Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛИЧНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В БАСКЕТБОЛЕ 5
1.1. Особенности физической подготовки в баскетболе 5
1.2.Особенности циклического построения тренировочного процесса в баскетболе 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ЦИКЛИЧНОЙ ТРЕНИРОВКИ В БАСКЕТБОЛЕ 14
2.1. Методы и результаты исследования 14
2.2. Планирование цикличного тренировочного процесса в баскетболе 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Фрагмент для ознакомления
2
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходится в зависимости от ситуации. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Известно, что специализация школьников в баскетболе должна базироваться на общей физической подготовке и немыслима без разностороннего физического развития учащихся, приобретения и совершенствования жизненно важных навыков и способностей. Важнейшим принципом обучения на занятиях является принцип дифференцированного обучения и индивидуальный подход к каждому [1, c.18].
Таким образом, рассмотрение вопроса цикличного построения тренировочного процесса в баскетболе является актуальной и требует дальнейшего разъяснения.
Цель исследования - исследовать особенности цикличности спортивной тренировки в баскетболе.
Объект исследования – тренировочный процесс в баскетболе.
Предмет исследования – особенности цикличности спортивной тренировки в баскетболе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности физической подготовки в баскетболе;
2. Представить особенности циклического построения тренировочного процесса в баскетболе;
3. Описать методы и этапы начального эксперимента;
4. Описать методы и средства циклической подготовки в баскетболе.
Методы исследования: сбор и анализ методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение; тестирование.
База исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛИЧНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В БАСКЕТБОЛЕ
1.1. Особенности физической подготовки в баскетболе
Физическая подготовка понимается как педагогический процесс, направленный на всестороннее и специальное физическое развитие, совершенствование жизненно важных двигательных качеств, повышение функциональных возможностей и укрепление здоровья занимающихся.
Физическая подготовка тесно связана со всеми другими сторонами подготовки баскетболистов. Высокий уровень развития быстроты, силы, ловкости, выносливости становится главным условием овладения техникой и тактикой баскетбола. В то же время реализация задач физической подготовки способствует формированию важных психических и морально-волевых качеств. В этом единстве находит свое подтверждение присущая игровой деятельности баскетболистов целостность всех двигательных проявлений, обеспечивающих рациональный выбор решений и их осуществление в условиях спортивного единоборства [12, c. 14].
Развитие физических качеств, необходимых баскетболисту, процесс длительный и достаточно сложный. Дело в том, что игра в баскетбол предъявляет исключительно высокие требования к физической подготовленности занимающихся. Наивысшего уровня в развитии одного какого-то качества можно добиться только в результате значительного уровня развития остальных. Однако не все качества мирно уживаются друг с другом. Поэтому правильным будет добиваться необходимой пропорциональности в их развитии. Это создаст «общее поле двигательных возможностей», индивидуально всегда разное и обусловленное главным образом генетическими предпосылками. Такая индивидуализация физической подготовленности создаст максимум условий для ее проявления, и, прежде всего, за счет компенсации отстающих качеств более развитыми.
Раздел физической подготовки состоит из двух самостоятельных подразделов: общая и специальная физическая подготовка [2, c. 22].
Общая физическая подготовка ставит своей целью создать все необходимые предпосылки для обеспечения высокого уровня развития специальных физических качеств, правильного физического развития и разносторонней физической подготовленности.
Специальная физическая подготовка направлена на приобретение высокого уровня развития специальных физических качеств и достижение высокого совершенства в деятельности функциональных систем организма. Реализация этих целей представляет собой главное условие для достижения высоких спортивных результатов. И поэтому она занимает основное место в системе подготовки спортсменов высокой квалификации [18, c.74].
В процессе общей физической подготовки баскетболистов решаются такие задачи:
1. Разностороннее физическое развитие занимающихся.
2. Укрепление здоровья.
3. Повышение функциональных возможностей.
4. Приобретение спортивной работоспособности.
5. Развитие основных физических качеств.
6. Овладение жизненно важными прикладными навыками.
