Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время профессиональная компетенция работника важна в любой сфере деятельности. Профессиональный этикет юриста формируется на основе норм правового и нравственного мышления. Этика - философская наука о нравственности, изучающая отношения человека к миру, объектом которой является мораль. Она способствует правильной оценке ситуации выбора, призвана решать те нравственные проблемы, которые возникают перед каждым, определяет смысл жизни и помогает разобраться в себе. Соблюдение этических норм является важной составляющей общения любого человека, умение держать себя в обществе, опора на мораль и высшие ценности - конечная точка разума человека. Ведь перечисленные качества включают в себя незаменимые и самые верные правила поведения.
Объект исследования – общественные отношения в сфере определения понятия, структуры и содержания профессиональной этики юриста.
Предметом настоящего исследования является этика юриста, основанная на правовых и нравственных требованиях, предъявляемых к лицам, осуществляющих свою деятельность, на профессиональной основе.
Цель исследования – комплексный анализ понятия, предмета и содержания профессиональной этики юриста.
Задачи исследования:
- исследовать понятие и предмет профессиональной этики юриста;
- проанализировать содержание и структуру профессиональной этики юриста;
- рассмотреть проблемы профессиональной этики юриста.
Проводимое исследование основывается на анализе действующих кодексов профессиональной этики лиц, образующих юридическое сообщество.
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЮРИСТА
1.1 Понятие и предмет профессиональной этики юриста
На современном этапе развития российского общества возрастает интерес к роли этики как в правовой, так и в общественной жизни.
Это обусловлено тем, что этические нормы, являясь универсальными регуляторами жизни общества, способны обеспечить стабильность и упорядочение всех происходящих в нем процессов и социальных явлений, посредством своих аксиологических (ценностных) характеристик .
Для этических ценностей важны «личные убеждения, мотивы и самооценки» каждого отдельного индивидуума .
В свою очередь, «суммарная совокупность этических ценностей отдельных индивидуумов, проживающих в отдельном сообществе, тесно взаимодействующих друг с другом и, в своем большинстве разделяющие эти ценности, составляют его общую нравственность» .
Здесь следует обратить внимание на возрастание аксиологической роли этических норм «в интеграции общества и отдельных общественных групп, объединившихся в профессиональные сообщества» .
Так, в каждой профессии есть свои особенности, свои нравственные проблемы, но среди всех профессий существуют такие, в которых возникает повышенное внимание к нравственной стороне выполняемых функций. В связи с этим, среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.
Однако термином «профессиональная этика» обычно обозначают не столько отрасли этической теории, сколько своеобразный нравственный кодекс людей определенной профессии. И, большее значение он имеет для профессий, объектом которых, является человек. К таким профессиям можно отнести врачей, учителей, юристов.
В связи с чем, мы может сформулировать понятие «профессиональная этика» как совокупность правил поведения группы людей, определенной профессии для обеспечения нравственных норм.
Рассуждая о сущности профессиональной этики, необходимо коснуться вопроса о ее задачах. Их можно выделить несколько. Так, по мнению учёных, к задачам профессиональной этики юриста в области уголовного процесса следует отнести:
1. Решение проблем, связанных с необходимостью полного, широкого внедрения общих принципов и норм морали в уголовный процесс; разработка проблем регулирования профессиональной деятельности следователей, судей, прокуроров, адвокатов и управления ею в соответствии с нравственными основами судопроизводства; выявление и определение нравственных принципов и норм деятельности юриста в уголовном процессе; создание учения о его профессиональном долге.
2. Всестороннее раскрытие нравственной сущности уголовно-процессуального закона; содействие дальнейшему совершенствованию процессуальных норм.
3. Исследование роли нравственных начал в обеспечении законности в уголовном процессе; раскрытие высоконравственного смысла принципа законности в деятельности всех участников уголовного процесса.
4. Исследование нравственных отношений участников уголовного процесса, взаимосвязи правовых и нравственных отношений; определение должных взаимоотношений между всеми участниками уголовного процесса с точки зрения моральных принципов; изучение моральных норм как основы нравственных отношений в уголовном судопроизводстве.
5. Разработка требований, которым должно соответствовать нравственное сознание следователя, прокурора, судьи, адвоката; содействие формированию необходимых для данной профессии нравственных черт; предупреждению и искоренению деформационных качеств, появляющихся в результате длительного выполнения профессиональных функций, а также вследствие невысокой общей, правовой и нравственной культуры отдельных лиц.
6. Изучение проблем, связанных с повышением эффективности нравственного воспитания в уголовном процессе.
7. Исследование проблемы взаимоотношений общественных и личных интересов в уголовном процессе .
Специфика профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя, адвоката сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий, но обычны в сфере судопроизводства. Например, судья не вправе ни в какой форме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против подсудимого и т.д. Следовательно, профессиональная этика юриста должна включать и специфические нравственные нормы, определяющие поведение людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические нравственные правила, адресованные работникам юридической профессии, не могут противоречить общим для всех принципам и нормам морали. Они лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юридической деятельности .
К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.
Основу предмета этики составляет учение о социальной природе нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания, отражающиеся в категориях этики.
