Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Воспитание межнациональной культуры в молодёжной среде сегодня одна из наиболее значимых проблем и перспектив современной Российской общественности. В России население насчитывает более 100 народностей и национальностей. Специалисты говорят о том, что в наши дни в школах России чаще мож¬но встретить детей других национальностей, по сравнению с тем как это было в советский пе¬риод. Сегодня вместе живут и сосуществуют дети беженцев, мигрантов, иностранные студенты и др.
Россия всегда славилась способностью жить в мире и дружбе по соседству с представителями многих других национальностей и народностей. Но формировать и воспитывать эти отношения необходимо прежде всего среди молодёжи. Если зрелые люди чаще всего понимают, каким именно образом налаживать добропорядочные отношения с теми, с кем живут по соседству, то для молодёжи часто свойственна импульсивность и категоричность. Это проявляется иногда как негативная тенденция по отношению к людям другой национальности. В СССР и затем России всегда выстраивалась взвешенная политика со стороны государства, которая поощряла и поддерживала принципы проживания в многонациональной стране.
Исследователи, тем не менее предполагают, что в сознании общества присутствуют некоторые стереотипы, которые способствуют развитию негативных тенденций именно в молодёжной среде. Если подобными вопросами не заниматься педагогической общественности в рамках воспитательной деятельности во всех без исключения образовательных организациях, сами по себе эти проблемы не исчезнут.
Объект исследования: межнациональная культура в молодёжной среде.
Предмет исследования: воспитание межнациональной культуры в молодёжной среде.
Цель работы: возможности формирования и воспитания
межнациональной культуры в молодёжной среде.
Задачи:
1. Раскрыть понятия межнациональной культуры и молодёжной среды.
2. Рассмотреть особенности воспитания межнациональной культуры в молодёжной среде.
3. Представить формы и методы формирования и воспитания межнациональной культуры в молодёжной среде.
4. Описать опыт работы специалистов-практиков формирования и воспитания межнациональной культуры в молодёжной среде.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова, Е.М. Психология развития и возрастная психология.
Хрестоматия. [Текст] /Е.М. Агафонова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 188 с.
2. Анисимов, О.С. На пути к толерантному сознанию [Текст]/ О.С. Анисимов. - М., 2009. - С. 51.
3. Артюхова, И. С. Формирование толерантности в ходе проведения
внеклассной работы [Текст] / И.С. Артюхова. - Основная школа. - 2008. - No 9. - С. 41-44.
4. Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов [Текст]/Д. Валкер. - С–П.: Речь, 2001 – 127 с.
5. Верховский, А.К. Свобода выражения и религиозная толерантность [Текст] / А.К. Верховский. - Свободная мысль. - 2009. - No 4. - С. 69-80.
6. Вислова, А. Д. Гуманистическая парадигма образования - основа
формирования толерантности [Текст]/ А.Д. Вислова. - Социально-уманитарные знания. - 2008. - No 3. - С. 159-169.
7. Гиппиус, С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств [Текст]/ С.В. гиппиус. - С–П.: Речь, 2001 – 346 с.
8. Гриднева, С. Н. Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев / С. Н. Гриднева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 318-320. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46840/ (дата обращения: 01.06.2022).
9. Гасанов, З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания
граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2005. - No6. - с. 59-63.
10. Днепрова, Т. П. Национальная толерантность в биполярном
отечественном образовании [Текст]/Т.П. Днепрова. - Педагогика. - 2009. - No 2. - С. 26-31.
11. Исключительные уроки [Электронный ресурс] / URL: http://www.tolerance.ru/ (дата обращения: 01.06.2022).
12. Крысин Л.П. Культура и социальная динамика современной России [Текст] / Л. П. Крысин. // Общественные науки и современность. — 2001. — No 5. — С. 48-57.
13. Лебедева, Н.М. Социально-психологические факторы этнической
толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в
поликультурных регионах России [Текст]/ Н.М Лебедева, Л.Н Татарко //
Психологический журн. – 2003.- Т. 24, No5 – С. 31-43.
14. Мастерская - тренинг толерантности [Электронный ресурс] / URL: http://www.tolerance.ru/ (дата обращения: 01.06.2022)
15. Паина, Л.И. Взаимосвязь этнической идентичности и коммуникативной толерантности студенческих лидеров Оренбургской государственной медицинской академии [Текст] / Л.И. Паина. - Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2014. – С. 48-54.
16. Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст] / под ред.
Д.Я. Райгородского.- Самара.: БАХРАХ-М, 2010. – 672 с.
17. Пилюгина, Е. И. Поликультурная среда вуза как условие формирования самооценки студентов-мигрантов в период социально-психологической в адаптации / Е. И. Пилюгина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.1 (109.1). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26320/ (дата обращения: 01.06.2022).
18. Риэрдон, Б.Э. Толерантность - дорога к миру. [Текст] / Б.Э. Риэрдон. - М.: Бонфи, 2001. - 304 с.
19. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости [Текст] /Е.М. Семёнова. - М: Издательство Института Психотерапии, 2002 – 212 с.
20. Солдатова, Г.У. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков [Текст]/ Г.У. Солдатова. - М: Генезис, 2001 – 105 с.
21. Салимьянова, А. Р. Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе / А. Р. Салимьянова. — Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11835/ (дата обращения: 01.06.2022).
22. Садыков, Р. М. Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве / Р. М. Садыков, Г. М. Садыкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 599-601. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41213/ (дата обращения: 01.06.2022).
23. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации [Текст]/ С–П: Речь, 2001 – 215 с.
24. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и
психологической коррекции. учебное пособие дл студентов
высших учебных заведений [Текст]/ О.В. Хухлаева.- М.: Академия, 2003. – 139 c.
25. Ярычев, Н. У. Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента / Н. У. Ярычев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/21/778/ (дата обращения: 01.06.2022).