Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Основные дефинитивные подходы 5
1.2. Особенности культурной идентификации и межкультурных коммуникаций 11
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЫ МИРА В РОССИИ, КОНЦА XX НАЧАЛА XXI ВЕКА 19
2.1. Значения исследования культурной картины мира 19
2.2. Динамика культурной картины мира российской молодёжи 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «картина мира» берет начало в естествознании и выражает характерную тенденцию к интеграции накопленных знаний в единую непротиворечивую систему. В философии картина мира выступает как целостный образ действительности, соотнесенный с определенной исторической эпохой, национальной культурой и т. д. М. Хайдеггер в своем труде «Время картины мира» утверждает, что важность картины мира не в том, что она дает нам представление о мире, а в том, что она является определяющей и обязательной для нас в аспекте повседневности, т. е. определяет наше поведение, отношение к миру, близким, к своей работе. Подобное понимание картины мира характерно также для Л. Витгенштейна и др.
В различных интерпретациях картины мира общим является то, что необходимым условием ее создания является взаимодействие субъекта и объекта. И здесь неотъемлемым компонентом становится обыденное знание, представляющее индивидуальное сознание, объединенное с принципами ориентации в мире духовных ценностей, с определением своего места в картине мира. Различные аспекты проблемы обыденного сознания широко изучаются в современной науке (А. Щюц, Н.Н. Козлова и др.). Однако, ввиду большой сложности проблемы, пока не наблюдается попытки изучить то, как проявляется в обыденном сознании картина мира.
Каждый народ в историческом контексте формирует собственное представление и определения картины мира, закрепляет их в искусстве, в мифах. Картина мира складывается из многих факторов, а основным их источником является историческая практика, пересечение с другими народами, опыт общения с ними, природные условия, ландшафт местности. Из имеющихся научных данных каждый народ выделяет только то, что имеет для него значение, ценность, и далее приспосабливает их к своей картине мира.
В культурной картине мира содержатся ценностные суждения. Они возникают, когда человек задумывается над значимостью для него материальных или духовных объектов. Возникает эталон для различных явлений.
На наш взгляд, чрезвычайно интересным было бы изучение структуры культурной картины мира современных россиян, какие ее элементы подвергаются трансформации в условиях изменяющейся России, а какие проявляют наибольшую устойчивость.
Предметом исследования работы является особенности культурной картины мира российского общества, конца XX начала XXI века.
Целью исследования - рассмотреть посредством культурологического анализа изменения и тенденции в культурной картине мира россиян на примере молодого поколения.
Объектом исследования является понятие культурной картины мира.
Для достижения поставленных целей потребовалось решение следующих задач:
Структура и объем работы:
Курсовая работа состоит из 2 глава, состоящих из 4 параграфов, заключения и списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахиезер А.С. Концепция социальной философии в усложняющемся мире // Власть. 2005. № 7. С. 54-62
2. Будник Г.А., Королева Т.В. Культурология: Учеб.-метод. пособие / ФГБОУВО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2018. – 152 с.
3. Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие. - М.: Альфа - М, 2003. - 432 с.
4. Ежова Е.Ю. Культурная идентификация личности в поликультурном пространстве. Провинциальная культура. 2009. С. 241-249.
5. Калиниченко В.В. Жизненный мир // Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
6. Кириллов Э.П. Культурологические измерения картины мира // Культура и цивилизация. 2016. № 1. С. 48-58.
7. Костина А.В. Новый вектор исследования картины мира в области культурологического знания/ Знание. Понимание. Умение 2013 - № 1. С. 304 -308.
8. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов- 4-е изд - М: Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с
9. Кузнецова Т.Ф., Луков В.А. Картина мира в свете тенденций развития культурологи // Вестник Международной академии наук (русская секция). 2009. № 1. С. 66-69
10. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.
11. Матвиенко М. А., Егушев К. Е., Пименов Н. О., Файрузов Р. Р. Ценности современной молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1523-1525. — URL https://moluch.ru/archive/90/18759
12. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. - М.: Норма, 2003. - 912 с.
13. Первушина О.В. Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 1 (182). Философия. Социология. Культурология. Вып. 16. С. 136–140.
14. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 1997.
15. Сычев А.А. Философско-методологические основания интегративного подхода // Регионология. 2013. № 4. С. 99-102
16. Фофанова К.В. Выбор и ответственность: переосмысление традиций // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10. № 3. С. 409-414
17. Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. Переводчики: А. М. Прихожан, В. И. Ривош, А. Д. Андреева – М, 1996. – 86 с.