Явления, рассматриваемые этикой, чрезвычайно сложны и многообразны, связаны с тонкими аспектами межличностных отношений, поэтому определение любого такого явления не может вместить в себя всей палитры существующих характеристик. Вот почему этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит предназначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т. д. Этика также изучает источник происхождения моральных ценностей, обшую природу морали, ее специфику и роль в жизни общества и человека. Она как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Вместе с тем этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступить в том или ином случае, она формулирует лишь общие принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.
В литературе, посвященной проблемам этики работников юридической профессии, нет единства терминологии. Можно встретить следующие термины: этика представителей права, профессиональная этика юриста, юридическая этика, правовая этика, судебная этика. Ряд авторов пишут о следственной этике, экспертной этике, адвокатской этике.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституцию РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ; от 30.12.2008 № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2-ФКЗ; от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
2. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 2021. № 15. Ст. 2430.
3. Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016) // Бюллетень актов по судебной системе. 2013. № 2.
4. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 15.04.2021) // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2003. № 2.
5. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации: Решение Правления Федеральной нотариальной палаты: протокол от 15.02.2016 № 02/16 (утв. Минюстом России 12.08.2019) (ред. от 23.04.2019) // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 03.11.2020).
6. Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2010 № 114 (ред. от 16.09.2020) // Справочный электронный портал официальной правовой информации. [Электронный ресурс] // URL://http:legalacts.ru (дата обращения: 23.05.2022).
7. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации: приказ Следственным комитетом РФ от 11.04.2011 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.05.2022).
8. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)) // Бюллетень «Официальные документы в образовании», декабрь 2011. № 36.
Научная литература
9. Абросимова, О.К. Взаимодействие права и морали в современном российском обществе: Автореферат дис. ... на соискание ученой степени кандидата юридических наук / О.К. Абросимова. – Саратов, 2001. – 31 с.
10. Богомолов, О.Т. Экономика и общественная среда / О.Т. Богомолов // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. – М., 2008. –231 с.
11. Букреев, В.И. Этика права /В.И. Букреев, И.Н. Римская. – М., 2014. – 569 с.
12. Еникеев З.Д. Актуальные проблемы юридического образования и правового воспитания в современной России и других странах СНГ / З.Д. Еникеев // Евразийский юридический журнал. – 2010. – № 11 (30).
13. Ермошин, Г.Т. Современная концепция статуса судьи в Российской Федерации / Г.Т. Ермошин // Журнал российского права. – 2013. – № 8. – С. 90–100.
14. Жалинский, А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста: учеб. – 2–е изд., перераб. и доп. /А.Э. Жалинский – М.: «Проспект», 2009. – 390 с.
15. Иванченков, Ю.В. Этические правила поведения адвоката в уголовном процессе / Ю.В. Иванченков // Юрист. – 2011. – № 21. – С. 30–¬34.
16. Игнатенко, В.А. Влияние этических норм на качество правовой жизни общества: философско–правовой аспект / В.А. Игнатенко // В сборнике: Этические аспекты профессиональной и правоприменительной деятельности. Материалы региональной (межвузовской) научно–практической конференции. – Красноярск, 2021. – С. 21–23.
17. Игнатенко, В.А. Правосознание как элемент правовой культуры / В.А. Игнатенко // В сборнике: Формирование правовой культуры молодежи в условиях современной образовательной среды. Материалы региональной (межвузовской) научно–практической конференции. – Красноярск, 2021. – С. 27–31.
18. Игнатенко, В.А. Специфика реализации этических норм в деятельности членов совещательно–консультативных органов / В.А. Игнатенко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 1 –3 (52). – С. 87–92.
19. Карпов, Н. Нравственные основы прокурорской деятельности / Н. Карпов // Законность. – 2008. – № 12. – С. 25–27.
20. Кутафин, О.Е. Глава государства / О.Е. Кутафин. – М.: Проспект. 2013. – 211 с.
21. Нарциссова, С.Ю. Профессиональная этика юриста: учебное пособие / С.Ю. Нарциссова, Е.В. Розанова, А.А. Соловьев. – М.: Эдитус, 2021. – 150 с.
22. Оболонский, А.В. Этические ценности – «спасательный круг» в меняющемся мире / А.В. Оболонский // Эко¬номика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. – М., 2008. – 439 с.
23. Одинцова, О.В. Профессиональная этика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / О.В. Одинцова. 2–е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 144 с.
24. Профессиональная этика сотрудников ОВД: Хрестоматия / сост. Ю.А. Полетухин. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 184 с.
25. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И.Н. Соротягин, А.Г. Маслеев. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 318 с.
26. Романовская, О.В. Кодекс профессиональной этики нотариусов в системе российского законодательства / О.В. Романовская // Нотариус. – 2011. – № 5. – С. 2–5.
27. Черненко, А.К. Философия права. / А.К. Черненко. – Новосибирск: Наука. Сиб. Предприятие РАН, 1998. С.62. 153 с.
28. Этика: Избранные труды / П.А. Кропоткин. – М, 2011. – 463 с. 540 с.
29. Юревич, А.В. Нравственное состояние современного российского общества / А.В. Юревич // Социоло¬гические исследования. – 2009. – № 10. – С. 76.