Фрагмент для ознакомления
2
Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любого заведения. Это особенно актуально в условиях инновационного развития библиотеки. Повышение профессионального уровня персонала обеспечивает эффективность выполнения работниками своих обязанностей, расширение границ их компетенции, возможность овладения новыми функциональными обязанностями.
В современных условиях изменяются требования к профессиональной компетенции библиотечных работников, поскольку престиж библиотечной профессии в известной степени зависит от их профессионального уровня. Постоянно растут профессиональные требования к молодым специалистам в сфере библиотечного дела, ведь на отличие от других специальностей, библиотечная профессия требует не только профессиональных библиотечных знаний, но и знаний по широкому кругу наук.
На данный момент в каждой библиотеке должна быть целевая программа постоянного обучения, переобучения и повышения квалификации, пополнения профессиональных знаний работников по современным информационным технологиям, вопросам обеспечения приоритетных направлений информационной, культурно-просветительской и воспитательной деятельности. Поддерживать на требуемом, должном уровне компетенцию библиотечных специалистов на протяжении всего периода трудовой деятельности призвана система непрерывного библиотечного образования, составной частью которого является система повышения квалификации.
Тем не менее, ни государственная политика, ни усилия администрации организации не отменяют самообразование библиотекаря, и его личные усилия для развития собственных профессиональных компетенций. В этой связи особо актуальным представляется изучение тенденций саморазвития библиотекаря, его профессиональных навыков и знаний.
На данный момент изучению проблемы подготовки библиотечных кадров уделено достаточно большое количество внимания в научной литературе. Исследования в области профессионального образования библиотекарей нашли отражение в трудах Ю. Н. Столярова, Н. И. Гендиной, Г. А. Ивановой и других ученых.
Однако зачастую вопрос подготовки библиотекарей представлен в научной литературе слишком широко. При этом в последние годы развитие приобрела концепция профессиональной подготовки библиотечных специалистов в целом. Следует отметить, что в библиотечном деле России больше проработаны этапы профессионального и постпрофессионального образования, а вопрос самообразования имеет огромный практический опыт, но не систематизирован. Кроме того, в достаточной мере внимание не уделяется исследованию траекторий саморазвития профессионалов в области библиотечного дела.
Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является исследование тенденций саморазвития профессионалов библиотечного дела на примере профессионального опыта современных библиотекарей города Москвы. Исходя из заданной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить историю направлений профессионального развития библиотечных кадров с XVII по XX в. в России.
2. Охарактеризовать источники профессионального саморазвития библиотекаря на современном этапе.
3. Исследовать методы и способы саморазвития библиотекаря
4. Проанализировать планирование и этапы реализации индивидуальной траектории саморазвития библиотекаря
5. Изучить и разработать творческий перспективный план самообразования библиотекаря как инструмента повышения профессиональной квалификации.
Научная работа состоит из введения, трёх глав и заключения, а также списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ
Мыслитель германской классической философии Г. В. Гегель утверждал, что все существует только в движении, развитии. Именно противоречие, по мнению Гегеля, лежит в основе любого движения и самодвижения, а также является всеобщим принципом саморазвития. Самопознание является средством преодоления человеческих недостатков, которое направляет на развитие природных задатков через самосовершенствование. На развитие личности, как утверждают ученые, влияют четыре фактора – наследственность, среда, воспитание и активность. Конечно, наследственность влияет на развитие человека, но каждая личность дополняет заложенные в ней от природы качества, реализуя при этом свой потенциал путём саморазвития и самосовершенствования. Согласно толкованиям философских словарей, развитие – это необратимое, закономерное, целенаправленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов.
В целом, можно утверждать, что саморазвитие – это внутренний процесс, определенный способ реагирования человека на влияние среды, осознанное совершенствование себя самим человеком. В исследованиях современных ученых определяется, что саморазвитие библиотекарей — обязательная составляющая современного библиотечного дела, показатель субъектности библиотекаря на всех этапах его непрерывного образования.
История развития библиотечного дела в Российской империи неразрывно связано с периодом XVII-XVIII вв., когда сама печатная книга получила большое распространение в широких слоях населения. Важно, что именно в этот период книга служила не только источником информации, но и способом самообразования и начального образования. Конечно, это поспособствовало обеспечению определённого уровня грамотности населения, но наибольшего расцвета самообразование достигло в XIX в. Это было связанно с огромными социальными изменениями в общественной жизни, подъемом революционного движения, отменой крепостного права, приобщением к общественной деятельности широкого круга разночинной интеллигенции. В этот период следует выделить значение трудов К.Д. Ушинского, который рассматривал стремление к самообразованию как главную важнейшую цель работы. Развитию знаний о самообразовании поспособствовал и А.Т. Болотов, который, в свою очередь, впервые заявил о самообразовании и его научных основах в Российской империи.
