в развитии бизнеса на местах. Плохо работает система
налоговых льгот и преференций. Различные преобразования в налоговой системе
страны показали, что нагрузка на бизнес только увеличилась, что мешает ему
развиваться. Важно установить доверительные отношения между налоговыми
органами и плательщиками.
Преодоление проблем в области льготного налогообложения возможно в
условиях более гибкого подхода к их применению. Прогрессивная система
налогообложения в России будет работать плохо, так как не налажен сбор
статистических данных о доходах граждан в различных регионах страны. Денежно-
кредитная политика оказывает прямое влияние на развитие общественного
воспроизводства [17, с. 25].
Для ее эффективного функционирования необходимо разработать методику
пересмотра ставки рефинансирования, позволяющей банкам удерживать приемлемый
процент на различные виды кредитов. Первоочередной задачей становится
выравнивание уровня ключевой ставки. Так же необходимо внести правовые
изменения в законодательство страны, позволяющие Банку России инвестировать в
российскую экономику [4, с. 10].
Оптимизация обращения денежной массы в Росси сводится к выполнению
следующих положений:
1. Сокращение государственных издержек на поддержание наличности.
2. Уменьшение расходов на проведение взаимных платежей.
3. Увеличение скорости расчетов.
4. Снижение доли теневой экономики.
5. Рост ресурсов банковских структур.
6. Повышение финансовой грамотности населения.
Существующие в финансовой структуре РФ проблемы носят системный
характер. В их основе лежит ставка на встроенные механизмы саморегулирования
рыночной экономики. Однако, российскую экономику сложно назвать полностью
рыночной, потому что около 50% [3, с. 8].
КР.450100.38.03.01.-2021.ПЗ
Лист
8
Изм. Лист № докум. Подп. Дата
Итак, Финансовое регулирование экономики играет в жизни общества настолько
важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические
последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах за ней ведется жесткий
контроль государства. С помощью использования определенных методов, государство
стремиться добиваться такого ее состояния, которое будет сопоставимо с интересами
развития всей экономики, с эффективным решением постоянно возникающих
экономических задач.
1.2. Основные направления развития финансовой системы
Основой для благополучия и процветания любой страны является экономика.
Стабильно развивающаяся экономика, которая обеспечивает высокий уровень жизни,
достойные зарплаты и экономический рост должна быть построена на правильном
распределении финансов. Правильное распределение финансов – это работа
правительства и финансовых институтов страны.
Правильное построение экономики базируется на правильном управлении
финансовой системой. Как и любая система, Финансовое регулирование экономики
является совокупностью различных правил, объектов и законов, по которым
формируются финансовые отношения в государстве [23, с. 77].
Финансовое регулирование экономики состоит из следующих подсистем:
подсистема государственного бюджета;
подсистема внебюджетных фондов;
подсистема кредитований (государством и банками);
подсистема фондов страхования (имущества, жизни, финансов);
подсистема различных финансов предприятий, хозяйств и органов, которые
выполняют цели регулирования экономики и стабилизации экономического курса.
Первые три подсистемы являются централизованными подсистемами
регулирования и управления экономикой.
Главный орган, который руководит финансовой системой – Министерство
финансов России. Данный орган руководит исполнительными механизмами в
бюджетной, налоговой и золотовалютной политике. Также эти функции выполняют и
КР.450100.38.03.01.-2021.ПЗ
Лист
9
Изм. Лист № докум. Подп. Дата
органы власти в субъектах Российской Федерации.
Финансовой системе подчиняется и кредитная подсистема, которая выполняет
функции управления деньгами государства и кредитования населения и компаний.
Важный орган государственного управления финансами – Центральный банк
России, который обеспечивает регулирование и управление банковскими
организациями и осуществляет регулирование курса национальной валюты и
кредитную политику.
Финансовой контроль за государственным бюджетом страны
осуществляет счетная палата России. А контроль за своевременную уплату налогов
физическими и юридическими лицами осуществляет Федеральная налоговая служба.
Она управляет сбором налоговых средств, контролирует правильность налоговых
сборов, их своевременность и правомерность.
Также пополнение казны государства осуществляет таможенная служба России,
которая отвечает за контроль экспортных и импортных пошлин в частности.
Данная система образована следующими подсистемами:
подсистема бюджетных фондов (государственный бюджет);
подсистема внебюджетных фондов;
подсистема страховых фондов и кредитов;
денежно-валютная подсистема;
подсистема финансов компаний и предприятий.
Все подсистемы или фонды образуются за счет реализации денежно-валютных
отношений. Каждая подсистема выполняет функцию распределения национального
дохода государства.
Чтобы построить правильную систему, нужно изложить ряд принципов
(своеобразных правил), которым должна удовлетворять система:
1. Единство системы – общая материальная база всех подсистем. Все подсистемы
подчиняются единым правовым актам и законам. Все планы по развитию экономики и
расходованию средств непрерывно связаны в всех уровнях подсистем.
