Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Налог является одним из старейших финансовых институтов, который был создан путем создания государства в качестве основного источника ресурсов для сбора государственных служащих и обеспечения материальной поддержки для выполнения ими своих функций. Тогда многое изменилось в мире, задачи и функции государства обрели совершенно новую значимость.
Налоговый вопрос является одной из самых сложных проблем, реализующих экономические реформы в нашей стране, т.к. именно налоговая система является необходимым элементом рыночных отношений, что во многом зависит от экономического успеха. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику как регулятор негативных последствий рыночной ситуации. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом государственного управления на финансовом рынке. Законодательство разных стран имеет свои особенности, в том числе различные положения, основанные на их национальных интересах.
Для экономических агентов эффективная налоговая оптимизация так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, не только из-за возможности экономии затрат, но и для обеспечения общей безопасности организации и ее должностных лиц. Одной из задач организаций и индивидуальных предпринимателей является разработка оптимальных решений производственно-хозяйственной деятельности таким образом, чтобы налоговые потери от законных сделок были минимальными.
Но любое снижение налогов налогоплательщиками сталкивается с активным сопротивлением со стороны фискальных и правоохранительных органов государства, поскольку государство вынуждено отстаивать свои финансовые интересы. Многие хозяйствующие субъекты не подозревают, что система сбора налогов создана не оптимально, что приводит к негативным последствиям их деятельности.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговые проверки как регулятор негативных последствий рыночной ситуации. В частности, налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом государственного управления на финансовом рынке.
Объект работы – налоговые проверки.
Предмет – права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов при проведении налоговых проверок.
Цель работы – провести анализ прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов при проведении налоговых проверок, а также изучить, какую значимость они несут в себе к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные термины и содержание налогов и налогообложения;
2. Проанализировать особенности налоговых проверок и их роль;
3. Привести налогоплательщики и налоговые агенты как субъекты налоговых отношений;
4. Раскрыть правовой статус и ответственность налогоплательщиков;
5. Изучить правовой статус и обязанности налоговых органов;
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Агирбова А.А. «Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства», Болатаева А.А. «Налоговая система», Бочарова О.Ф. «Налоги как инструмент инновационного развития», Воробьева Е.В. «Налоговая система: основные направления модернизации», Дубина Ю.Ю. «Современная налоговая система, основные направления ее развития» и т.д.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты налогов и налоговых проверок. Во второй главе проведен анализ прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов при проведении налоговых проверок. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВ И НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
1.1 Основные термины и содержание налогов и налогообложения
Налог - это обязательный платеж, получаемый государством в целях оплаты общественного спроса от юридических и физических лиц - предприятий, организаций и граждан. Налоговая система с правовой точки зрения - норма, установленная законодательными актами, регулирующими размер, форму, способ и условия представления государством части доходов предприятия, организации и населения.
Есть два важных аспекта понимания налоговой системы. Во-первых, налогообложение является объективной экономической категорией с присущей ей природой (с объективной точки зрения); во-вторых, присущая природе налогообложения имеет конкретную и видимую форму юридического выражения в процессе использования в реальной экономической жизни (эти два аспекта тесно связаны и взаимосвязаны, что на практике представляет собой организационную единицу, их необходимо отличать друг от друга).
Налоговая система как объективная категория является исходным и базовым понятием, определяющим основные сущностные характеристики налогообложения. Исходными и базовыми категориями являются широкие абстрактные понятия объективных экономических отношений. Объективная сущность налоговой системы не зависит от конкретных экономических реалий, она определяется только факторами, которые приводят к возникновению этой категории [5, с. 154-162].
Возникновение налогообложения обычно связано с возникновением государства: формирование государственных институтов и распределение общественно-политических функций между государственными институтами неизбежно требуют формирования фондов финансовых ресурсов, поэтому необходимы инструменты для формирования таких фондов. Этим инструментом стал налог, и его основной целью изначально было формирование материальной базы (финансовых ресурсов и средств) для обеспечения того, чтобы функции государства отвечали интересам всего общества. С развитием страны и расширением ее функций роль налогообложения возросла, но суть его осталась прежней.
Следовательно, налогообложение, как экономическая категория, выражает денежные отношения между государством и физическими и юридическими лицами. Это происходит в процессе перераспределения вновь созданной стоимости в валовом национальном продукте. Объективный аспект налогообложения находит свое отражение на практике. На протяжении всего периода существования налогообложения каждое индивидуальное налоговое поведение не зависит ни от истории и экономического этапа развития страны, ни от причин налогообложения в конкретной стране, ни от каких-либо других факторов.