Тем временем, к концу столетия в России выделяется группа просветителей, которые непосредственно занимались проблемами самообразования: В. Чарнолуский, Н. Кареев, И. Записной, Н. А. Рубакин. Параллельно с этим в начале ХХ в. особенно быстро развиваются библиотеки. Однако развитие библиотечного дела задерживалось вследствие того, что царское правительство препятствовало народному просвещению. В особо трудных условиях находились народные библиотеки. Тем не менее, именно в этот период большое количество библиотекарей активно пропагандируют книги среди простого народа .
Совершенно иной размах приобрела популяризация самообразование и книги как способа познания мира после Октябрьской революции. Вопросы индивидуализации самообразовательной познавательной деятельности в теории Н.А. Рубакина привлекли внимание Н. К. Крупской, которая уделяла в своих работах много внимания вопросам самообразования, его организации. Быстрый рост культуры всего населения привел к огромному росту потребностей в книге, в знаниях, и библиотечное дело в СССР приобрело большое государственное значение. К 1940 году число библиотек в СССР (включая библиотеки школ и библиотеки при избах-читальнях на селе) достигло 250 тысяч с фондом свыше 500 миллионов книг. Именно в этот период остро встаёт вопрос подготовки и переподготовки библиотечных кадров, а также проблема самообразования библиотекаря.
Следующий период – с 1970-х гг. XX века – характеризуется актуализацией изучения вопросов подготовки и повышения квалификации библиотекарей. В этот период данная проблема приобретает системные черты и комплексный подход. Начинаются масштабные и глобальные исследования, инициированные крупнейшими методическими центрами СССР. Они продолжаются в 1990-х гг., что отражается в работах Ю. В. Буслаевой, Ю. В. Григорьева, Ю. Н. Столярова.
В ХХ в. в России можно выделить немало профессионалов библиотечного дела, однако мы проанализируем профессиональный путь лишь некоторых из них:
1. Всеволод Измаилович Срезневский. Родился 29 мая 1869 г. в Петербурге. Окончив Ларинскую гимназию, в 1886 г. он поступает на юридический факультет Петербургского университета, а после университета и воинской службы становится служащим Публичной библиотеки. Срезневский занимался рукописным собранием Библиотеки, развил бурную деятельность по изучению и упорядочению рукописного собрания. После Февральской революции Срезневский принял в хранилище, опять по инициативе Бонч-Бруевича, архив Охранного отделения и Департамента полиции.
2. Александр Александрович Покровский, библиотековед, библиограф, организатор крупных книгохранилищ, основатель и первый директор Центральной городской библиотеки Москвы (сегодня – Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова), один из основателей Московского библиотечного института. Покровский принимал активное участие в деятельности Русского библиографического общества при Московском университете, являясь секретарем Комиссии библиотековедения. Он участвовал в организации первых в России библиотечных курсов при Московском народном университете им. А.Л. Шанявского. В 1916–1918 гг. Покровский заведовал городской библиотекой-читальней им. А. С. Пушкина. В конце 1918 г. Отдел народного образования Московского совета принял решение об организации Центральной городской библиотеки, для чего было выделено помещение на Новой Басманной улице, подбирался книжный фонд и штат библиотекарей. 30 декабря Александр Александрович Покровский был назначен директором библиотеки, которой он отдал почти 18 лет жизни (1919–1936).
3. Богдан Степанович Боднарский, выдающийся и широко известный в России и за её рубежами библиограф, книговед, библиотековед. В 1920 г. Боднарский организовал в Москве Книжную палату и стал первым её директором. В 1921 г. он занял должность директора Русского библиографического института. Много лет, с 1940 по 1956 гг., Боднарский являлся профессором Московского библиотечного института, в эти годы он стал доктором педагогических наук и заслуженным деятелем науки РСФСР.
4.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вглядываемся в настоящее, думаем о будущем? Тема социальных медиа на конгрессе РБА-2021. [Электронный ресурс]:http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/12463-vglyadyvaemsya-v-nastoyaschee-dumaem-o-buduschem-tema-socmedia-na-kongresse-rba-21.html/(дата обращения: 15.05.2022 г.)
2. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. 2-е изд., перераб. М., 2003. 296 с.
3. Головко, С.И. Специалист: образование, компетентность, новаторство: науч.-практ. пособие / С.И. Головко. М., 2005. 143 с.
