Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государство использует правовые формы принуждения в своей регулирующей деятельности и располагает огромными экономическими ресурсами. Инструменты государственного регулирования включают такие важные инструменты, как: государственный бюджет, система государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство влияет на функционирование экономики, стимулирует экономический рост и научно-технический прогресс, поддерживает внешнеэкономическую деятельность компаний [15, с. 144].
Серьезной проблемой в современной России является внедрение эффективных методов регулирования экономики. Между тем с самого начала экономических реформ применялись методы государственного регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики. Мы знаем, что спрос и предложение определяют цену продукта и количество проданного продукта, как различные события влияют на спрос и предложение и, следовательно, изменяют равновесную цену и равновесный объем. Другой аспект регулирования цен - это регулирование цен на продукцию монополистов [23, с. 63]. На конкурентном рынке государственное регулирование цен всегда приводит к полным чистым убыткам. Однако это не совсем так, если компания обладает монопольной властью. И наоборот, регулирование цен может устранить все чистые убытки, возникающие в результате монопольной власти. Регулирование монополии направлено на снижение цен и увеличение производства в интересах потребителей, а также на получение справедливой прибыли для монополии [18, с. 92].
Взаимодействие частной монополии и государственного регулирования направлено не только на адаптацию к меняющимся условиям, но и на структурные изменения, необходимые для дальнейшего экономического развития. Состояние рыночной экономики может иметь прямое или косвенное влияние на национальную экономику, например, через государственную собственность или налоговую систему, процентные ставки или тарифы.
Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики. В этом и заключается актуальность исследуемой темы [18, с. 93].
Целью данной работы является рассмотрение государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики: целей, способов, результатов.
Задачи:
- описать роль государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики;
- рассмотреть способы и результаты ценообразования;
- изучить причины государственного вмешательства в ценообразование продовольственной продукции;
- описать последствия государственного вмешательства в ценообразование продовольственной продукции, 2021 г.
Объект исследования – государственное регулирование цен на рынке. Предмет исследования – особенности вмешательства и последствия государственного регулирования цен на продовольственную продукцию в России после пандемии (20021 год).
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования цен на рынке
1.1 Роль государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики
Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, которые направлены на достижение социальных и экономических целей, которые реализуются уполномоченными на это органами государства в отношении экономических субъектов. Государственной поддержкой являются меры положительного воздействия.
Дифференцируют следующие виды политики государства в отношении регулирования экономики:
1) Антициклическая политика (нацелена на поддержание определенных темпов роста экономики);
2) Научно-техническая и инновационная политика (государство направлено на развитие науки и техники, обеспечение научных приоритетов, внедрение научных результатов в производство);
3) Фискальная (бюджетно-налоговая) политика (определение источников финансирования казны, налоговая система, государственный бюджет);
4) Кредитно-денежная (монетарная) политика (государственное обеспечение нужным денежным количеством, регулирование кредитного и денежного рынков);
5) Внешнеэкономическая политика государства (аспекты внешней торговли, контроль миграции);
6) Социальная политика [17, с. 51].
В рыночной экономике основные функции государства следующие:
1) Правовая (регламентация порядка организации предпринимательской деятельности, реализация контроля за соблюдением этого контроля всеми субъектами экономики).
2) Протекционизм (создание благоприятных возможностей для развития национальной экономики или отдельных секторов и сфер народного хозяйства).
3) Стабилизационная (поддержание высокого уровня занятости, низкой инфляции, реализация антикризисных мер).
Обострение социальных, экономических проблем, проявившееся, например, в 30-х годах прошлого столетия, изменило форму парадигмы государственного участия в экономике [20, с. 32]. Поэтому появилась функция стабилизации государством общественного воспроизводства. Потребность в этом связана с необходимостью компенсации «провалов» в рынке. реализация такой функции связывается решением комплекса задач: стимулирования роста в экономике, обеспечения прогрессивных сдвигов в отраслей и региональной производственной структуре, в противодействии инфляции и безработице.
Формируются новые сферы государственного участия в экономике: регулирование социальных последствий циклических производственных перепадов. Государственный капитал начинает постепенно внедряться в наукоемкие отрасли, которые требуют внушительных первоначальных затрат.