2. Конкретность выполнения задачи. Каждое звено выполняет определенную
функцию. Например, Пенсионный фонд должен обеспечивать только социальное
обеспечение, фонд медицинского страхования – только медицинское страхование
КР.450100.38.03.01.-2021.ПЗ
Лист
10
Изм. Лист № докум. Подп. Дата
граждан, налоговая служба должна обеспечивать только исполнение налогового
законодательства и т.д. [14, с.119]
Методы, по которым осуществляется деятельность финансовой системы. Метод
(или способ) собирания денег:
1. Налоги (на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на землю и т.д.).
2. Сборы и пошлины (от торговых операций).
3. Штрафы.
4. Добровольные внесения средств (банковские вклады, покупка ценных бумаг,
обеспечение облигаций, инвестирования крупных частных организаций).
5. Средства по страхованию.
Методы распределения денег:
1. Финансирование (предоставление средств безвозмездно),
2. Кредитование – предоставление средств с условиями возврата (чаще всего с
процентами).
3. Выплаты, расчеты (пенсии, пособия, зарплаты, страховки и т.п.).
Бюджетная система России. Данная система состоит также из подсистем трех
уровней:
1. Общий бюджет (федеральный бюджет).
2. Совокупность бюджетов субъектов РФ (республик, краев, автономных округов,
областей, автономных областей).
3. Совокупность местных бюджетов (городские, поселковые, районные).
Данная система является самой главной составляющей финансовой системы
государства. Она организовывает распределение бюджета на нужды граждан страны:
на оборону, промышленность, образование, инфраструктуру, здравоохранение,
торговлю и прочее.
Государственный бюджет страны пополняется за счет налоговых поступлений,
пошлин на товары. Также огромную долю доходов в бюджет Российской Федерации
составляют доходы от экспорта энергоресурсов – нефти и газа. Поэтому финансовая
деятельность государства образует все доходные и расходные статьи бюджета.
Формирование статей дохода регламентировано налоговым и бюджетным
законодательством [11, с.88]
Внебюджетная подсистема. Это все средства, которые не включаются в
КР.450100.38.03.01.-2021.ПЗ
Лист
11
Изм. Лист № докум. Подп. Дата
основной бюджет государства и направлены на строго определенные цели. Они имеют
собственные источники пополнения и не зависят от налоговой и бюджетной политики.
Эта подсистема обособлена от госбюджета и направлена на привлечение
капитала для инвестиций в приоритетные отрасли экономики и инфраструктуры.
Значимые для общества проекты и институты, такие как социальное страхование,
пенсионное обеспечение и обеспечение пособий также частично исполняются
внебюджетными фондами. Подсистема страховых фондов и кредитов. Финансовые
кредиты представляют собой систему получения финансов и предоставления гарантий
выплат по кредитам. В кредитах нуждаются многие граждане страны и компании.
Средства, выданные по кредитным договорам являются дополнительными
инвестициями в экономику субъектов Российской Федерации.
Государственное страхование представляет собой систему, одним из участников
договора по страхованию в которой выступает государство. В эту подсистему входит
важная составляющая социального страхования – выплата государством пенсий и
пособий, обеспечение медицинского страхования граждан, страхование военных и
служащих правоохранительных органов. Эта подсистема формирует специальные
страховые фонды для обеспечения этих функций (например, Пенсионный фонд РФ,
Фонд медицинского страхования, федеральные фонды страхования). Финансы
компаний и предприятий. Это самостоятельная часть финансовой системы России и
представляет собой совокупность средств, полученных в результате финансовой
деятельности предприятий [21, с.168]
Финансы компаний образуют базовую и самую важную составляющую общей
финансовой системы государства, т.к. на этом уровне образуется большое количество
капиталов, преобразуются ресурсы, которые превращаются в товары потребления.
Именно на товарах и услугах завязана большая часть товарно-денежных отношений,
формирующих систему финансов государства в виде налогов, пошлин и страховых
взносов. Основной источник финансов в финансовой системе образуется за счет
предприятий – материальные ресурсы. Товары, услуги. Все это формирует
национальное богатство и национальный доход.
Органы, контролирующие систему финансов России
Данные органы называют специально уполномоченными и они осуществляют
функцию управления финансами:
КР.450100.38.03.01.-2021.ПЗ
Лист
12
Изм. Лист № докум. Подп. Дата
1. Законодательные органы: верхняя палата, парламента – Совет Федерации
России и нижняя палата – Государственная Дума РФ.
2. Исполнительные органы: правительство РФ, Министерство финансов, Счетная
палата, Казначейство, Налоговая, Центробанк РФ.
Финансовое регулирование экономики России выполняет разнообразные
функции, взаимодействуя с другими компонентами макроэкономической системы.
