Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Семья – самый первый, важный социокультурный институт общества. Семейный уклад, неповторимый микроклимат, особые внутрисемейные отношения, их нравственная направленность имеют неоценимое значение для воспитания человека, формирования его социокультурного самочувствия.
У семей, которые знают и чтят семейно-брачные традиции традиционной русской культуры, появляется возможность прикоснуться к истории семьи, рода, ощутить крепость семейных уз, гордость за своих родственников и связь поколений, передать своим детям семейные традиции и обычаи. По нашему мнению, если этого не происходит, в молодых семьях, проживающих отдельно, всё это приходится открывать вновь.
Крепкая семья – залог стабильности и процветания любого общества и его сила, что проверено веками.
Выпадение семейных ценностей из системы ценностей человека, разрушение семейного «мы» и выход на первое место внесемейного «я» произошло не только в России, но и практически во всех странах Запада. В центре семейной дезорганизации оказалось ослабление чувства семейного долга у всех членов семьи, сопровождающееся отчуждением родных людей, разрушением традиций семьи с ее многодетностью, супружеской и родительской верностью и заменой такой традиционной семьи новыми формами, характеризующимися малодетностью или бездетностью, сожительством, «шведской семьей» [11].
В научной литературе семейные вопросы и вопросы семейного воспитания, формирования семейных ценностей рассмотрены с широким охватом. Например, проблемой семьи, семейных ценностей занимались психологи Л.С. Выготский, Н.Д. Добрынина, В.В. Ильина, К.К. Платонова, Д.Н. Узнадзе. Педагогический компонент проблемной ситуации ценностного отношения к семье раскрывается в работах В.И. Переведенцева, В.А. Титаренко, А.Г. Харчена. Изменение роли семьи в общественной жизни под влиянием масштабности социально-экономических процессов были исследованы некоторыми учеными: И.С. Андреева, А.И. Антонов, М.Ю. Арутюнян, В.А Борисов, Э.К. Васильева, A.Г. Вишневский, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслова, О.В. Митина, З.А. Янкова. Вопросы заботы государства о семье были в поле зрения многих российских исследователей. Среди них А.И. Антонов, Н.М. Римашевская, C.B. Дармодехин, Е.Б. Ереева, И.А. Зимняя, A.M. Нечаева, A.M. Панов, М.С. Мацковский, С.И. Голод, которые в первую очередь ставили своей целью отслеживать наметившиеся негативные тенденции и предлагали методы их предотвращения.
Объект: историческая форма семьи.
Предмет: историческая форма семьи в русской культуре.
Целью данной курсовой работы является изучение исторических форм семьи в русской культуре.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Рассмотреть понятие исторической формы семьи;
2. Выяснить, какими были исторические формы семьи в русской культуре;
3. Провести эмпирическое исследование на выявление отношения молодежи к историческим формам семьи.
Методы: философские (философско-исторический анализ особенностей развития русской культуры и цивилизации); общенаучные (анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и обобщение материалов, касающихся развития русской культуры и традиционной русской семьи); частнонаучные (анализ эмпирических и социологических данных по проблеме настоящего исследования).
Теоретико-методологическая база: осмысление сущности социокультурных явлений и процессов в их историческом измерении, их социально-философском анализе; научные работы (концепции, научные положения и теории) отечественных ученых, касающиеся проблемы рождения и развития русской культуры, ментальности её народа [7; 21; 27]; русской семьи [12; 16; 22; 23; 25].
База исследования: Чуйский аграрный лицей.
Глава 1 Теоретические аспекты исторических форм семьи в русской культуре
1.1 Историография взглядов на семью
До середины XIX века семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество философами и историками трактовалась как разросшаяся вширь семья. Поэтому интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на семейный строй жизни.
Можно уверенно говорить о том, что семья как социальная структура, порожденная многотысячелетней историей рождения и развития человечества, способствовала, прежде всего: рождению, развитию и становлению человека разумного и духовного, формированию у него качеств и свойств, необходимых для жизни в обществе (общинность, соборность, коллективизм); рождению, развитию и сохранению народной национальной культуры (сказки, сказания, танцы, песни, фольклор, семейное ремесло, др.), постоянной её трансляции подрастающему поколению; рождению народной педагогики, становлению и развитию института воспитания подрастающего поколения, его социализации и интеграции в общество.
