Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Дошкольный возраст является уникальным и самоценным периодом развития. Именно в это время закладываются такие важные и фундаментальные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность, воображение и творческая позиция. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Он стремиться к самостоятельности, из этого противоречия рождается самостоятельная деятельность ребенка - игра. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности.
В формировании разностороннего развития личности ребенка играм отводится важнейшее место. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Игра, с одной стороны, создает зону ближайшего развития ребенка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, ее содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей. По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра.
Главное назначение игры – социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
В сюжетах детских игр отражаются сферы взрослой жизни – ребенок пробует себя в разных ролях: работник (в системе родственных взаимоотношений), член семьи (в быту), потребитель социальных благ (в профессиональной деятельности). В игре дети передают внутреннее состояние того, кого они в данный момент изображают. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребенок учится относиться как к настоящему.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.
Объект исследования: сюжетно-ролевая игра.
Предмет исследования: особенности сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования: изучить особенности сюжетно-ролевой игры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику понятия «игра», рассмотреть виды игр;
2. Изучить понятие «сюжетно-ролевая игра» в психолого-педагогической литературе;
3. Изучить структуру сюжетно-ролевой игры;
4. Выделить виды сюжетно-ролевой игры;
5. Выявить значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения, списка использованных источников.
Общая характеристика понятия «игра», виды игр
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. Являясь ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра в наибольшей степени способствует развитию, его психических процессов.
Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области овладения речью, и должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей [16].
Определение игры – одна из наиболее сложных проблем в педагогике. Согласно данным Л.С. Выготского существует много различных определений игры. Мы рассмотрим некоторые из них.
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [25].
К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии [24].
В.А. Сухомлинский подчёркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающий огонёк пытливости и любознательности [20, с. 24].
Большое внимание роли игры в психическом развитии ребенка уделял Л. С. Выготский. «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов» — писал Л. С. Выготский [3, с.64]. Ребенок в этом возрасте сознает свои отношения со взрослыми, он на них аффективно реагирует, но в отличие от раннего детства он обобщает эти аффективные реакции (ему импонирует авторитет взрослых вообще и т. д.). Наличие таких обобщенных аффектов в игре не означает также того, что ребенок сам понимает те мотивы, ради которых игра затевается, что он делает это сознательно. Он играет, не сознавая мотивов игровой деятельности. Это существенно отличает игр от труда и других видов деятельности.
В своих исследованиях Д.В. Менджерицкая определила в качестве предмета исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение. Игра, по ее данным, возникающая на основе нравственного ценного сюжета, воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения не только в ходе игры, но и (в значительной мере) в повседневной жизни. Дети по собственному побуждению ориентируются на привлекательный для них игровой образ. Он вызывает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герой, то есть дети выражают свое отношение к нему, комбинируют имеющиеся представления, искренне переживают изображаемые события. Д.В. Менджерицкая, определяя игру как социальную практику ребенка, его реальную жизнь в обществе сверстников, подчеркивала актуальность проблемы использования игры в целях всестороннего воспитания, и, в первую очередь, формирования нравственной стороны личности [12].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Берлянд, И. Е. Игра как феномен сознания / Берлянд И. Е. - Кемерово : АЛЕФ, 1992. - 93 с.
2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре. /А.К. Бондаренко - М.: Знание, 1984-192с.
3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. -306с.
5. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец ; под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
6. Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Особенности формирования игровой деятельности детей в средней группе // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989
7. Игра дошкольника / [Л. А. Абрамян и др.]; Под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 1989. - 284 с.
8. Калиниченко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие/ А.В. Калиниченко, Ю.В. Микеляева, В.Н. Сидоренко. - М.: Айрис-пресс, 2004. -112с.
9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 - 416 с.
10. Консультация «Предпосылки формирования сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте» [электронный ресурс]: https://u19.edu35.ru/attachments/article.pdf
11. Малыхина, А. С. Понятие о сюжетно-ролевой игре. Структурные элементы игры / А. С. Малыхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 539-542
12. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре : [Пер. с рус.] / Д. В. Менджерицкая; Ред. Т. А. Комарова [Т. А. Маркова]. - Кишинев : Лумина, 1985. - 151 с.
13. Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном учреждении [электронный ресурс]: https://kolobok7.ru/konsultacii/syuzhetno-rolevaya-igra-vozrast.html.
14. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - Изд. 3-е, испр. - Москва : Линка-Пресс, 2015. - 91 с.
15. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический проект,4-е издание, 2002 -160с.
16. Основы дошкольной педагогики [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1980 – 271 с.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 705 с.
18. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях : (из опыта работы ) / под ред. М. А. Васильевой ; [сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова]. - Москва : Просвещение, 1986. - 109 с.
19. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова // Психологическая наука и образование, 2010, № 3.
20. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский; [Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик]. - 4-е изд. - М. : Политиздат, 1982. - 270 с.
21. Теория сюжетно-ролевой игры, ее роль в развитии личности. Структура и особенности развития [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/26/konsultatsiya-dlya-pedagogov-struktura-syuzhetno-rolevoy-igry.
22. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.
23. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с.
24. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания : опыт пед. антропологии / Константин Ушинский. - М. : Фаир-Пресс, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 574 с.
25. Чинькова, Н. С. Игровые технологии в культурно-досуговой деятельности детей и подростков : учебно-методическое пособие / Н. С. Чинькова, Е. Ю. Никитина; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск] : Южно-Уральский центр РАО, 2019. – 227 с.
26. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 360 с.