Она представляет собой сгруппированные по признакам финансовые отношения,
которые повсеместно присутствуют в нашей жизни; складываются эти отношения
между государством, юридическими и физическими лицами. Исходя из этой позиции,
наши личные финансы, финансы всего населения, семейный бюджет составляют
определенную сферу финансовых отношений и входят в общую финансовую систему
России. Функционально-институциональные уровни финансовых отношений
и функционирования финансовой системы указан в приложении 1 [18, с. 5].
Таким образом, Финансовое регулирование экономики России, как и любая
система состоит из подсистему, главными из которых являются: Министерство
финансов, Центробанк, Налоговая служба.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. I. Нормативно-правовые материалы:
2. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря
1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
3. Гражданский Кодекс Гражданский кодекс Российской Федерации (часть
первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ
(ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) – Доступ из
справочноправовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от
02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газета.
2007. 31 июля.
5. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от
11.06.2021) // «Российская газета» от 30.12.2008
6. Основные направления государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства на 2013 - 2030 годы [Электронный ресурс] :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/c00f2876ab
0dd093b178ab9ee67e1b4a609f34b6/
7.
8. II. Специальная литература:
9. Алимбаев, А.А. Цифровая экономика: особенности формирования и
тенденции развития / А.А. Алимбаев // Экономика: стратегия и практика. –
2019. – Т. 14. № 1 (49). – С. 57- 69.
10. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия) [Электронный
КР.450100.38.03.01.-2021.ПЗ
Лист
34
Изм. Лист № докум. Подп. Дата
ресурс] : учебник / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,
2018. - 292 с. – Режим доступа : https://new.znanium.com/read?id=59204.
11. Боброва, О. С. Основы бизнеса: учебник и практикум для вузов / О. С.
Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 330
с.
12. Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса: учебное пособие для
вузов / Н. А. Проданова, Е. И. Зацаринная, Е. А. Кротова, В. В. Лизяева; под
редакцией Н. А. Продановой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство
Юрайт, 2021. – 229 с.
13. Жиделева, В.В.Экономика предприятия [Электронный ресурс] : учеб.пособие
/ В.В.Жиделева , Ю.Н.Каптейн , - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-
М, 2020. - 133 с. – Режим доступа : https://new.znanium.com/read?id=344847.
14. Кеворкова, Ж.А. Практические основы бухгалтерского учета источников
формирования имущества организации: учебник / Ж.А. Кеворкова, Л.А.
Мельникова, Е.Н. Домбровская, Т.В. Лесина. – Москва: КноРус, 2021. – 127 с.
15. Крикливец, А. А. Методы оценки и анализа эффективности финансово-
хозяйственной деятельности предприятия / А. А. Крикливец, П. С. Сухомыро.
// Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 235-237.
16. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности: учебное
пособие для вузов / Е. Е. Кузьмина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2021. – 455 с.
17. Кузьмина, Е. Е. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Е. Е. Кузьмина. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 455 с.
18. Кулмаганбетова, А. С. Инновационный потенциал малого и среднего бизнеса:
теория и практика оценки (по материалам предприятий Казахстана):
монография / А. С. Кулмаганбетова, И. Н. Дубина, Ж. Б. Рахметулина. –
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 166 c.
19. Маевская, Е.Б. Экономика организации [Электронный ресурс] : учебник / Е.Б.
Маевская. – М. : ИНФРА-М, 2020. – 351 с. – Режим доступа :
https://new.znanium.com/read?id=345007.
КР.450100.38.03.01.-2021.ПЗ
Лист
35
Изм. Лист № докум. Подп. Дата
20. Москвитин, Г.И. Финансовый менеджмент: технологии, методы, контроль /
Г.И. Москвитин. - М.: Русайнс, 2019. - 320 c.
21 Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания
потребительского общества : учебник. 5-е. изд., стер. / А.М. Фридман. – М. :
Дашков и К, 2019. – 656 с.
22 Хегай, Ю.А. Анализ стратегического планирования ПАО НК «Роснефть» /
Ю.А. Хегай // Экономика и предпринимательство. 2019. № 1 (102). – С. 1042-
1044.
23 Чажаев, М.И. Особенности инновационного развития в условиях цифровой
экономики / М.И. Чажаев // Известия Кабардино-Балкарского научного
центра РАН. – 2018. – № 6-3 (86). – С. 195-198.
25 Чеберко, Е. Ф. История предпринимательства: учебник и практикум для
вузов / Е. Ф. Чеберко. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 123 с.
26 АО «Татэнерго» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://www.tatenergo.ru/about/environmental/ (Дата обращения: 15.05.2022).
27 Малый и средний бизнес / Министерство экономического развития Российской
Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/smallBusiness (Дата обращения:
15.05.2022).
28 Официальный сайт Акционерного общества «Федеральная корпорация по
развитию малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://corpmsp.ru (Дата обращения: 15.05.2022).