4) Хозяйственная функция (владение, распоряжение, использование имущества, объектов собственности государства и муниципальной собственности, корректировка итогов функционирования механизма рынка).
5) Перераспределительная функция (изменение векторов потоков финансов при помощи налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций). Данная функция имеет тенденцию усложняться. Ранее она обеспечивала содержание аппарата государства, обороноспособность страны и ее внешнеполитическую деятельность. Позже у государства появляется другая направленность – способствовать стабильности экономики и ее росту. Происходит масштабирование сферы действия экономики, включая воспроизводственные процессы основного капитала, становления малого бизнеса, обновления структуры отрасли производства, развития региональных систем хозяйствования и др. [13,с 737]
Важной становится социальная поддержка малообеспеченных слоев населения, которая нацелена на реализацию права человека на стандарт благосостояния, который дает человеку достойное существование, вне зависимости от результатов экономической деятельности.
6) Социальная (обеспечение благосостояния населения на определенном уровне, который связан с объективными материальными условиями, традициями, соотношением классов). Сюда относят социальную инфраструктуру (образование, науку, окружающую среду), обеспечение малоимущих членов социума (пенсионеров, инвалидов, безработных, многодетных), социально-трудовые отношения.
В экономической теории также делят нормативную и позитивную роль государства. Нормативная роль определяет то, что государство сглаживает рыночные несовершенства, обеспечивает рост благосостояния. Позитивная государственная роль описывает то, что государство делает для улучшения благосостояния социума. В идеале предполагаемая и реальная роль государства должны совпадать. Но в действительности между данными ролями существует разрыв, по причине:
1) различий между интересами тех, кто управляет, и тех, кем управляют.
2) политических заблуждений.
3) недостаточным владением приемами экономической политики.
4) последствий прошлых решений в экономике.
Поэтому есть как «провалы» рынка, так и «провалы» государства. К последним относят огромное количество выработки решений в политике, когда каждый руководствует своими представлениями об общественных интересах. Это может быть коррупция, отсутствие четких критериев эффективной работы государства; высокая вероятность достижения результатов, которые отличаются от поставленных, и др.
Государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования призвано создать всем гражданам благоприятные условия в реализации своей способности к труду, содействовать профессиональной мобильности рабочей силы, формированию ее высокой конкурентоспособности, а также минимизировать социально-экономические издержки безработицы [8, с. 64]. Решение этих задач не может осуществляться изолированно, в отрыве от структурной и инвестиционной политики, социальных программ, политики доходов и др. Вместе с тем государственное регулирование в сфере занятости активно влияет на социально-экономические преобразования в стране, поскольку рост безработицы может стать одним из наиболее значимых факторов стагнации развития экономики и социальной нестабильности в обществе. Представляется, что содействие обеспечению эффективной занятости населения должно стать приоритетной задачей экономической политики государства, что требует обновления и изменения некоторых методологических подходов к регулированию социально-трудовой сферы [11, с. 44].
Исходя из этих задач определены следующие функции регулирования:
1) ориентирующая, состоящая в научно обоснованном выборе приоритетных целей, определении основных направлений развития занятости населения;
2) социальная, которая заключается в определении общественных и личных потребностей граждан в различных видах общественно полезной деятельности и возможностей их удовлетворения;
3) упреждающая, назначение которой состоит в предвидении и описании возможных негативных последствий в сфере занятости и принятии тех или иных управленческих решений [6, с. 71].
Система государственного регулирования представляет собой сложный механизм, включающий комплекс разнообразных форм и методов воздействия государства на процессы занятости населения.
По форме участия государства в регулировании занятости можно выделить следующие методы:
1. законодательно-правовые;
2. социально-экономические;
3. административно-организационные [1, с. 7].
Влияние государства на цены
Есть несколько способов регулирования государством цен: метод прямого регулирования цен и метод косвенного регулирования цен. Эти методы будут описаны более подробно ниже.
При использовании прямых методов регулирования правительство напрямую влияет на уровень цен, регулируя их уровень, устанавливая стандарты рентабельности или стандарты компонентов, составляющих цену, а также другие подобные методы.
