Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Исследование развития государства как единого института со всей очевидностью свидетельствует о том, что деятельность государства фокусируется в определенных направлениях. Эти направления называются функциями государства. Широкое распространение категория "функции государства" получила лишь в советский период истории отечественной юриспруденции. Однако основы теоретического знания о функциях государства были заложены гораздо ранее.
Понятие "функция государственной власти" появилось в литературе в XIX столетии. Отчасти данное обстоятельство было вызвано становлением теории государства и права, а также расцветом науки международного права. Кроме того, именно в XIX веке Наполеоном I была предпринята попытка завоевать Россию, после побед и подчинения большого числа государств Европы. Военные, экономические и иные формы взаимодействия государств выступили дополнительным фактором ускорения развития целого ряда разделов юридической науки - общей теории государства и права, науки международного права, теории административного права .
Объектом исследования данной курсовой работы являются содержание направлений деятельности государства.
Предметом исследования являются функции государства на различных этапах развития.
Целью настоящей работы является рассмотрение понятия и содержания функций государства.
Необходимость достижения указанной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
Для решения поставленных задач применялись такие методы, как историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключение и список использованной литературы
1.Понятие и классификация функции государства
1.1.Понятие функций государства
Категория функций государства достаточно подробно исследована в научных произведениях монографического характера, а также научных статьях. Тем не менее отдельные аспекты в понимании сущности функций государства недостаточно разработаны и вызывают научный интерес.
Традиционно функции государства понимают как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением . Данная позиция о понимании функций государства поддерживается большинством ученых .
Признавая справедливость данного определения, следует прояснить некоторые его аспекты.
Прежде всего, нужно обратить внимание на тот смысл, в котором употребляется термин "государство". В науке теории государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле понятие государства составляет совокупность трех элементов: территория, население (народ, нация), публичная (государственная) власть . Государство в узком смысле - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.
Таким образом, категория функций государства базируется на узком подходе к пониманию государства как организованной государственной власти. Государство в широком значении не может иметь тех функций, которые выделяются в научной литературе: экономическая, социальная и прочие, т.к. эти функции могут быть реализованы только государственной властью как одной из составных частей единой сущности государства.
Наиболее правильно, на наш взгляд, говорить не о функциях государства, а о функциях государственной власти, т.е. о тех направлениях деятельности государственной власти, которые проистекают из самой ее сущности. Тем не менее использование термина "функции государства" также допустимо, но нужно иметь в виду, что здесь государство выступает синонимом государственной власти или государства в узком своем значении.
Немаловажное значение имеет также вопрос о выделении конкретных функций государства, их классификации. Эти вопросы решаются неоднозначно в юридической науке.
Критериев, по которым возможно произвести полную классификацию функций государства, не выработано, поэтому практически любая однородная группа задач государственной власти может быть возведена в разряд функций. Так, наряду с общепринятыми функциями, в научной литературе предлагается выделять также информационную функцию , миграционную функцию , функцию охраны природы и окружающей среды и т.п.
Таким образом, функцией государства можно назвать группу однородных задач государственной власти. То есть отдельные задачи государственной власти, в том числе выраженные в полномочиях государственных органов, в совокупности формируют определенную функцию государства. Например, учет налогоплательщиков является задачей налоговых органов, и эта единичная задача входит в состав налоговой функции государства.
Функции государства нужно рассматривать в нескольких аспектах:
1) функции государства как такового, как политико-правового института;
2) функции определенного типа государства, т.е. функции, присущие той или иной идеальной модели государства (например, функции тоталитарного, авторитарного, демократического государства и т.п.);
3) функции конкретного государства на определенный момент времени.
Для каждого из обозначенных аспектов содержание функций будет различным, поэтому рассмотрение в юридической литературе функций государства без учета названного разграничения недостаточно объективно.