Можно также утверждать, что история семьи – это, фактически, история человечества. Семья – это малая клеточка большого социального организма, где на социогенетическом уровне хранится огромный многотысячелетний опыт предшествующих поколений, отражающий историю развития человека и общества, становление в человеке человеческого и духовного.
Семья является одним из самых древних социальных институтов. Все существующие на планете Земля этносы и народы, на социогенетическом уровне сохраняют историческую память рождения, становления и развития своего народа. Историческая память каждого народа имеет внешнее выражение в организации бытийного мира традиционной семьи, её национальных традициях (в организации и ведении домашнего хозяйства; формах национальной одежды; способах приготовления пищи и вкусовых предпочтениях; системе гендерного поведения и отношений с членами семьи; традициях воспитания детей и их подготовки к жизни и труду, мн. др.).
Сохранение основ традиционной семьи выступает важнейшей задачей сохранения культурного разнообразия человечества как обязательного условия его развития и выживания.
О. А. Жукова в своем философском исследовании «Философия русской культуры. Метафизическая перспектива человека и истории», рассуждая о трудном пути развития России в рамках мировой цивилизации, возлагает большие надежды на русскую философию, отмечает, что русская философия, ориентированная на метафизические ценности и культурный универсализм, не завершила своего исторического пути и может предложить новое видение взаимодействия человека и мира в духовном измерении бытия, помочь в культурном и политическом становлении нации через капитализацию интеллектуального наследия русской культуры [11].
Вместе с тем, анализ позволил выявить лишь небольшое число исследований, касающихся роли традиционной русской семьи (её смыслов и ценностей), её социокультурного потенциала в сохранении и развитии современного российского общества и государства, воспитании подрастающего поколения на смыслах и ценностях русской (российской) культуры.
Важнейшим фактором, определяющим функционирование и устойчивое развитие русского сообщества (как любого другого), средством и механизмом, способствующимединению его народа, являлась и продолжает являться русская культура [1; 3; 4; 6; 8; 9; 10; 11; 14]. Исследователи также указывают на то, что русская народная культура своим рождением и развитием во многом обязана институту семьи, а сама семья выступает воспитательным социокультурным пространством. Так Г. С. Гуськова, отмечая сложнейшую социокультурную ситуацию, в которой находится современная российская семья, тем не менее, оптимистично заявляет, что, «…несмотря на все негативности происходящего, семья в российском обществе остается одной из приоритетных ценностей, выступая тем самым, социокультурной средой социализации индивидов» [6, с. 108].
Изначально семья несла важнейшую функцию по физическому воспроизводству своего рода-племени, что было условием его выживания и развития. Рожденные дети требовали огромной родительской любви и постоянной заботы, что выступало опять же непременным условием их выживания. Именно любовь к своим детям и забота о них меняла нравственную и духовную природу родителей, формировала духовность семейных отношений, в целом всего родоплеменного сообщества.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский, постоянно отмечал, что русские культурные ценности отличны от западноевропейских, что ни у кого «…нет той безыскусственности, той глубины и сердечности отношений, которые существуют между мужем и женою, родителями и детьми, братьями и сестрами и даже ближайшими родственниками во всякой сколько-нибудь порядочной славянской семье» [25, с. 318].
Семья как социальная система, как ни одна другая, скрепляла всех её членов посредством любви и заботы обо всех её членов (хозяйственно-бытовая деятельность, воспитание детей в любви к своим близким, всяческая поддержка пожилых родителей, почитание заветов предков, пр.) в крепкий
родственный вневременной союз. Начало такому союзу было положено в родоплеменном сообществе (30–40 тыс. лет назад).
Любовь и забота, рожденная семейным союзом, позволяла всем его членам в организации хозяйственно-бытовой деятельности решать не только задачи чисто практического характера, обеспечивающие выживание семьи, но и вносить в эти решения частицу своей любви, что рождало красоту получаемых результатов семейной деятельности. Изготовление кухонной утвари, домашней мебели, детских игрушек; украшение жилища, шитьё рабочей и праздничной одежды; приготовление пищи и организация семейных праздников, пр. – все это требовало любви и заботы о своих ближних.
Рождалось уникальное русское народное (крестьянское) искусство, которое дошло до наших дней. «Воспитательный опыт родоплеменного сообщества Русского мира находил выражение и закрепление в устном народном творчестве: преданиях, легендах, былинах, сказках, фольклоре, сложных магических ритуалах, воспитательных приемах и традициях» [2; 10, с. 37].