Косвенные методы включают управление учетной ставкой процента, налогами, прибылью, уровнем самой низкой заработной платы и т. Д. Эти методы влияют не на сами цены, а на условия, которые имеют большое влияние на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.
Гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен считается оптимальным для государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Азимова М.Т. Современный рынок труда и проблемы его функционирования / М.Т. Азимова // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 1. С. 7-10
2) Аналитическая записка. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН: КОГДА НУЖНО ОСТАНОВИТЬСЯ?//2021, 12.// http://www.cbr.ru/content/document/file/131342/analytic_note_20211209_dip.pdf (дата обращения 03.06.2022)
3) Бастиа Ф. Экономические гармонии. Избранное / Пер. с франц. М.: Эксмо, 2017
4) Быков А. А., Государственное регулирование рынка зерна и зернопродуктов Сибирского федерального округа // АПК: экономика, управление. — 2021. — № 12. — С. 79-85
5) Внешняя торговля // Российская экономика: прогнозы и тенденции. — 2018. — № 1. — С. 16-18
6) Вон С. М. Безработица: ее причины и последствия / С.М. Вон // Молодой ученый. - 2019. - №17.1. - С. 71-77.
7) Глазова Е. С., Государственное регулирование трансфертного ценообразования // Финансовый менеджмент. — 2019. — № 6. — С. 22-35.
8) Даньшина Д. Н. Проблемы безработицы в Российской Федерации / Д.Н. Даньшина // Молодой ученый. - 2019. - №6. - С. 64-66.
9) Журавлева Г.П. Экономическая теория : макроэкономика-1, 2, метаэкономика, экономика трансформаций [Текст]: учебник для вузов / Журавлева, Г.П. – Москва.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019.
10) Зайкова С.Н., Государственное регулирование цен (тарифов) в Российской Федерации: административно-правовой аспект [Электронный ресурс] : Учебное пособие. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. — 247 с.
11) Зайцева И.Ю. Занятость и безработица в России: анализ основных тенденций / И.Ю. Зайцева // Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2018 №5 (1). С. 44-46
12) Зельднер А. Г., Управление структурной перестройкой экономики: ценовой фактор // Проблемы теории и практики управления. — 2021. — № 4. — С. 6-17.
13) Иванов Г. Г., Механизм формирования предельно допустимых цен на социально значимые продовольственные товары // Российское предпринимательство. — 2018. — Т. 19, № 3. — С. 737-745
14) Караваева И. В., Аномалии цен в условиях цифровизации российского рынка как фактор риска экономической безопасности // Финансовый бизнес. — 2019. — № 4. — С. 7-20.
15) Колпакова И. А., Государственное регулирование цен в стратегии социально-экономической безопасности России // Федерализм. — 2018. — № 1. — С. 144-158
16) Норт Д. Понимание процесса экономических изменений – М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010.- 253 с
17) Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики/ В. В. Мельников. – М.: Омега-Л, 2017.
18) Николаева Т. Е., Проблемы ценообразования на жизненно важные лекарственные препараты // Аудиторские ведомости. — 2020. — № 3. — С. 92-95
19) Папцов А. Г., Ценовая ситуация на агропродовольственном рынке России: проблемы и пути решения // АПК: экономика, управление. — 2021. — № 3. — С. 3-12.
20) Просеков А. Ю., Дореволюционное, советское и современное законодательство в сфере продовольственной политики // Пищевая промышленность. — 2018. — № 3. — С. 32-35.
21) Романюк М., Стратегическое планирование развития сельского хозяйства России // Экономика сельского хозяйства России. — 2021. — № 9. — С. 12-16
22) Румянцева Е. Е., Новая экономическая энциклопедия. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — XII, 882 с.
23) Татаринова О. В., Государственное регулирование экономики: исторические предпосылки современного подхода // История государства и права. — 2018. — № 10. — С. 63-67
24) Трубилин А. И., Ценовая политика в аграрном секторе экономики // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2019. — № 1. — С. 8-11.
25) Тюленев И. В., Место Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" в системе российского законодательства // Право и экономика. — 2018. — № 2. — С. 35-42.