Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных информационных и литературных источниках встречаются различные определения культуры, отражающие ее сущностное содержание. В «широком» понимании культура «включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение» .
Согласно одной из формулировок, культура предстает «как система личностной и общественной саморегуляции, которая закладывает мегатренды дальнейшего развития общества»; «искусство, наряду с наукой и образованием, представляет собой способ познания окружающей действительности». Общая цель организаций культуры и искусства состоит в создании и распространении различных видов культурных благ и ценностей, предоставлении услуг, которые являются социально значимыми для общества. Процессы в социально-культурной сфере чрезвычайно сложны, что связано с многообразием культурных миров и видов обществ.
При этом может создаться впечатление, что вопрос о соотношении массовой и популярной культуры достаточно прост - он хорошо исследован и в западной, и в отечественной науке, где с 1960-х годов накопился значительный пласт исследований по данной тематике. Тогда же были представлены и первые определения этих феноменов. После активного обсуждения на протяжении как минимум полувека казалось, что проблема их определения исчерпана. А поскольку сами феномены принципиальным образом не изменились (возможно, изменения произошли только на уровне их формальной и технической обеспеченности) проблему актуальной считать нельзя. Однако это не так. До сегодняшнего дня нет единого, принятого всеми подхода к определению различных феноменов культуры, что приводит к терминологической неопределенности, когда система понятий образуется в рамках того или иного исследования вне соотнесенности с общепринятыми положениями. Это свидетельствует о высокой степени актуальности проблемы .
Понятие культуры является одним из фундаментальных в гуманитарных науках, так как оно имеет бесконечное многообразие трактовок. При этом на каждом историческом этапе развития человечества отношение к нему меняется исходя из условий существующей реальности. Интерес к феномену культуры в наши дни обусловлен многими причинами: становлением мультикультурной цивилизации и информационного общества, глобализационными процессами, разрывом социального и культурного жизненных циклов, ускорением темпов жизни, кризисом мировоззрения, проблемой культурной идентичности, обезличивания культуры и др. В связи с этим возникает необходимость поиска новых культурных моделей и закономерностей их развития. Это выводит на первый план проблему типологии культуры, которая является сегодня одним из самых дискуссионных вопросов в научных кругах.
Целью данной работы является рассмотрение типологии культур; повседневной, массовой и «высокой» культуры.
Задачи:
- описать наиболее распространенные культурные типологии;
- изучить типологию культур М. Мид;
- рассмотреть структурно-функциональный подход в типологии культуры: повседневная, «высокая» и массовые культуры;
- рассмотреть телесериалы как отражение потребностей современного общества в культуре;
- изучить современную культуру на примере «массового» жанра литературы: произведения М. Фрая.
Объект исследования – типология культур. Предмет исследования – отражение современной культуры в современной литературе и кино.
Глава 1 Теоретические основы типологии культур в социологических теориях
1.1 Наиболее распространенные культурные типологии
Историческая типология, основанием которой является своеобразие культуры в историческом развитии. Определенные культурно-исторические эпохи выделяются на основе набора таких признаков, как территория распространения, система ценностей, хронология, картина мира и др. При этом используются два принципиально разных подхода: «линейный», согласно которому историко-культурный процесс предстает как прогрессивное, поступательное, непрерывное развитие (периодизация истории культуры); «циклический», где история культуры мыслится как постоянное возвращение на новом уровне к уже некогда испытанным культурным формам (историческая хронология культур).
Подобные типологические схемы задают своеобразную систему отсчета, позволяющую определить место каждого исторического события и направленность протекания социокультурных процессов ; моделировать историческое сознание через трансляцию представлений о прошлом и выстраивать ряды наиболее значимых событий; формировать адекватные представления о самих себе и отношении к культурному историческому наследию.
Социологическая типология, предметом которой являются закономерности развития и функционирования культуры в обществе, а также процессы формирования, распространения и усвоения культурных норм, ценностей, идей, образцов поведения и т. д. В ее рамках существуют следующие подходы к построению типологических культурных схем: статический, описывающий культуру в статике (аксиологический, символический, семиотический); динамический, демонстрирующий динамику социокультурных форм и отношений (деятельностный, игровой, коммуникативный, технологический); субъектный, акцентирующий внимание на носителях культуры (антропологический, субкультурный, социально-психологический); диалоговый, рассматривающий своеобразие определенного культурного типа через «встречу культур» (синтезирует все подходы) .