7. Стимулирование восстановительных процессов [11, c. 21].
Специальная физическая подготовка направлена на решение следующих задач:
1. Последовательное совершенствование функциональной деятельности организма.
2. Развитие специальных двигательных качеств.
3. Способствование овладению техникой и тактикой игры.
4. Достижение спортивной формы.
5. Совершенствование психической подготовленности [11, c. 23].
Специальная физическая подготовка фактически представляет собой физиологическую основу для достижения высоких спортивных результатов. Иногда ее называют физической кондицией или, иначе, физическим условием, определяющим возможности спортсмена. И хотя направленность специальной подготовки вполне определенна, она тесно примыкает к подготовке общей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баталов, Э.М. Дифференцированный подход к тренировке баскетболистов-студентов / Э.М. Баталов // Вестн. спортив. науки. - 2006. - N 3. - С. 17-22.
2. Влияние спортивных нагрузок на функциональное состояние и регуляторно-адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы юных баскетболистов с учетом соматотипологической принадлежности / А.В. Шаханова [и др.] // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - N 11. - С. 21-23.
3. Вуттен, М. Как добиться успеха в подготовке баскетболистов / М. Вуттен ; [пер.с англ. А.В. Зубковой]. - М.: ТВТ Дивизион, 2008. - 400 с.
4. Ганиев, Р.Г. Особенности структуры и содержания программы начальной предпрофессиональной подготовки молодых баскетболистов / Р.Г. Ганиев, С.Г. Фомин, О.Е. Лихачев // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2015. - N 8. - С. 69-70.
5. Гришина, Е.И. Определение специальной подготовленности у баскетболистов в различные периоды тренировочного процесса / Е.И. Гришина, Т.П. Генинг // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - N 6. - С. 39.
6. Губа, В.П. Оценка уровня развития двигательных способностей юных баскетболистов / В.П. Губа, А.В. Родин, А.Д. Скрипко // Физическая культура в школе. - 2015. - N 1. - С. 57-60.
7. Еремин, И.В. О прыгучести баскетболистов в различных видах прыжков / И.В. Еремин // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2006. - N 12. - С. 38.
8. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений физической культуры / Ю.А Ермолаев.; Гос. комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму. - М.: СпортАкадемПресс, 2001 - 443 с.
9. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 264 с.
10. Каинов, А.Н. Организация работы спортивных секций в школе. Программа, рекомендации / А.Н. Каинов. - М: «Учитель».– 2014.– 168 с.
11. Костикова, Л.В. Особенности обучения и тренировки баскетболистов 10-13 лет / Л.В.Костикова, А.А. Шерстюк, И.Н. Григоривич. – М.: Типография С.Принт, 1999. -32 с.
12. Кузин, В.В. Баскетбол: Начальный этап обучения / В. В. Кузин, С. А. Полиевский; Науч. ред. Л.В. Костикова. - М. : Физкультура и спорт, 1999.
13. Лепёшкин, В.А. Баскетбол : подвижные и учебные игры / В. А. Лепёшкин. - М. : Советский спорт, 2011. - 98 с.
14. Нестеровский, Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 033100 «Физическая культура» / Д. И. Нестеровский; Рец.: Ю.Д. Железняк, В.М. Шулятьев. - М. : Академия, 2008. - 336 с.
15. Поплавский, Л. Ю. Развитие физических качеств баскетболистов : метод, пособие для тренеров по баскетболу / Л. Ю. Поплавский, 3. М. Хромаев. - Кемерово : 2006. - 111 с.
16. Портнов, Ю.М. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры / Ю.М. Портнов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.
17. Родин, А.В. Баскетбол в университете : Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе : Учебное пособие : Электронный ресурс / А. В. Родин, Д. В. Губа; А.В. Родин, Д.В. Губа. - Москва : Советский спорт, 2009. - 168 с.
18. Скворцова, М.Ю. Методика проведения занятий по физической подготовке баскетболистов: учеб. Пособие / М. Ю. Скворцова; ГУ КузГТУ. – Кемерово, 2007. – 112 с.