1.2 Исторические формы семьи в русской культуре
Современная российская семья, как и многие тысячи лет назад, призвана: с одной стороны, обеспечить физическое и духовное воспроизводство населения нашей страны, выполнить важнейшую социальную функцию, от которой зависит её национальная безопасность; с другой стороны, она является важнейшим механизмом формирования системы национальных смыслов и ценностей у подрастающего поколения (детей, подростков, молодежи), утверждения мировоззренческих установок в процессе их семейного воспитания.
Семья является основой раскрытия физической и духовной красоты человека, всего окружающего мира, приобщения подрастающего ребенка к миру прекрасного. Родители, обладающие соответствующими качествами и должной педагогической культурой, способны организовать соответствующую воспитательную социокультурную среду для своего ребенка и систему воспитания, направленную на формирование гармоничной и всесторонне развитой личности. Личности, обладающей высоким уровнем духовности, способной и готовой честно и много трудиться на благо своей
Отчизны, своего народа, быть патриотичной и при необходимости встать на защиту России.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аминов С. Р. Русская идея в отечественной культуре XIX века : дис. … кандидата культурологии. Нижневартовск, 2005.
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский
фольклор. М.: Учпедгиз, 1957.
3. Викторов А. Ш. Современная русская культура: Социологический анализ
тенденций развития : дис. … доктора социологических наук. М., 1999.
4. Воловикова М. И., Мустафина Л. Ш. Использование русских народных пословиц и поговорок в исследовании социальных представлений о совести // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 34–36.
5. Гладилина И. П., Королёва Г. М. Роль традиционной народной культуры в
консолидации современного общества [электронный ресурс]. URL:
http://www.ceom.ru/rol-tradicionnojnarodnoj-kultury-v-konsolidaciisovremennogo-obshhestva.html (дата обращения: 01.02.2019).
6. Гуськова Г. С. Менталитет русской культуры и современные социокультурные проблемы // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. Курск,1997. С. 106-108.
7. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: «Книга», 1991.
8. Ростовская Т. К., Егорычев А. М., Мардахаев Л. В. Духовность и социальное служение. Ценностный мир российской молодежи. М.: Перспектива, 2018.
9. Егорычев А. М., Ростовская Т. К., Кретинин А. С. Духовность русской культуры как базовый фактор новой государственной молодежной политики России // ЦИТИСЭ. 2018. №1(14). С. 27.
10. Егорычев А. М., Ахтян А. Г. Воспитание ребенка в традициях русской культуры: монография. М.: РГСУ, 2018.
11. Жукова О.А. Философия русской культуры. Метафизическая перспектива
человека и истории : монография. М.: ЛитРес. 2017.
12. Ильин И. Д. Путь к очевидности: сочинения. М., 1998.
13. Казначеев В. П. Здоровье нации, культура, футурология XXI века: сб. статей и докладов (2007–2012) / под ред. А. В. Трофимова. Новосибирск: ЗСО МСА, 2012.
14. Коялович М. О. История русского самосознания. Минск: Издательство «Лучи Софии», 1997.
15. Кулаченко М. В. Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной педагогики // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конференции. Уфа, 2014.
16. Макаренко А. С. О воспитании в семье: Избр. пед. произведения / Вступ. ст. Е. Медынского и И. Петрухина. М., 1955.
17. Марцинковская Т. Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М.: Блиц, 1994.
18. Овчинников В. Ф. Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М., 1998.
19. Подлесная Л. С., Дуб С. К. Национальные и общечеловеческие ценности в
условиях глобализации // Гуманитарный журнал. 2012. № 2. С. 2–3.
20. Полевой Н. А. История русского народа. М, 1994.
21. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 1. М., 1959.
22. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Госполитиздат, 1975.
23. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан. М.: Педагогика.1989.
24. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: «Канон+РООИ» Реабилитация»», 2011.
25. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968.
26. Харчев А. Г. Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М.: Статистика, 1978.
27. Хомяков А. С. Полн. собр. соч.: В 8 т. М.: Унив. тип., 1900.
28. Чуприна А. А. Консолидирующая роль семьи в условиях глобализирующегося общества // В мире научных открытий. 2012. №11. С. 136–156.
29. Булгаков С. Н. Два града. СПб., 1998.