Субъективные аспекты налогообложения (его конкретный вид, уровень ставок, система социального обеспечения и т.д.), с другой стороны, предопределяются внешней средой, в которой действует налогообложение. Что здесь особенно важно: уровень социально-экономического развития страны, тип национальной структуры, масштаб и масштаб задач, стоящих перед обществом в этот период, оказывает существенное влияние на национальные особенности национальной налоговой системы.
Субъективная часть проявляется в процессе ее фактического использования (в форме налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на потребление и т.д.). Установление налогообложения заключается в определении понятия налогообложения и налоговой ставки, эквивалентной налогообложению, путем принятия налогового законодательства [12, с. 112-142].
С развитием и совершенствованием теории налогообложения также развиваются взгляды людей на понимание термина «налог». А. Смит определяет налогообложение как бремя, налагаемое государством в законодательстве, которое определяет его размер и форму оплаты.
А. Смит представил доклад о непродуктивном характере государственных расходов, согласно которому налогообложение наносит вред обществу. Но в то же время А. Смит считал, что налогообложение является осознанной необходимостью и необходимостью для экономического и социального развития. Таким образом, можно сказать, что, хотя каждый налогоплательщик несет очевидные убытки при передаче части своих доходов государству, налогообложение как институт является коллективным благом для общества.
Нынешнее определение налогообложения подчеркивает обязательный характер налогообложения и отсутствие прямой связи между интересами граждан и налогообложением. По сути, налогообложение – это, когда домашние хозяйства или предприятия вынуждены платить деньги (или передавать товары и услуги) правительству в обмен на то, что домашние хозяйства или предприятия напрямую не получают товары или услуги [3, с. 10-44].
Налоговое законодательство Российской Федерации определяет искомое понятие следующим образом: налогообложение относится к обязательным, личным и бесплатным платежам, взимаемым с организаций и физических лиц в форме распоряжения средствами, принадлежащими их собственности, хозяйственному управлению или правам на управление бизнесом, для финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципалитетов.
В российском понятии «налогообложение» установлено несколько моментов правового характера, которые важны для понимания природы налогообложения, а именно:
а) прерогатива законодательного органа утверждать налогообложение;
б) основной особенностью налогообложения является односторонний характер его установления;
в) освобождение от уплаты налогов с физических лиц;
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 23 ноября 2020 года)
3. Указ Президента РФ от 31.12.1991 N 340 (ред. от 19.07.2001) «О Государственной налоговой службе Российской Федерации»
Библиографический список
4. Агирбова, А.А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства / А.А. Агирбова. – М.: Наука, 2019. – 120 с.
5. Болатаева, А.А. Налоговая система / А.А. Болатаева. – М.: Наука, 2019. – 101 с.
6. Бочарова, О.Ф. Налоги как инструмент инновационного развития / О.Ф. Бочарова. – М.: Логос, 2018. – 167 с.
7. Воробьева, Е.В. Налоговая система: основные направления модернизации / Е.В. Воробьева. – СПб.: Наука, 2019. – 201 с.
8. Дубина, Ю.Ю. Современная налоговая система, основные направления ее развития / Ю.Ю. Дубина. – М.: Логос, 2018. – 134 с.
9. Имыкшенова, Е.А. Налоговые проверки и сборы: некоторые вопросы классификации / Е.А. Имыкшенова. – М.: наука, 2020. – 125 с.
10. Казакова, О.Б. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики: учебное пособие / Казакова О.Б. – М.: Палеотип, 2019. – 164 c.
11. Крохина, Ю.А. Налоговое право: учебник / Ю. А. Крохина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 495 с.
12. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение / Л.Н. Лыкова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 357с.
13. Польская, Г.А. Теоретические аспекты управления налоговой системой на современном этапе / Г.А. Польская. – СПб.: Нова, 2017. – 11 с.
14. Пономарев, А.И. Экономический и налоговый потенциал налоговой системы развитых стран / А.И. Пономарев. – М.: Наука, 2020. – 151 с.
15. Рябинин, А.В. О функциях налоговых проверок / А.В. Рябинин. – М.: Логос, 2018. – 201 с.
16. Сидорова, А.В. Становление и развитие налоговых проверок / А.В. Сидорова. – СПб.: Наука, 2020. – 301 с.
17. Худяков, А.И. Основы налогообложения зарубежных стран: учебное пособие / А.И. Худяков. – СПб.: Европейский Дом, 2019. – 432 с.
18. Шестакова, Е. В. Налоговая оптимизация / Е.В. Шестакова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. — 331 с.
Электронные источники
19. Компьютерная справочная поисковая система [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.01.2021. URL: http://www.consultant.ru
20. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. Дата обновления: 20.09.2021. URL: http://www.nalog.gov.ru