Функции государства как политико-правового института. Государство как институциональное образование возникло прежде всего в результате появления публичной власти в определенном обществе, отсюда проистекают и функции данного явления. Такими функциями можно назвать:
- политическую, которая заключается в осуществлении государственной власти, управления обществом. Функция реализуется посредством создания государственно-властного механизма, отдельные звенья которого - государственные органы наделены определенными отраслевыми полномочиями. Через систему таких органов государственно-властные решения реализуются в фактических отношениях граждан и их объединений;
- функцию поддержания общественного порядка. Общественный порядок - это желаемая модель организации общественного взаимодействия в соответствии с правовыми предписаниями, исходящими от государственной власти, поэтому поддержание общественного порядка является важнейшей функцией.
Действия, нарушающие правовые нормы, посягают в первую очередь на установленный в государстве правопорядок, и для защиты желаемой модели организации общественных связей создаются специальные органы (полиция, прокуратура и пр.);
- экономическую функцию. Основой государства, в особенности государства современного европейского типа, являются материальные и финансовые ресурсы. Рациональное использование, накопление и распределение материально-финансовых ресурсов являются важнейшей функцией государства с момента его образования.
Деньги и иные экономические средства имеют ряд важнейших задач в обществе: а) инструмент управления государством общественными процессами;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Антанович Н.А. Теория политических систем: Учеб. пособие. Минск: ТетраСистемс, 2008. 208 с.
2.Алимов А.А., Стецко Е.В. Вызовы глобализации и формирование международных институтов поддержания окружающей среды и развития // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. N 3. С. 51.
3.Бондарева Е.А. Влияние глобализационных процессов на содержание экономической функции Российского государства // Общество и право. 2013. N 1. С. 25.
4.Барателиа Б.В. Влияние глобализации на развивающиеся страны // Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства / Под ред. М.В. Кулакова и М.Н. Осьмовой. М., 2001. С. 70 - 78.
5.Виприцкий Н.Н. Внешние функции российского государства в условиях глобализации // Общество и право. 2011. N 4. С. 50.
6.Бредихин А.Л. О функциях государства // История государства и права. 2013. N 22. С. 17 - 20.
7.Базаров Б.В. Рецензия на монографическое исследование Д.А. Ивайловского на тему "Государственно-правовые явления как закономерности эволюции институтов государственности (на материалах Республики Бурятия)" // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 4.
8.Грачев Н.И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства: основные закономерности и тенденции развития: Монография. М., 2009. С. 11
9.Ефремова Л.П. Миграционно-правовая политика и миграционная функция государства: вопросы соотношения // Юристъ-Правоведъ. 2008. N 6. С. 98 - 100.
10.Захаров А.В. Влияние глобализации на функции современного государства // Юридический мир. 2016. N 11. С. 46 - 48.
11.Куковский А.А. Некоторые вопросы определения понятия "функции государства" // Вестник ЮУрГУ. Серия "Право". N 19. С. 6 - 9.
12.Коженевский В.Б. Охрана природы и окружающей среды как одна из основных функций современного Российского государства // Вестник Омского университета. 2007. N 4. С. 136 - 138.
13.Кандрина Н.А. Функция предоставления государственных услуг населению: сущность, содержание, значение // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 1. С. 10 - 14.
14.Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М.: Проспект, 2015. С. 13.
15.Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юрист, 2003. С. 99.
16.Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2006. С. 327.
17.Осьмова М.Н. Государство в эпоху глобализации // Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства. М., 2001. С. 5.
18.Рахманова Е.Н. Государство и право в условиях глобализации // Современное государство: Политико-правовые и экономические исследования. М., 2010. С 22.
19.Стрельников К.А. К вопросу о закономерностях государственного развития // История государства и права. 2015. N 10. С. 53 - 57.
20.Талапина Э.В. К вопросу об информационной функции государства // Информационное общество. 2002. Вып. 1. С. 20 - 28.
21.Туманов С.Н. Исторический аспект формирования теории функций государства в России // История государства и права. 2013. N 2. С. 12 - 19.
22.Фетюков Ф.Ф. Анализ сущности и содержания понятия "функции государства" // История государства и права. 2014. N 22. С. 37 - 41.
23.Целищев Н.Н. Экология в условиях глобализации // Аграрный вестник Урала. 2012. N 11-2. С. 40 - 42.