4. Елепов, Б.С. Компетентность и компетенции библиотечного специалиста: как и зачем их оценивать / Б.С. Елепов, Е.М. Крючкова // Библиотековедение. 2009. № 3. С. 11-124.
5. Заведующий детской библиотекой № 207 имени В.В. Бианки получил звание «Библиотекарь года — 2021». [Электронный ресурс]:https://libzao.ru/news/zaveduyushhij-detskoj-bibliotekoj-207-imeni-vv-bianki-poluchil-zvanie-bibliotekar-goda-2021.html (дата обращения: 15.05.2022 г.)
6. Имя в истории библиотеки: Надежда Крупская [Электронный ресурс]: https://cbscao.ru/fotoalbomy/item/imya-v-istorii-biblioteki-nadezhda-krupskaya-4 (дата обращения: 15.05.2022 г.)
7. Крупская Н. К. О библиотечном деле: Сб. тр. В 2-х т. / Н. К. Крупская. – М.: Книга, 1982.
8. Лучшие библиотекари года на Западе Москвы.[Электронный ресурс]: https://na-zapade-mos.ru/101999-luchshie-bibliotekari-goda-na-zapade-moskvy (дата обращения: 15.05.2022 г.)
9. Мамонтова М. С. Развитие информационной компетентности библиотечного специалиста в современном обществе // Вестник Марийского государственного университета. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-informatsionnoy-kompetentnosti-bibliotechnogo-spetsialista-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 08.06.2022).
10. Необычный московский библиотекарь – Тамара Сергеевна Шандорина.[Электронный ресурс]: https://seeandgo.ru/?p=5965(дата обращения: 15.05.2022 г.)
11. Паршукова, Г.Б. Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование / Г.Б. Паршукова // Распеределенные информационно-вычислительные ресурсы: материалы Х российской конференции с участием иностранных ученых. 2005. 6 октября. Режим доступа: http://www-sbras.nsc.ru/ws/show_abstract.dhtml?ru+127+9173. Загл. с экрана.
12. Петухова, Т.П. Современная парадигма информационного общества как основа стратегии формирования информационной компетенции специалиста / Т.П. Петухова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 1. С. 116-123.
13. Ромашкина Т. А. Изучение кадровых ресурсов публичных библиотек Хабаровского края в рамках международного исследовательского проекта [Электронный ресурс] / Т. А. Ромашкина // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России : материалы заоч. Всерос. науч.-практ. конф. (15 дек. 2016 г., г. Хабаровск). — Режим доступа: http://hgiik.ru attachments /article/2186/2016.
14. Ромашкина Т. А. Профессиональные компетенции и личностные качества руководителей общедоступных библиотек Хабаровского края: итоги анкетирования / Т. А. Ромашкина // Культура и наука Дальнего Востока: науч.- практ. журнал. — 2017. — № 2 (22). — С. 141–145.
15. Рубакин Н. Как заниматься самообразованием / Н. Рубакин. – М., 1962. – 77 с.
16. Самообразование и саморазвитие личности педагога: учеб.-метод. Пособие / Мар. гос. ун-т; сост. О. Л. Шабалина, В. А. Светлова. – Йошкар-Ола, 2014. – 104 с.
17. Санина Е. И. Оптимизация самообразования средствами коммуникативных и информационных технологий: монография / Е. И. Санина, М. С. Помелова, Ням Нгок Тан; под общ. ред. Е. И. Саниной. – М.: РУДН, 2012. – 166 с.
18. Словарь библиотечных терминов / общ. ред. О.С. Чубарьян. — М.: Книга, 1976. С. 116–117.
19. Соколов А. В. Рождение профессии «педагог-библиотекарь» / А. В. Соколов // Школьная библиотека. – 2017. - № 2. – С. 5-26.
20. Тришина, С.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / С.В. Тришина, А.В. Хуторской // Интернет-журнал « Эйдос». 2004. 22 июня. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm. Загл. с экрана.
21. Хабибуллина Т.В. Самообразование как средство повышения эффективности профессиональной деятельности / Т. В. Хабибуллина // Школьная библиотека. 2009. - №1. - С.43-48.
22. Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря. - СПб: Российская национальная библиотека, 2005-2007. https://www.psyoffice.ru/6-1013-samobrazovanie.htm
23. Шуклина, Е. А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика: автореф. дис. ... д-ра социологических наук: 22.00.06. / Е. А. Шуклина — Екатеринбург, 1999. - 40 с.
24. Юдакова С. В. Профессионально-педагогическое самообразование: учеб. пособие / С. В. Юдакова. – Владимир: ВГПУ, 2010. – 131 с.