В поле зрения социологов постоянно находятся три основных культурных аспекта: предметный (содержание культуры), функциональный (функции культуры как способы удовлетворения человеческих потребностей), институциональный (формы организации совместной деятельности людей). Это позволяет раскрывать «социетальные» связи, с помощью которых формируется коллективная «солидарность»; изучать закономерности развития культуры; выявлять ее социальные функции – культурной регуляции, трансляции, социализации, презентации и т. д .
Исследование культурных типов с точки зрения психологии позволяет сделать акцент на их субъектности, предполагающей отношение «ответчивости» социокультурным образцам и своей индивидуальности, а также рефлексии, осуществляемой из социокультурных оснований, образцов, результатом чего становится выбор поступков, ценностей, способов действия и т. д.
В рамках понимающей социологии Макса Вебера количественные методы позволили автору доказать, что культурные миры в рамках протестантизма и католичества принципиальным образом различаются. Те ценности, которые обладают общезначимостью для большинства членов сообщества, исповедующего ту или иную религию, напрямую отражаются в его образежизни, в стратегиях достижительности, в целеполагании. Измеряя количественно такие показатели, как выбор направления обучения в университете и результат обучения, экономическую успешность предприятий и их руководителей, М. Вебер смог выявить, что мир протестантов и католиков принципиально различен, и только протестантская этика могла стать основой для формирования «духа капитализма».
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Азаров К. В., Критика цифрового разума : коллективная монография. — Санкт-Петербург : Академия исследований культуры, 2020.
2) Астафьева О. Н., Концептуализация и согласование конкурирующих дискурсов : теория культурной политики // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. — 2021. — Т. 18, № 6 (ноябрь-декабрь). — С. 574-585.
3) Губман, Б.Л. Культурная типология: стадиальный подход и локальные цивилизации / Б.Л. Губман // Современная философия культуры. М.: РОССПЭН, 2005. С. 471–490.
4) Ерина Е. А. Сравнительный анализ книг М. Фрая «Новая кофейная книга» и «простые волшебные вещи»// ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей LVII Международной научно-практической конференции. В 2 ч.. Том 1. Пенза, 2022. С. 177-179
5) Злотникова Т. С., Массовое сознание в философской традиции и в современных интерпретациях // Вопросы философии. — 2020. — № 10. — С. 46-56
6) Кислова Л. С., Ветошкина М. А. Телесериал как социальный проект в современном массовом дискурсе: национальная специфика// Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2021. Том 7. No 1 (25). С. 80-105
7) Ковалева, Е.О. Культурная традиция и конфликт поколений в трудах В.О. Ключевского и Н.К. Михайловского / Е.О. Ковалева // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2014. No 2. С. 175–185.
8) Козлов Е. В. Нарратив сериала: между буквой и цифрой / Е. В. Козлов //Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой: сб. науч. статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 63-69
9) Колесов В. И., Сущность массовой культуры и субкультуры в современном социуме: специфика соотношения // Мир психологии. — 2019. — № 3. — С. 111-115
10) Королев К. М. Фэнтези в России: апроприация культурного жанра как отражение социокультурной трансформации// В поисках границ фантастического: инициация, медиация, трансформация – Вроцлав, 2021. С. 35-45
11) Косарская Е.С. Типология социокультурного развития: междисциплинарный подход// Вестник ТвГТУ. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». 2015. Выпуск 2. С. 20–25
12) Костина А. В. Популярная и массовая культура: к проблеме определения//ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. 2021. № 2. С. 42-49
13) Марков В. Н., Риски экстериоризации мышления // Мир психологии. — 2021. — № 1/2. — С. 41-49.
14) Мид, М. Культура и мир детства: избранные произведения / М. Мид. – М., 1988.
15) Мид, М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями / М. Мид // Культура и мир детства: избранные произведения. – М., 1988. – С. 322–361
16) Никонович Н. А. Современная культурная антропология: типология культур М. Мид// Интеллектуальная культура Беларуси : управление знаниями в контексте задач социально-экономической модернизации : мат. Второй междунар. науч. конф., г. Минск, 12–13 ноября 2015 г. / Ин-т философии НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2016. С. 389-392
17) Новая кофейная книга [Текст] : [сборник рассказов / сост.] Макс Фрай ; [оформ. Марины Алеф]. - Москва : АСТ, 2018. - 319 с.
18) Тихонова В. А., Культура в контексте противоречий глобализационного процесса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2019. — № 2. — С. 22-25
19) Федотова В. Г., Федотова Н. Н., Чугров С. В. Культура, институты, политика. – Полис. Политические исследования. 2018. № 1. С. 143-150
20) Фрай М. Лабиринты Ехо. – 2020, – Москва : АСТ,. 1197 с